Как правильно пользоваться тахографом
Правила, инструкции, рекомендации

Тахографы не относятся к устройствам из категории "поставил и забыл". Нужно внимательно изучать и неукоснительно соблюдать порядок работы с ними во время рейсов, следовать требованиям по выгрузке и хранению данных, поддерживать оборудование в работоспособном состоянии, вовремя производить необходимые процедуры (замена карт водителя, замена блока СКЗИ, калибровка тахографа).

В этой статье мы расскажем о базовых правилах, поделимся инструкциями к основным моделям тахографов, дадим практические рекомендации и поделимся методическими материалами для обучения водителей.

Как правильно пользоваться тахографом
Правила, инструкции, рекомендации

Тахографы не относятся к устройствам из категории "поставил и забыл". Нужно внимательно изучать и неукоснительно соблюдать порядок работы с ними во время рейсов, следовать требованиям по выгрузке и хранению данных, поддерживать оборудование в работоспособном состоянии, вовремя производить необходимые процедуры (замена карт водителя, замена блока СКЗИ, калибровка тахографа).

В этой статье мы расскажем о базовых правилах, поделимся инструкциями к основным моделям тахографов, дадим практические рекомендации и поделимся методическими материалами для обучения водителей.
Дата: 5 февраля 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 13 минут
Как пользоваться тахографом

Содержание

Правила использования тахографа. Водители

Прежде чем перейти в инструкциям для водителя, напомним о базовых правилах, которые нужно неукоснительно соблюдать:

  • Передвижение грузовиков N2, N3 и автобусов M2, M3 по законам РФ возможно только с тахографами, которые соответствуют требованиям закона, установлены в официальных мастерских, правильно настроены и исправны (за исключением случаев поломки в пути).

  • Водитель обязан иметь при себе персональную карту для работы с тахографом. Только при наличии вставленной в тахограф карты можно производить все операции с устройством. Отсутствие карты, передвижение с просроченной или заблокированной картой водителя считается нарушением требований к использованию тахографа и приведёт к штрафу для водителя в размере от 3 до 5 тысяч рублей (Ст. 11.23 КоАП РФ).

  • Водитель должен уметь самостоятельно устанавливать режимы работы тахографа и выводить информацию на печать. Если при проверках ГИБДД на трассе водитель не сможет сделать распечатку, штраф точно будет выписан.

Особенности работы с тахографом. Действия водителя

◼ Какие есть режимы работы тахографа и для чего они нужны

Существует всего 4 режима работы тахографа: "Управление", "Работа", "Отдых", "Готовность". И здесь надо предусматривать несколько ключевых моментов.

1. Тахограф сам переходит в режим "Управление", когда автомобиль начинает движение, и переходит в режим "Работа", когда автомобиль останавливается. Вы можете увидеть это на распечатке с тахографа.

2. Если водитель делает остановку для отдыха от управления или на обед, обязательно необходимо поставить режим "Отдых". Иначе контролирующие органы могут посчитать, что водитель такого перерыва не делал, а значит либо игнорировал нормы время управления ТС, либо нарушал требования к продолжительности смены. И то и другое штрафуется в соответствии с законом (см. статью "Штрафы за тахограф и режим труда и отдыха водителей в 2022 году").

3. Если остановка связана с выполнением рабочих обязанностей, необходимо самостоятельно выставить режим "Готовность" (например, при погрузке/разгрузке, в ожидании оформления документов). Режим "Готовность" позволяет сократить рабочее время иногда даже до 50% (от этого режима). Меньше рабочего времени – меньше вероятность нарушить режимы труда и отдыха. Так что пренебрегать режимом "Готовность" не стоит.

Важно знать! Во время стоянки при работающем двигателе режим "Работа" продолжает быть активным, поэтому водитель должен переключаться на другие режимы вручную.

Перечисленные режимы фиксируются в памяти устройства с указанием времени с точностью до минуты. Эта информация является свидетельством того, что водитель соблюдает, либо игнорирует нормы времени и отдыха, установленные законом.
Немного о том, как тахограф "пишет" эти режимы.

Поскольку данные на карте водителя фиксируются поминутно, а не посекундно, то возникает вопрос – какой из режимов записать на карту? Объясняем, как эту задачу решает тахограф:

Раньше тахографы работали по примитивной схеме. Какая активность была в 00 секунд, ту тахограф и записывал на карту.

