Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.

Приказ Минтранса №440
Изменения и разъяснения для должностных лиц

Какие пункты приказа касаются напрямую должностных лиц автопарков? За что можно получить штраф? Как соблюдать требования закона? Как автоматизировать контроль, чтобы не тратить лишнее время и заранее избегать неприятностей?
Дата: 6 октября 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 9 минут

Приглашаем на вебинар

Как водителю разговаривать с надзорными органами, чтобы не получить штраф на себя и компанию за тахограф

17 ДЕКАБРЯ. БЕСПЛАТНО
10.00 – 11.30 МСК
17 декабря приглашаем на бесплатный вебинар
Как водителю разговаривать с надзорными органами, чтобы не получить штраф на себя и компанию за тахограф
Рассмотрим реальные ситуации
Поделимся действенными методами
[по ст. 11.23 коап за нарушения требований приказов 440 и 424 Минтранса]
ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ
ОБСУДИМ С ЭКСПЕРТОМ ПО РАБОТЕ С ГИБДД и УГАДН
ПРЕДОСТАВИМ ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Содержание

Главные требования приказа 440 для должностных лиц

Приказ Минтранса России N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", как и следует из его полного названия, делится на четыре части.

Перечислим требования, которые напрямую касаются компаний и должностных лиц. В тексте приказа нужно обращать внимание на все пункты, где фигурируют "владельцы транспортных средств".

Приложение N 1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства

Здесь прописаны технические требования к тахографам, блокам СКЗИ и картам водителя, предприятия, контролера, мастерской.

Погружаться в эти правила не обязательно. Достаточно знать, что нужно использовать оборудование и карты, которые отвечают приказу 440.

Проверить, разрешены ли конкретные модели тахографов, блоков СКЗИ и карт к использованию, можно на сайте ФБУ "Росавтотранс" по этой ссылке.

◼ Приложение N 2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Эти требования тоже не нуждаются в особых пояснениях. Тахографы должны быть установлены на всех грузовиках N2, N3, и автобусах M2, M3.

За исключением:

  • международных перевозчиков (должен быть тахограф ЕСТР и карточка МАП)
  • экстренных и оперативных служб
  • некоторых органов исполнительной власти
  • компаний сферы ЖКХ
  • сельхозпредприятий при внутрихозяйственных перевозках
  • спецтранспорта различного назначения
  • автомобилей старше 50 лет, не использующихся для коммерческих перевозок
  • транспорта, который передвигается только в пределах территории предприятия
Полный перечень исключений представлен в раскрывающемся списке
Приказ 440. Приложение 1. Пункт 2.

Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.), и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;


автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;

транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;

транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;

транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;

транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии - рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;

транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

◼ Приложение N 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства

Вот здесь начинается самое главное для компаний и должностных лиц.

Во-первых, сказано, для чего должен использоваться тахограф:

"владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха"

Иными словами, тахограф применяется для соблюдения требований Приказа Минтранса №424, в котором закреплены нормы работы водителей. Подробно они разъясняются в нашей статье "Режим труда и отдыха водителей в 2021 году".
Конкретные обязанности владельцев транспорта перечислены в пункте 13. В частности, необходимо:

  • устанавливать тахографы только в аккредитованных мастерских и производить метрологические поверки оборудования
  • эксплуатировать тахографы согласно инструкциям производителей
  • соблюдать правила по замене блоков СКЗИ
  • обеспечивать водителей бумагой для тахографа и контролировать наличие руководства по эксплуатации тахографа в кабине
  • считывать данные с карт тахографа каждые 28 дней и хранить их в течение года
Все обязанности владельцев ТС
Приказ 440. Приложение 3. Пункт 13.

Владельцы транспортных средств должны:


1) обеспечивать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских;
2) обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;
3) обеспечивать водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);
4) выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней;
5) хранить данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки контрольными органами;
6) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивать хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;
7) обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских;
8) направлять в ФБУ "Росавтотранс" данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;
9) обеспечивать перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;
10) обеспечивать наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа;
11) обеспечивать проведение поверок тахографов в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Помимо своих обязанностей, должностные лица должны знать "от сих до сих" обязанности водителей. Иначе будет невозможно научить их правильно пользоваться тахографами, контролировать выполнение требований и избегать штрафов.

Почему это особенно важно? Для водителей есть отдельные штрафы за нарушение правил работы с тахографами. Но штраф, наложенный ГИБДД на водителя, наверняка приведет к штрафам на должностное лицо и компанию. Об этом расскажем далее в разделе про штрафы.

