Для бесплатного считывания карт водителей в сервисе GR.Cards скачайте программу-считыватель, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.

Часто задаваемые вопросы по тахографам

Почему надо использовать тахографы? Кто обязан и не обязан это делать? Какие требования предъявляются к установке и эксплуатации тахографа? Что и сколько стоит? Как правильно обслуживать оборудование? Кто в автопарке несет ответственность за тахографы и отвечает перед законом? Как эффективно следить за работой тахографов и не получать штрафы? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете в нашей статье.

Также советуем почитать материал про часто задаваемые вопросы по картам водителя.
Дата: 22 ноября 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 20-60 сек. на ответ
Тахограф: ответы на часто задаваемые вопросы

Содержание

Для чего нужен тахограф

Тахограф – это контрольное устройство для регистрации режима труда и отдыха водителей, скорости и других параметров работы автомобиля. Тахографы устанавливаются на грузовиках и автобусах с целью пресечения ДТП по причине переутомления водителей.

С помощью тахографов владельцы транспорта могут:

  • контролировать, как водители соблюдают режим труда и отдыха
  • избегать аварийных ситуаций с участием своих автомобилей
  • планировать графики работы водителей в соответствии с требованиями закона
  • работать без риска штрафов

На основании данных, зафиксированных тахографом, госорганы (ГИБДД, УГАДН) вправе выносить предупреждения и штрафы за:

  • за несоблюдение режимов труда и отдыха
  • за нарушение требований к использованию тахографов

На каких автомобилях нужно устанавливать тахограф

По законам Российской Федерации тахограф должен быть установлен:

  • на грузовиках категорий N2 (масса от 3,5 до 12 тонн) и N3 (масса свыше 12 тонн)
  • на автобусах категорий M2 (более 8 пасс. мест, масса до 5 тонн) и M3 (более 8 пасс. мест, масса свыше 5 тонн)

Использовать тахографы при осуществлении коммерческих и некоммерческих перевозок обязаны все владельцы перечисленного транспорта:

  • юридические лица
  • индивидуальные предприниматели
  • физические лица

На каких автомобилях НЕ нужно устанавливать тахограф

По закону (Приказ Минтранса №438, приложение 2) тахографы российского образца с блоком СКЗИ не требуется устанавливать:

  • на спецтехнике
  • на коммунальной технике
  • на различных типах специального транспорта
  • на автомобилях МВД, Росгвардии, Минобороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи
  • на транспорте, который передвигается в пределах территории предприятия
  • на транспорте сельхозпроизводителей при внутрихозяйственных перевозках
  • на учебных автомобилях
  • на автомобилях старше 50 лет в оригинальном состоянии
  • на транспорте, осуществляющем международные перевозки*
Смотреть весь перечень исключений в раскрывающемся списке
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.), и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;

автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;

транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;

транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;

транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии - рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;

транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
* Присутствие в списке исключений международных перевозчиков вовсе не означает, что они не обязаны использовать тахографы. На их транспорте должен быть установлен тахограф европейского образца ЕСТР – при условии наличия карточки допуска к международным перевозкам (карта МАП). Передвижение транспорта, осуществляющего международные рейсы, по российским дорогам без тахографа незаконно.

В каких законах сказано о требовании устанавливать тахограф

Обязанность использовать тахографы на грузовиках N2, N3 и автобусах M2, M3 прописана в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения". Действие закона распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Требования к тахографам, категории и виды ТС, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов зафиксированы в Приказе Минтранса №440 от 28.11.2020 (до него был приказ №36).

Порядок оснащения транспорта тахографами закреплен в Приказе Минтранса России от 26.10.2020 № 438 (ранее действовал приказ №273).

Для владельцев автобусов прописаны отдельные требования:


Плюс без тахографа невозможно выполнять требованиям к труду и отдыху водителей грузового и пассажирского транспорта:

Какие штрафы за отсутствие тахографа

Отсутствие тахографа приведет к штрафам:

  • на водителей: от 3000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц: от 7000 до 10 000 рублей
  • на ИП: от 15 000 до 25 000 рублей
  • на юрлиц: от 25 000 до 50 000 рублей

Такие же штрафы будут выписаны за нарушение требований к использованию тахографа (в т.ч. за езду без карты водителя) и за неисправный тахограф.

Все эти штраф закреплены в Статье 23 КоАП РФ.

