Калибровка тахографа
Правила, сроки, штрафы, рекомендации

Зачем нужна калибровка? Как часто её необходимо повторять? Кто этим занимается? Сколько это стоит? Что грозит, если не калибровать тахограф? Как своевременно проконтролировать, что нужна новая калибровка?
Дата: 25 декабря 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 9 минут
Калибровка тахографа

Содержание

Что такое калибровка тахографа

Калибровка – это настройка тахографа, которая производится с учетом индивидуальных особенностей автомобиля для корректной фиксации параметров его работы и режимов труда и отдыха водителей.

Простыми словами, калибровка нужна, чтобы тахограф собирал показания, опираясь на реальные характеристики транспорта, а не на стандартные или эталонные значения.

В приказах Минтранса РФ №438 (о порядке оснащения транспорта тахографами) и №440 (о правилах установки и эксплуатации тахографов) слово калибровка отсутствует. Официально это давно называется настройкой. Но термин калибровка для многих остается привычным и повсеместно встречается в перечнях услуг и рекламе мастерских.
В любом случае, применительно к тахографам калибровка и настройка – это равнозначные понятия. Иногда встречается фраза "тарировка тахографа" – сути это не меняет.

В каких случаях и с какой периодичностью нужно производить калибровку тахографа

Во-первых, калибровка (или настройка) должна производиться при установке тахографа на автомобиль.

Повторная калибровка происходит:

  • тахографы СКЗИ – раз в 3 года при обязательной замене блока СКЗИ (НКМ)
  • тахографы ЕСТР – раз в 2 года

Также калибровка требуется в следующих случаях:

  • Если изменился идентификационный номер (VIN) и/или гос.номер (VRN) автомобиля.
  • Если изменилась окружность шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства, l.
  • Если в конструкцию ТС вносятся изменения, влияющие на его характеристический коэффициент, w*.
  • Если нарушена опломбировка тахографа.
  • После ремонта и любых манипуляций, влияющих на настройки оборудования. Это может быть замена датчика скорости, спидометра, проводов, кабелей, соединений и т.д. (подробнее о ремонте тахографа читайте в этой статье)
  • При демонтаже тахографа и его переустановке на другой автомобиль.

* W – это числовая характеристика компонента автотранспорта (например, вторичного вала коробки передач), возбуждающего в датчике движения сигнал, величина которого соответствует пробегу пути в 1 км. Проще говоря, это количество импульсов на один километр пути.
Для тахографов СКЗИ эти правила закреплены в приказе Минтранса РФ №438 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами" (см. текст приказа).

Как происходит калибровка тахографа и кто это может делать

Калибровка тахографа происходит по регламенту, утвержденному в приказе №440 Минтранса РФ (см. приложение 4, пункт 5). В документе перечислены такие действия:

1) корректировка показаний времени с учетом часовых поясов;
2) введение в тахограф значения ограничения скорости для конкретного транспортного средства;
3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной длины окружности ведущих колес (l), идентификационного номера (VIN) и государственного регистрационного номера (VRN) транспортного средства.

За этими формулировки скрывается кропотливая работа специалистов установочных центров, которые:

  • настраивают тахограф в соответствии с замеряемыми характеристиками автомобиля
  • тестируют, насколько правильны получаемые показания, и корректируют их
  • заносят сведения о калибровке в память устройства (данные ТС, дата, время, значения одометра и т.п. )
  • пломбируют тахограф, разъёмы и датчики во избежание несанкционированного доступа

Производить калибровку могут исключительно мастерские, аккредитованные Минтрансом РФ для выполнения работ по обслуживанию тахографов.

Самостоятельная калибровка незаконна, да и в целом невозможна – для настройки тахографа по всем правилам нужна как минимум карта мастерской.
Проверить, является ли мастерская официальной, можно на сайте ФБУ "Росавтотранс".

Для работы с тахографами СКЗИ мастерская должна также обладать лицензией ФСБ на осуществление деятельности с криптографическими (шифровальными) средствами.

Какие документы выдаются владельцам транспорта по факту калибровки

Настроив тахограф, мастерская выдает заказчику сертификат калибровки, в котором указывается:

  • информация о владельце
  • сведения о транспортном средстве, включая номера VIN и VRN
  • коэффициенты W, L, K
  • данные мастерской, в т.ч номер клейма
  • дата произведенной калибровки

Вместе с этим в кабине автомобиля устанавливается калибровочная табличка, на которой указываются:

  • реквизиты мастерской (название, клеймо, адрес)
  • сведения об автомобиле (модель, номера, коэффициенты W, L, K)
  • дата следующей калибровки
Выдача сертификата и установка калибровочной таблички – это правила, которые прописаны в международных требованиях к тахографам ЕСТР. В российских требованиях к тахографам СКЗИ таких правил нет – выполнять их желательно, но с точки зрения закона не обязательно.

Для надзорных органов (УГАДН, ГИБДД) основным документом, подтверждающим наличие настройки тахографа СКЗИ, является распечатка технических данных из памяти тахографа.
Информация о калибровке, которая должна отображаться в распечатке тахографа СКЗИ по требованиям приказа №438 (пункт 9)

  • наименование мастерской, производившей настройку тахографа
  • номер мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ "Росавтотранс" в соответствии с Правилами использования
  • номер тахографа в перечне сведений о моделях тахографов, формируемом ФБУ "Росавтотранс" в соответствии с Правилами использования
  • номер блока СКЗИ тахографа в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа, формируемом ФБУ "Росавтотранс" в соответствии с Правилами использования
  • параметры транспортного средства, указанные в пункте 8 Порядка, и дата их определения
  • идентификационный (VIN) и (или) государственный регистрационный (VRN) номера транспортного средства (при их наличии)

Сколько стоит калибровка тахографа

Средняя стоимость калибровки цифрового тахографа – от 3200 рублей.