А если вкратце, формула предотвращения штрафов простая. Научите водителя:

  • Всегда вставлять карту в начале смены и доставать ее в конце
  • Не давать карте "ночевать" в тахографе
  • Устанавливать режим "отдых", когда водитель уходит на перерыв
  • Делать распечатки данных с тахографа
Все обязанности водителей:
Приказ 440. Приложение 3.

11. Водители транспортных средств обязаны:

1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя - в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами.

12. Водителям запрещается:

1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом;
2) использование тахографа без карты водителя;
3) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
4) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
5) использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечень сведений о моделях тахографов;
6) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
7) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
8) использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

◼ Приложение N 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства

В этой части приказа 440 собраны требования, которые в основном относятся к мастерским по установке тахографов.

Применительно к владельцам транспорта там говорится, что они обязаны обеспечивать утилизацию блоков СКЗИ и направлять информацию об этом в ФБУ "Росавтотранс".

Но должностным лицам автопарков следует тоже хорошо знать требования к мастерским, чтобы убедиться в качестве их услуг. Неправильно установленный тахограф или нарушения порядка его обслуживания мастерскими могут привести к штрафам на должностное лицо и компанию.

Поэтому советуем заранее проверять аккредитацию мастерской на сайте ФБУ "Росавтотранс". Ещё рекомендуем ориентироваться на наш рейтинг проверенных мастерских в разных регионах РФ.
Все правила обслуживания тахографов
Приказ 440. Приложение 4.

1. Настоящие Правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:

1) ввод в эксплуатацию тахографа и блока СКЗИ тахографа;
2) техническое обслуживание тахографа;
3) ремонт тахографа и (или) внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие Требованиям, включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее - модернизация тахографа);
4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;
5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.

2. Ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа должен включать:

1) активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографа и блока СКЗИ тахографа;
2) ввод в тахограф данных, настройку тахографа, проверку правильности его функционирования и точности показаний в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя тахографа;
3) направление данных о тахографе и блоке СКЗИ тахографа в ФБУ "Росавтотранс".

3. Техническое обслуживание тахографа должно включать:

1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;
2) настройку тахографа.

4. Проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также настройка тахографа должна проводиться при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство должно быть в снаряженном состоянии с водителем;
2) давление в шинах должно соответствовать инструкциям организации-изготовителя транспортного средства;
3) износ шин должен соответствовать требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, установленным в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
4) транспортное средство должно приводиться в движение собственным двигателем и двигаться прямолинейно по участку с однородным твердым покрытием на расстояние, соответствующее требованиям технической документации организации-изготовителя тахографа, или на имитирующем данное движение соответствующем испытательном стенде.

5. Настройка тахографа должна включать:

1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;
2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;
3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного и государственного регистрационного номеров транспортного средства.

6. Настройка тахографа должна проводиться один раз в три года либо после:

1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;
2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;
3) изменения идентификационного и (или) государственного регистрационного номера транспортного средства;
4) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;
5) замены блока СКЗИ тахографа;
6) нарушения пломбировки тахографа.

7. Настройка тахографа должна завершаться его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы должны устанавливаться на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.

8. Ремонт и (или) модернизация тахографа должна осуществляться согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации-изготовителя тахографа.
После ремонта тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться поверка тахографа и процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа может не проводиться при выполнении следующих условий:

1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;
2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации должна осуществляться согласно технической документации организаций-изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.
При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:

1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

10. При использовании, обслуживании, ремонте и выводе из эксплуатации тахографа пользователи должны обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <15>, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
--------------------------------
<15> Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2020, N 24, ст. 3751.

11. Вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа должен осуществляться в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографов и (или) блоков СКЗИ тахографа. После вывода тахографа, блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в связи с его неисправностью, окончанием срока эксплуатации, окончанием срока действия ключа квалифицированной электронной подписи и квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа, мастерские должны:

1) выгрузить на внешние носители данные из тахографа и передать их владельцу транспортного средства;
2) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение владельцу транспортного средства. Работы должны осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005;
3) направить информацию в ФБУ "Росавтотранс" для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующих перечнях.

12. Владелец транспортного средства по окончании срока хранения выведенного из эксплуатации блока СКЗИ тахографа должен обеспечить:

1) его утилизацию;
2) направление информации в ФБУ "Росавтотранс" для учета сведений об утилизации блока СКЗИ тахографа в соответствующем перечне.