Какие тахографы можно и нельзя использовать

Однозначно нельзя эксплуатировать аналоговые тахографы. С 2016 года разрешено использовать исключительно цифровые тахографы.

На транспорте, работающем в пределах РФ, необходимо устанавливать цифровые тахографы с блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Среди них:

• АТОЛ Drive 5
• АТОЛ Drive Smart
• Штрих Taxo Rus
• VDO DTCO 3283
• Меркурий ТА-001
• ТЦА-02НК
• КАСБИ SMART
• МИКАС

На транспорте, допущенном к международным перевозкам, используются цифровые тахографы ЕСТР. Например:

• VDO DTCO 1381
• Stoneridge SE5000
• EFKON EFAS-4

Официальный перечень разрешенных тахографов можно посмотреть на сайте ФБУ "Росавтотранс": модели СКЗИ, модели ЕСТР.

Какая средняя цена тахографа

Стоимость оборудования составляет в среднем:

  • тахографы СКЗИ – от 32 000 рублей
  • тахографы ЕСТР – от 36 000 рублей

Дополнительные расходы потребуются на установку тахографа (5-10 т.р.), на оформление карт водителя для тахографа (около 3 т.р.), на покупку считывателя для выгрузки данных с карт водителя (1 т.р.), на термобумагу для распечаток ленты тахографа (около 400 р. за три рулона).

В процессе эксплуатации нужно предусматривать затраты на перевыпуск карт водителя (раз в 3 года), на замену блока СКЗИ (раз в 3 года), на повторную калибровку.

Подробный обзор затрат на тахограф вы можете прочесть в этой статье.

Где можно устанавливать тахографы

Самостоятельная установка тахографа запрещена.

Работой по установке и техническому обслуживанию тахографов могут заниматься только организации, аккредитованные в ФБУ "Росавтотранс" – они должны иметь клеймо мастерской.

Проверить, является ли мастерская официальной, можно на сайте Агентства автомобильного транспорта. Также советуем опираться на наш выбор проверенных мастерских.

При работе с тахографами СКЗИ мастерская должна также иметь лицензию ФСБ, которая дает право работать со средствами криптографической защиты информации.

Монтаж тахографов должен производиться на специально оснащенной базе мастерской строго по регламенту, утвержденному в Приказе №438 Минтранса (Приложение N 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства).

Советуем всегда проверять мастерские на предмет наличия допусков и лицензий. Не поленитесь узнать отзывы других о перевозчиков о качестве работы мастерской. Убедитесь, что в договоре четко прописаны гарантийные обязательства. Тем самым вы сможете уберечь себя от непрофессиональной установки тахографа и напрасной траты денег.

Сколько стоит установка тахографа

В среднем базовые затраты на установку тахографа составляют 5000-7000 р.

Они включают такие работы, как: монтаж тахографа, первичная настройка и поверка, активация блока СКЗИ, опломбирование оборудования, разъемов и датчиков, установка калибровочной таблички в кабине, оформление документации, инструктирование водителей и должностных лиц.

Для отдельных моделей автомобилей могут потребоваться дополнительные расходы на уровне 2000-5000 р. Например, если требуется установить датчик скорости вместо штатного и электронный спидометр вместо механического, проложить кабели к датчикам, установить короб для тахографа, подключить оборудование к CAN-шине автомобиля.

В итоге общие затраты на покупку и монтаж тахографа обходятся владельцам в сумму не менее 40 000 рублей.

Почему и когда нужно менять блок СКЗИ

Срок работы блока СКЗИ (НКМ), который должен быть во всех тахографах российского образца, составляет ровно три года. За это время ресурсы хранения данных в памяти блока исчерпываются. Так что раз в 3 года блок СКЗИ обязательно нужно переустанавливать.

Также замена блока СКЗИ потребуется, если:

  • внесены изменения в регистрационных данных ТС
  • сменился владелец автомобиля
  • изменились государственные номера
  • тахограф переустановлен с одного автомобиля на другой

После демонтажа блока владелец должен обеспечить его хранение в течение года и затем отдать мастерской на утилизацию.

Подробнее о правилах, процедуре и стоимости замены СКЗИ читайте в нашей статье.

