440 приказ Минтранса РФ
Изменения и разъяснения для должностных лиц

Какие пункты приказа касаются напрямую должностных лиц автопарков? За что можно получить штраф? Как соблюдать требования закона? Как автоматизировать контроль, чтобы не тратить лишнее время и заранее избегать неприятностей?
Дата: 6 октября 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 9 минут
приказ 440 минтранса от 28.10.2020 о тахографах
приказ 440 минтранса от 28.10.2020 о тахографах

Содержание

Главные требования приказа Минтранса 440 для должностных лиц

Приказ №440 Минтранса "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", как и следует из его полного названия, делится на четыре части.

Далее мы рассмотрим требования приказа, которые напрямую касаются компаний и должностных лиц. В тексте документа им нужно обращать внимание, в первую очередь, на пункты, где есть термин "владельцы транспортных средств".
Кстати, о терминах. Согласно пояснениям приказа №440:

Владельцы транспортных средств – это юридические лица и ИП, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, и физические лица, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей массой более 3,5 тонн и автобусов, а также соответствующих карт.

Мастерская – это сервисный центр.

Контрольные органы – это Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Приложение N 1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства

Здесь прописаны технические требования к тахографам, блокам СКЗИ и картам водителя, предприятия, контролера, мастерской.

Погружаться в эти правила не обязательно. Достаточно знать, что нужно использовать оборудование и карты, которые отвечают приказу №440.

Проверить, разрешены ли конкретные модели тахографов, блоков СКЗИ и карт к использованию, можно на сайте ФБУ "Росавтотранс" по этой ссылке.

◼ Приложение N 2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Эти требования тоже не нуждаются в особых пояснениях. Тахографы должны быть установлены на всех грузовиках N2, N3, и автобусах M2, M3.

За исключением:

  • международных перевозчиков (должен быть тахограф ЕСТР и карточка МАП)
  • экстренных и оперативных служб
  • некоторых органов исполнительной власти
  • компаний сферы ЖКХ
  • сельхозпредприятий при внутрихозяйственных перевозках
  • спецтранспорта различного назначения
  • автомобилей старше 50 лет, не использующихся для коммерческих перевозок
  • транспорта, который передвигается только в пределах территории предприятия

◼ Приложение N 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства

Вот здесь начинается самое главное для компаний и должностных лиц.

Во-первых, сказано, для чего должен использоваться тахограф:

"владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха"

Иными словами, тахограф применяется для соблюдения требований Приказа Минтранса №424, в котором закреплены нормы работы водителей. Подробно они разъясняются в нашей статье "Режим труда и отдыха водителей в 2022 году".
Конкретные обязанности владельцев транспорта перечислены в пункте 13. В частности, необходимо:

  • устанавливать тахографы только в аккредитованных мастерских и производить метрологические поверки оборудования
  • эксплуатировать тахографы согласно инструкциям производителей
  • соблюдать правила по замене блоков СКЗИ
  • обеспечивать водителей бумагой для тахографа и контролировать наличие руководства по эксплуатации тахографа в кабине
  • считывать данные с карт тахографа каждые 28 дней и хранить их в течение года
Помимо своих обязанностей, должностные лица должны знать "от сих до сих" обязанности водителей. Иначе будет невозможно научить их правильно пользоваться тахографами, контролировать выполнение требований и избегать штрафов.

Почему это особенно важно? Для водителей есть отдельные штрафы за нарушение правил работы с тахографами. Но штраф, наложенный контрольными органами на водителя, наверняка приведет к штрафам на должностное лицо и компанию. Об этом расскажем далее в разделе про штрафы.

Как избежать штрафов за тахограф?

  • Всегда вставлять карту в начале смены и доставать ее в конце
  • Не давать карте "ночевать" в тахографе
  • Устанавливать режим "отдых", когда водитель уходит на перерыв
  • Делать распечатки данных с тахографа

◼ Приложение N 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства

В этой части приказа №440 Минтранса собраны требования, которые в основном относятся к мастерским по установке тахографов.

Применительно к владельцам транспорта там говорится, что они обязаны обеспечивать утилизацию блоков СКЗИ и направлять информацию об этом в ФБУ "Росавтотранс".

Но должностным лицам автопарков следует тоже хорошо знать требования к мастерским, чтобы убедиться в качестве их услуг. Неправильно установленный тахограф или нарушения порядка его обслуживания мастерскими могут привести к штрафам на должностное лицо и компанию.