◼ Приложение N 5. Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства

В этом приложении зафиксировано, как должны проверять тахограф мастерские, владельцы и контролирующие органы. Также обязанность следить за работоспособностью возлагается на водителя.

Для должностных лиц самое главное перед выходом транспорта в рейс проверить:

  • Исправность тахографа, в т.ч. вывод информации на печать
  • Взаимную аутентификацию карт и блока СКЗИ тахографа (то есть воспринимает ли тахограф карту)

Напомним, что сейчас обязанность регулярно проверять исправность тахографа закреплена в пункте 7 приказа Минтранса №9 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств". Подробнее об этом читайте в нашей статье "Путевые листы 2021 для грузовиков и автобусов".
Все правила контроля тахографов
Приказ 440. Приложение 5.

1. Контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, должен осуществляться мастерскими, владельцами транспортных средств и контрольными органами в целях исключения нарушения водителем, управляющим транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров, установленного режима труда и отдыха.

2. При контроле должна осуществляться проверка соблюдения следующих требований:

1) на транспортном средстве, подлежащем оснащению тахографом в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу, установлен тахограф, сведения о модели которого учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях тахографов в соответствии с приложением N 3 к настоящему приказу;
2) установленный на транспортное средство тахограф активизирован (осуществляется взаимная аутентификация карт и блока СКЗИ тахографа);
3) тахограф работает исправно, не блокирован и не подвергнут модификации;
4) регистрируемая тахографом информация не блокируется и не корректируется;
5) сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) на тахограф нанесен знак поверки и (или) оформлено свидетельство о поверке тахографа, и (или) сделана запись в паспорте (формуляре) тахографа, заверенная подписью поверителя и знаком поверки с не истекшим сроком действия.

3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

4. При осуществлении контроля должны производиться:

1) визуальное исследование элементов тахографа, мест и правильности их установки на транспортном средстве в соответствии с требованиями организации-изготовителя тахографа, включая проверку наличия пломб с номером мастерской, производившей установку тахографа;
2) проверка наличия в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа, установленного на данное транспортное средство;
3) проверка распечатки данных из тахографа и с карт водителей;
4) проверка выгрузки данных из тахографа и с карт водителей;
5) сравнение данных из распечаток с данными, зарегистрированными в некорректируемом виде в тахографе и на картах водителей;
6) проверка вывода информации на дисплей;
7) проверка ручного ввода информации о местоположении транспортного средства в момент начала и окончания периодов времени управления транспортным средством;
8) проверка автоматического определения местоположения транспортного средства;
9) проверка соответствия фактического местоположения транспортного средства и данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав которых блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местоположения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью;
10) проверка наличия сведений о результатах поверки тахографа, подтверждающих его пригодность для применения, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) проверка наличия на тахографе знака поверки и (или) свидетельства о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.
Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.

Чем этот приказ отличается от прошлого 36-го приказа

Принципиально приказ №440 не особо отличается от Приказа №36, который действовал до 2021 года. Скорректированы некоторые формулировки, где-то поменялась нумерация пунктов.

Из того, что не помешает знать должностным лицам:

  • Больше не требуется производить поверку тахографа после замены блока СКЗИ при соблюдении ряда условий (о них мы рассказываем в статье "Замена блока СКЗИ")
  • В обязанностях водителя появился пункт, запрещающий передвижение с тахографом без карты. По сути тахограф без нее все равно не будет функционировать. Новый запрет лишь усиливает акцент на строгом соблюдении правил.
  • Из приложения №3 убрали возможность для водителя вносить в распечатку тахографа сведения, заверенные подписью. Опять же это акцентирует внимание на запрете передвигаться без карты для тахографа.
  • В приложении №3 теперь нет пункта про то, что при повреждении/потере карты водитель должен обратиться с заявлением о выдаче новой карты. Но это вовсе не значит, что ему не нужно срочно заняться переоформлением. Без карты водителя, вставленной в тахограф, передвижение на грузовиках N2, N3 и автобусах M2, M3 незаконно.

Ответственность и наказания для владельцев транспорта

Ответственность компаний и должностных лиц за несоблюдение положений Приказа №440 установлена в статье 11.23 КоАП (часть 2).

Выход в рейс без тахографа и нарушение требований к его эксплуатации:

– Должностные лица: от 7 до 10 тыс. рублей
– Юридические лица: от 20 до 50 тыс. рублей
– ИП: от 15 до 25 тыc. рублей


В этой же статье КоАП (часть 1) прописаны штрафы за тахографические нарушения для водителей – от 3000 до 5000 руб.