В каких случаях нужна повторная калибровка тахографа

Повторную калибровку, то есть настройку* тахографа требуется производить каждые три года, либо:

  • при замене блока СКЗИ
  • при изменении идентификационного номера (VIN) и/или гос.номера (VRN) автомобиля
  • при нарушении опломбировки
  • после ремонта тахографа и любых действий, влияющих на его настройки (замена датчика скорости или спидометра, замена кабельных соединений, переустановка на другой автомобиль и т.д.).

* В приказах Минтранса термин "калибровка" давно заменил термин "настройка". Но в обиходе слово калибровка сохраняется. Так что настройка и калибровка тахографа – это одно и то же.

Подробнее о калибровке читайте в статье "Калибровка тахографа. Правила, сроки, штрафы, рекомендации".

Можно ли использовать тахограф БУ

Можно, но с крайней осторожностью.

Тахограф должен быть в работоспособном состоянии, поверен, откалиброван и установлен по всем правилам в аккредитованной мастерской.

Убедиться, что оборудование занесено в гос.реестры и допущено к использоваться на транспорте, можно:


С точки зрения экономии покупка б/у тахографа СКЗИ не сильно себя оправдывает, так как все равно придется приобретать и устанавливать новый блок СКЗИ – это не менее 20 т.р. В случае с тахографами ЕСТР никакие блоки менять не надо – выгода будет более ощутимой.

В любом случае советуем покупать бывшие в употреблении тахографы в компаниях, которые при этом занимаются их установкой и могут обеспечить гарантийные обязательства.

Можно ли переставить тахограф на другой автомобиль

Да, это можно делать. Но только в мастерской, аккредитованной Минтрансом, с соблюдением всех требований и регламентов по оснащению транспорта тахографами.

При переустановке тахографа российского образца с одного автомобиля на другой необходимо заменить блок СКЗИ на новый.

Как правильно пользоваться тахографом

Ответ на этот вопрос не уместится в пару предложений. Но важно знать несколько "золотых" правил:

  • Всегда вставлять карту в начале смены и извлекать ее в конце смены
  • Не давать карте "ночевать" в тахографе
  • Устанавливать режим "отдых", когда водитель уходит на перерыв

Для лучшего понимания и обучения рекомендуем вам наш детальный обзор, где вы найдете:

  • правила использования тахографов для водителей и должностных лиц
  • инструкции для всех популярных моделей тахографов
  • дополнительные практические материалы

Также вам помогут разобраться статьи:


Плюс советуем пользоваться шаблоном инструктажа для водителей по правилам использования цифрового тахографа. Скачать инструктаж.

Можно ли ездить с тахографом без карты водителя

Однозначно нельзя. Согласно требования приказа №440, перед началом движения водители обязаны:

  • вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя)

Передвижение с тахографом без карты водителя является грубым нарушением правил использования тахографа и карается штрафами по статье 11.23 КоАП.

Как соблюдать режим труда и отдыха по тахографу

В России водители, работающие на юрлиц и ИП, должны соблюдать требования Приказа №424 Минтранса "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей". В числе основных правил:

  • Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.
  • Когда водитель работает 5 дней в неделю или 6 дней в неделю, то продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.
  • Если стандартная ежедневная или еженедельная продолжительность не может соблюдаться (например, не хватает 8 часов в день или график работы 2/2), то для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени.
  • При суммированном учете время работы водителя не ограничивается 40 часами в неделю. За основу берется другой период (допустим, месяц) и контролируется количество часов за это время.

В Приказе №424 достаточно много тонкостей. Разобраться в них вам помогут наши статьи и таблица-памятка:


Для международных перевозчиков действуют отдельные нормы ЕСТР. О них вы прочтете в этих материалах:


Для российских физлиц, которые не работают на какую-либо организацию, нормы времени управления ТС и отдыха зафиксированы в Статье 26 Правил дорожного движения.
Нормы времени управления транспортным средством и отдыха в ПДД
26.1. Не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством. Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут.

26.2. Время управления транспортным средством не должно превышать:

9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;

56 часов в течение календарной недели;
90 часов в течение 2 календарных недель.

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;

не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.

26.4. При достижении предельного времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 и (или) абзацем вторым пункта 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:

на 1 час - для случая, указанного в пункте 26.1 настоящих Правил;
на 2 часа - для случая, указанного в абзаце втором пункта 26.2 настоящих Правил.

Примечание. Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов. Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, предоставляют доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществляют по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа.

Нужно ли скачивать данные из тахографа

Тахографы СКЗИ

В российских законах нет требования скачивать данные напрямую из тахографа в процессе эксплуатации. Это остается на усмотрение владельца транспорта. Но перед утилизацией тахографа все данные необходимо выгрузить и хранить их в течение года (пункт 13.9 приказа №440).