Поэтому советуем заранее проверять аккредитацию мастерской на сайте ФБУ "Росавтотранс". Ещё рекомендуем ориентироваться на наш рейтинг проверенных мастерских в разных регионах РФ.

◼ Приложение N 5. Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства

В этом приложении зафиксировано, как должны проверять тахограф мастерские, владельцы и контролирующие органы. Также обязанность следить за работоспособностью оборудования возлагается на водителя.

Для должностных лиц самое главное перед выходом транспорта в рейс проверить:

  • Исправность тахографа, в т.ч. вывод информации на печать
  • Взаимную аутентификацию карт и блока СКЗИ тахографа (то есть воспринимает ли тахограф карту)

Напомним, что сейчас обязанность регулярно проверять исправность тахографа закреплена в пункте 7 приказа Минтранса №9 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств". Подробнее об этом читайте в нашей статье "Путевые листы 2022 для грузовиков и автобусов".
Иногда возникает вопрос, можно ли использовать тахографы без блока СКЗИ, о котором так часто говорится в приказе №440?

1. Российские цифровые категорически нельзя эксплуатировать без блока СЗКИ. Равно как нельзя передвигаться с неисправным блоком и с блоком, срок действия которого закончился (3 года). Подробнее о требованиях к СКЗИ, правилах замены и стоимости.

2. На транспорте, который выезжает за рубеж, можно использовать тахографы европейского образца ЕСТР. Для таких контрольных устройств прописаны отдельные требования в международных документах, и нормы приказа №440, в т.ч. наличие блока СКЗИ, их не касаются. Но использовать тахографы ЕСТР можно только на транспорте, который официально допущен к осуществлению международных автомобильных перевозок. Для этого нужно получить в госорганах карточку МАП. Подробнее о том, как это сделать.
Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.
Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.

Ссылка на весь текст приказа №440 и PDF-версия для скачивания

Полный текст приказа вы можете посмотреть в нашем разделе "Тахографический контроль. Нормативно-правовые акты":

Скачать и открыть Приказ №440 в формате PDF вы можете по клику на это изображение:

Чем приказ Минтранса №440 отличается от устаревшего приказа Минтранса №36

Принципиальных отличий от приказа №36, который действовал до 2021 года, нет. Скорректированы некоторые формулировки, где-то поменялась нумерация пунктов. Основные разъяснения приказа №440 мы перечислили выше. Но должностным лицам автопарков не помешает также знать, что:

  • Больше не требуется производить поверку тахографа после замены блока СКЗИ при соблюдении ряда условий (о них мы рассказываем в статье "Замена блока СКЗИ")

  • Запрещено передвижение с тахографом без карты. По сути тахограф без нее все равно не будет функционировать. Новый запрет лишь усиливает акцент на строгом соблюдении правил.

  • Из приложения №3 убрали возможность для водителя вносить в распечатку тахографа сведения, заверенные подписью. Опять же это акцентирует внимание на запрете передвигаться без карты для тахографа.

  • В приложении №3 теперь нет пункта про то, что при повреждении/потере карты водитель должен обратиться с заявлением о выдаче новой карты. Но это вовсе не значит, что ему не нужно срочно заняться переоформлением. Без карты водителя, вставленной в тахограф, передвижение на грузовиках N2, N3 и автобусах M2, M3 незаконно.

  • При печати данных с тахографа на ленте должны выводиться: серийный номер устройства и QR-код, содержащий информацию из распечатки. Однако это требование относится только к тахографам, изготовленным после 1 января 2022 года.

Штрафы за несоблюдение приказа Минтранса РФ №440

Ответственность компаний и должностных лиц за несоблюдение положений приказа №440 установлена в статье 11.23 КоАП (часть 2).

Выход в рейс без тахографа и нарушение требований к его эксплуатации:

– Должностные лица: от 7 до 10 тыс. рублей
– Юридические лица: от 20 до 50 тыс. рублей
– ИП: от 15 до 25 тыc. рублей


В этой же статье КоАП (часть 1) прописаны штрафы за тахографические нарушения для водителей – от 3000 до 5000 руб.