И вот сейчас вам крайне важно понять:

– Штраф, выписанный водителю на трассе за его нарушения (в основном это передвижение без карты), не будет единственным. Любые нарушения по вине водителя автоматически ведут к возбуждению административных дел в отношении компаний и должностных лиц. Пусть даже виноват только водитель, руководству проблем не избежать.

О том, как связаны штрафы на водителя со штрафами на владельцев транспорта, подробно рассматривается в нашей статье "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит?".

Как контролировать выполнение требований приказа в автопарке

Первоочередной совет: перед каждым выпуском ТС в рейс делать распечатку с карты водителя. По распечатке вы сможете понять, есть ли на текущий момент проблемы, которые мешают правильно использовать тахограф и могут привести к штрафам (см. статью "Расшифровка данных с тахографа").

Если в распечатке не зафиксировано каких-либо ошибок, то и водитель, и должностное лицо могут быть уверены, что работают по правилам в рамках закона. Если ошибки есть, то нужно немедленно их исправлить, например, обратиться в мастерскую (см. статью "Ошибки при эксплуатации тахографа")

В остальном надо постоянно контролировать, как соблюдаются требования приказа №440 в автопарке.

Должностным лицам необходимо:

– обучать водителей работе с тахографами и корректировать их действия
– проверять работоспособность тахографов
– выгружать данные с карт водителей раз в 28 дней и хранить их в течение года
– отслеживать срок годности карт водителей, чтобы своевременно их переоформлять раз в 3 года
– менять блоки СКЗИ раз в 3 года

Выполнить каждое из этих условий означает потратить массу времени на ручную работу. И не факт, что она будет эффективной. Придётся вести разрозненные графики сроков выгрузки данных, замены карт и блоков СКЗИ. Хранить информацию на разных компьютерах или внешних носителях, чтобы ничего не потерялось, если техника выйдет из строя. Не говоря уже о том, что визуальный осмотр и распечатки тахографа не всегда позволяют распознать потенциальные проблемы.

Для эффективного контроля за соблюдением положений приказа №440 следует пользоваться специализированными сервисами. Это сэкономит время, деньги и обезопасит должностных лиц от получения штрафов.

Как автоматизировать контроль и избежать штрафов

Рассмотрим возможности контроля выполнения требований приказа №440 на примере программы GR.Cards.

Этот сервис для считывания, расшифровки и анализа данных с карт и тахографов используют более 13 тыс. компаний для контроля работы 140 тыс. водителей.

На основе данных, расшифрованных с карт водителей, GR.Cards информирует об упущениях и проблемах, которые нужно сразу решать для избежания штрафов на водителя, компанию и должностное лицо.

Например, в отчете "Полнота данных" можно вовремя увидеть самое частое нарушение водителей – езду без карты.
Эти и другие нарушения порядка эксплуатации также доступны в модуле "Контроль законодательства".
Следить за исправностью тахографа позволяет отчет "Проблемы".
Если номер ТС помечен красным, то нужно немедленно разбираться в причинах. Возможно, ваши тахографы работают некорректно. Допустим, когда пробег есть, а активность водителя нулевая, или наоборот. А может быть кто-то из водителей халатно относится к правилам передвижения с картой тахографа.

Подробнее о работе о том, как следить за исправностью тахографа
И это далеко не всё, что даёт контроль в GR.Cards. С помощью этого сервиса вы можете:

– получать напоминания о считывании карт раз в 28 дней на sms и email
– хранить считанные данные неограниченное время и скачивать их в любой момент
– вести учет срока годности СКЗИ и получать оповещения о необходимости замены блоков
– сверять данные с тахографа с данными из путевых листов, сравнивать их с графиками сменности водителей и разбираться в нестыковках
– экономить время и ресурсы, чтобы заниматься основной работой, а не только тахографами

Плюс у нас вы можете заказать отчет "Аудит тахографов" и получить данные о проблемах с ними в автопарке (подробнее).
Регистрируйтесь в GR.Cards, чтобы соблюдать требования Приказа №440. Вы получите бесплатный доступ ко всем функциям на 7 дней. Далее сами решите, пользоваться бесплатно базовым функционалом или за небольшие деньги всеми возможностями.
Ознакомиться со всеми функциями GR.Cards вы можете по этим ссылкам:
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях
На любые вопросы о правилах работы с тахографами, о требованиях закона, об актуальных штрафах и о работе с сервисом GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога
Примеры работы автопарков с программой GR.Cards