Как правило, затраты на калибровку тахографа сразу закладываются:

  • в стоимость установки тахографа "под ключ»
  • в стоимость работ по замене блока СКЗИ
Подробнее о затратах на установку и обслуживание тахографа, в т.ч. на калибровку, читайте в наших статьях:

Какой штраф могут выписать за отсутствие калибровки

Отсутствие калибровки – это прямое нарушение требований к эксплуатации тахографа на транспорте.

За это полагаются штрафы по статье 11.23 КоАП:

  • Водитель – от 3 000 до 5 000 рублей
  • Должностное лицо – от 7 000 до 10 000 рублей
  • Юрлицо – от 20 000 до 50 000 рублей
  • ИП – от 15 000 до 25 000 рублей

Надзорным органам не составит труда распознать, что тахограф не откалиброван или откалиброван некорректно, по распечатке технических данных.

В первую очередь, инспекторы смотрят на дату настройки (не позднее 3-х лет для тахографов СКЗИ и 2-х лет для тахографов ЕСТР на момент контроля), на VIN-номер и госномер.

Кстати, сведения о калибровке теперь проверяются при техосмотре транспорта, который должен быть оснащен тахографами (подробнее о новых правила ТО читайте в статьях "Техосмотр грузовиков" и "Техосмотр автобусов").
Наши рекомендации, чтобы избежать штрафов за калибровку

После настройки тахографа в мастерской сделайте распечатку технических данных и проверьте правильность внесения основных параметров, особенно номеров VIN и VRN. Из-за человеческого фактора именно в этих данных часто допускается ошибка, что может быть расценено как нарушение.

Эту распечатку лучше сохранить. Если вдруг данные о калибровке исчезнут из памяти тахографа, сохраненная распечатка поможет избежать штрафа.

Многие мастерские хранят у себя первую распечатку технических данных, как говорится, на всякий пожарный.

Почему важно не прогадать с выбором мастерской

Качественная выполненная калибровка:

  • обеспечивает точность и объективность показаний тахографа
  • помогает избегать нареканий надзорных органов и штрафов за нарушения требований закона
  • позволяет без проблем проходить технический осмотр

Наша главный совет – заказывать услуги по калибровке только в аккредитованных мастерских, у которых есть:

  • квалифицированный персонал
  • подтвержденный опыт установки и настройки тахографов в автопарках
  • твердые гарантийные обязательства перед клиентами

Если калибровка произведена постольку-поскольку, проблемы с тахографом и надзорными органами рано или поздно возникнут.
Во избежание неприятностей мы советуем владельцам транспорта ориентироваться на наш рейтинг мастерских из разных регионов России.

Здесь вы найдете сервисные центры, в которых мы абсолютно уверены по личному опыту и отзывам должностных лиц автопарков, работающих с тахографическим сервисом GR.Cards. Для этого просто заведите в строку поиска свой город или регион.

Если вы не увидите в этом рейтинге свой населенный пункт, обратитесь к тем, кто территориально находится ближе. Наши партнеры предложат выездные услуги, либо посоветуют другие надёжные мастерские, расположенные рядом с вами.

ССЫЛКА НА РЕЙТИНГ МАСТЕРСКИХ
Пример поиска в рейтинге
Надежные мастерские по установке тахографов

Как следить за калибровкой в автопарке

1. После установки тахографа всегда проверяйте, что данные о калибровке присутствуют в распечатке технических данных и что информация об автомобиле (номера VIN и VRN) указана верно. Первую распечатку стоит сохранить – она пригодится, чтобы доказать факт калибровки при разбирательствах с госорганами.

2. Помните, что перекалибровка тахографа необходима: при смене номеров ТС; при изменении эффективной окружности колес; при внесении конструктивных изменений, влияющих на характеристический коэффициент (w); при ремонте и переустановке тахографа; в случае нарушения опломбировки; после замены датчика скорости, спидометра, а также проводов, кабелей, соединений тахографа.

3. И, конечно, требуется проводить обязательную повторную калибровку с заданной периодичностью: для тахографов СКЗИ раза в 3 года (после замены блока НКМ), для тахографов ЕСТР раз в 2 года.
Планировать расходы и время на повторную калибровку нужно заранее, чтобы не допустить простоев транспорта и штрафов за нарушения.

Для этого мы советуем использовать возможности тахографического сервиса по считыванию и анализу данных с карт водителей GR.Cards.
В разделе "Техобслуживание" этого сервиса вы можете настроить настроить уведомления о предстоящей замене блока СКЗИ и перекалибровке тахографа, наряду с напоминаниями о других плановых работах.
Также вы можете проверить значения, которые были введены в тахограф во время настройки в мастерской, во вкладке "Калибровки" (подробнее, как настроить).
Где посмотреть калибровку тахографа
Регистрируйтесь в GR.Cards и получите доступ ко всем возможностям сервиса на 7 дней. Далее сами решите, пользоваться бесплатно базовыми опциями или за небольшие деньги расширенным функционалом.
Ознакомиться со всеми функциями GR.Cards вы можете по этим ссылкам:
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

Примеры работы автопарков с программой GR.Cards