Зато есть неукоснительное требование скачивать данные с карт водителей каждые 28 дней и хранить их в течение года. Если этого не делать, то должностные лица и компания могут получить штрафы при проверках предприятия Ространснадзором.

О том, как скачивать данные и с ними работать, вы можете прочесть в наших статьях:


Тахографы ЕСТР

При использовании европейских тахографов скачивать данные из памяти устройства необходимо раз в 90 дней и обеспечивать их хранение в течение 24 месяцев.

Информацию с карт водителя нужно выгружать раз в 28 дней и хранить 1 год.

Проверяют ли тахограф при техосмотре

Да.

Наличие работоспособного тахографа является одним из условий прохождения технического осмотра грузовиков и автобусов. Об этом сказано в пункте 82 раздела "Прочие элементы конструкции" Правил технического осмотра (ПП №1434). Подробнее о том, как подготовить транспорт с тахографами к техосмотру читайте в статьях:

Нужно ли проверять работу тахографа при предрейсовом контроле

Да.

С 2021 года тахограф внесен в перечень исправностей, которые проверяются во время предрейсового и предсменного контроля. Это указано в пункте 7 приказа Минтранса №9 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств".

Делая в путевом листе отметку "Контроль технического состояния транспортного средства пройден", механик берет на себя ответственность, что с тахографом все в порядке. Если при проверках ГИБДД обнаружится, что транспорт передвигался с изначально неисправным тахографом, то должностному лицу и компании неминуемо будет выписан штраф.

Также, согласно ПДД РФ, при неисправном тахографе запрещается эксплуатация транспортных средств (Пункт 7.4, "Прочие элементы конструкции").

    Кто и какую ответственность несет за работу с тахографами в автопарке

    В любой компании, эксплуатирующей грузовики и автобусы, должны быть сотрудники, ответственные за работу с тахографами и за соблюдение режимов труда и отдыха водителями.

    Как правило, это механики и инженеры по безопасности дорожного движения. В перечень их обязанностей входят:

    • инструктажи водителей по обращению с тахографами
    • контроль за их правильным использованием
    • контроль технического состояния
    • своевременное считывание данных с карт водителей (раз в 28 дней) и хранение в течение года
    • замена блока СКЗИ в российских тахографах раз в 3 года

    Полный перечень обязанностей из приказа №440 приведен в раскрывающемся списке.
      Приложение №2. Пункт 13. Владельцы транспортных средств должны:
      1) обеспечивать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских;
      2) обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;
      3) обеспечивать водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);
      4) выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней;
      5) хранить данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки контрольными органами;
      6) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивать хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;
      7) обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских;
      8) направлять в ФБУ "Росавтотранс" данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;
      9) обеспечивать перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;
      10) обеспечивать наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа;
      11) обеспечивать проведение поверок тахографов в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
      В случае выявления ГИБДД или УГАДН нарушений, допущенных должностными лицами, им и компании-работодателю грозят штрафы по статье 11.23 КоАП.

      Более того, если нарушение правил использования тахографов допустил только водитель исключительно по своей вине (например, ехал без карты), то это все равно приведет к возбуждению административного дела в отношении должностных лиц и компании. Так как они не смогли правильно его проинструктировать.

      На эту тему читайте статью "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит".

        Как должностным лицам эффективно контролировать использование тахографов и избегать штрафов

        Для экономии времени и повышения эффективности советуем автоматизировать контроль за тахографами в автопарке.

        Это можно сделать с помощью сервиса по считыванию и анализу данных с карт водителей GR.Cards.

        На основе информации, считанной с карт, GR.Cards предоставляет отчеты:

        • о нарушениях правил использования тахографов (езда без карты)
        • о соблюдении режимов труда и отдыха
        • о сроках считывания и замены карт водителей
        • о сроках замены блоков СКЗИ
        • о возможных проблемах с тахографами

        Примеры отчетов:
        Базовые функции программы бесплатные. Расширенные возможности предоставляются платно за небольшие деньги.

        Вы можете прямо сейчас зарегистрироваться и получить бесплатный доступ ко всем функциям GR.Cards на 7 дней.
        Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

        Другие материалы нашего блога

        Примеры работы автопарков с программой GR.Cards