И вот сейчас вам крайне важно понять:

– Штраф, выписанный водителю на трассе за его нарушения (в основном это передвижение без карты), не будет единственным. Любые нарушения по вине водителя автоматически ведут к возбуждению административных дел в отношении компаний и должностных лиц. Пусть даже виноват только водитель, руководству проблем не избежать.

О том, как связаны штрафы на водителя со штрафами на владельцев транспорта, подробно рассматривается в тексте "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит?".

О том какие появились изменения в штрафах за тахограф читайте в статье "Как изменились штрафы за РТиО и тахограф после 6.04.2022"

Как контролировать выполнение требований приказа 440 Минтранса в автопарке

Первоочередной совет: перед каждым выпуском ТС в рейс делать распечатку с карты водителя. По распечатке вы сможете понять, есть ли на текущий момент проблемы, которые мешают правильно использовать тахограф и могут привести к штрафам (см. статью "Расшифровка данных с тахографа").

Если в распечатке не зафиксировано каких-либо ошибок, то и водитель, и должностное лицо могут быть уверены, что работают по правилам в рамках закона. Если ошибки есть, то нужно немедленно их исправлить, например, обратиться в мастерскую (см. статью "Ошибки при эксплуатации тахографа")

В остальном надо постоянно контролировать, как соблюдаются требования приказа №440 в автопарке.

Должностным лицам необходимо:

– обучать водителей работе с тахографами и корректировать их действия
– проверять работоспособность тахографов
– выгружать данные с карт водителей раз в 28 дней и хранить их в течение года
– отслеживать срок годности карт водителей, чтобы своевременно их переоформлять раз в 3 года
– менять блоки СКЗИ раз в 3 года

Выполнить каждое из этих условий означает потратить массу времени на ручную работу. И не факт, что она будет эффективной. Придётся вести разрозненные графики сроков выгрузки данных, замены карт и блоков СКЗИ. Хранить информацию на разных компьютерах или внешних носителях, чтобы ничего не потерялось, если техника выйдет из строя. Не говоря уже о том, что визуальный осмотр и распечатки тахографа не всегда позволяют распознать потенциальные проблемы.

Для эффективного контроля за соблюдением положений приказа №440 следует пользоваться специализированными сервисами. Это сэкономит время, деньги и обезопасит должностных лиц от получения штрафов.

Как автоматизировать контроль и избежать штрафов

Рассмотрим возможности контроля выполнения требований приказа №440 на примере программы GR.Cards.

Этот сервис для считывания, расшифровки и анализа данных с карт и тахографов используют более 13 тыс. компаний для контроля работы 140 тыс. водителей.

На основе данных, расшифрованных с карт водителей, GR.Cards информирует об упущениях и проблемах, которые нужно сразу решать для избежания штрафов на водителя, компанию и должностное лицо.

Например, в отчете "Полнота данных" можно вовремя увидеть самое частое нарушение водителей – езду без карты.
Эти и другие нарушения порядка эксплуатации доступны в модуле "Контроль законодательства".
Следить за исправностью тахографа позволяет отчет "Проблемы".
Если номер ТС помечен красным, то нужно немедленно разбираться в причинах. Возможно, ваши тахографы работают некорректно. Допустим, когда пробег есть, а активность водителя нулевая, или наоборот. А может быть кто-то из водителей халатно относится к правилам передвижения с картой тахографа.

Подробнее о работе о том, как следить за исправностью тахографа
И это далеко не всё, что даёт контроль в GR.Cards. С помощью этого сервиса вы можете:

– получать напоминания о считывании карт раз в 28 дней на sms и email
– хранить считанные данные неограниченное время и скачивать их в любой момент
– вести учет срока годности СКЗИ и получать оповещения о необходимости замены блоков
– сверять данные с тахографа с данными из путевых листов, сравнивать их с графиками сменности водителей и разбираться в нестыковках
– экономить время и ресурсы, чтобы заниматься основной работой, а не только тахографами

Плюс у нас вы можете заказать отчет "Аудит тахографов" и получить данные о проблемах с ними в автопарке (подробнее).
Регистрируйтесь в GR.Cards, чтобы соблюдать требования приказа №440. Вы получите бесплатный доступ ко всем функциям на 7 дней. Далее сами решите, пользоваться бесплатно базовым функционалом или за небольшие деньги всеми возможностями.
Ознакомиться со всеми функциями GR.Cards вы можете по этим ссылкам:
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

Примеры работы автопарков с программой GR.Cards