Но в современных тахографах чаще по прошествии минуты выбирается тот режим, который длился дольше всего за последние 60 секунд. Например, если в первые 35 секунд минуты водитель отдыхал, а затем до конца минуты передвигался на ТС, то будет зафиксирован именно "Отдых".*

* При всём при этом, данные о скорости движения записываются тахографом ежесекундно.

◼ Как и зачем нужно вставлять карту

Приступая к работе, водитель должен вставить персональную карту чипом вверх в слот тахографа и ввести PIN-код. Когда в рейсе задействованы два водителя, нужно установить вторую карту во второй слот и тоже ввести индивидуальный пароль. Три ошибочных ввода PIN-кода приведут к блокировке карты – потребуется ввести PUK-код (читайте об этом в статье "Как разблокировать карту водителя?").

Если водитель начнет движение без установленной карты, то тахограф об этом просигнализирует.

Езда без карты водителя – это нарушение правил эксплуатации тахографа, и любой такой случай будет сохранен в памяти устройства.

◼ Зачем нужно делать ручной ввод

Ручной ввод данных необходимо производить при каждой новой вставке карты в слот тахографа.

С помощью кнопок на панели навигации нужно указать тип и длительность предшествовавшего режима: "Отдых" или "Работа".

Игнорирование ручного ввода данных может негативно сказаться на общей картине соблюдения режима труда и отдыха водителя. Подробнее о том, как производить ручной ввод, вы можете узнать далее в инструкциях по эксплуатации тахографов.

    ◼ В каких случаях можно и нельзя извлекать карту тахографа

    Водитель должен извлекать карту из тахографа каждый раз в конце рабочей смены. Оставлять карту в слоте устройства на ночь нельзя.

    Во время движения транспортного средства карта всегда должна быть вставлена в тахограф, но это не означает, что её нельзя извлекать при остановках в течение смены. Это придётся сделать по просьбе госавтоинспекторов или сотрудников Ространснадзора. Также карту дозволяется брать с собой, если водитель покидает кабину, например, на обед. Но после каждого извлечения и очередной вставки карты нужно вручную указывать информацию о том, что водитель делал в период её отсутствия в тахографе.
      ВНИМАНИЕ!

      Любые действия с тахографом (вставка/извлечение карты, переключение режимов) можно производить только тогда, когда транспортное средство находится в неподвижном состоянии.

      Во время движения ТС извлекать карту из слота тахографа нельзя.

      Ни первому, ни второму водителю (про использование тахографа в составе экипажа читайте статью "Как пользоваться тахографом с двумя водителями").
      Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
      Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
      Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.
      Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.

      Что ещё должен делать водитель?

      • Заправлять ленту в тахограф и делать распечатки данных с тахографа.
      • Следить за тем, чтобы карта не была просрочена (передвижение с просроченной картой считается нарушением требований к эксплуатации тахографа).
      • Сообщать механику, если работоспособность тахографа вызывает подозрения, чтобы в дальнейшем избежать поломок в пути.
      Понять лучше, как производится заправка бумаги в тахограф и распечатка данных на ленте, вам помогут эти видеоролики:
      Видеоинструкция: замена бумаги в тахографе
      Видеоинструкция: распечатка данных с тахографа при проверке инспектором ГИБДД

      Что недопустимо?

      • Передвигаться с не отвечающим законам, неработающим и неисправным тахографом (кроме случаев поломки в пути).

      • Использовать блок СКЗИ, у которого истёк срок эксплуатации (3 года).

      • Вмешиваться в штатную работу устройства (блокировка, корректировка, фальсификация данных).

      • Использовать чужую карту водителя или работать по карте с истекшим сроком годности. Если карта находится в процессе переоформления, то водитель может управлять без неё автомобилем максимум 15 дней ведя запись всех своих действий на ленту для тахографа под личную роспись. Сверх этого времени передвижение без карты возможно только в том случае, если необходимо вернуть ТС на базу. Подробнее об особенностях использования карт для тахографа читайте в статье "Часто задаваемые вопросы по картам водителя".

      Как это разъясняется в законах?

      Обязанность использовать тахографы на грузовиках и автобусах прописана в Статье 20 ФЗ №196 "О безопасности дорожного движения".

      В свою очередь, ФЗ-196 ссылается на правила и требования, установленные в приказе Минтранса №440.

      Конкретные обязанности водителей перечислены в приложении №3:
        Приказ Минтранса №440. Приложение №3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства. Обязанности водителей.
        11. Водители транспортных средств обязаны:

        1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

        2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя - в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);

        3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;

        4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

        5) осуществлять вывод на печать информации;

        6) не использовать поврежденную карту водителя;

        7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;

        8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;

        9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами.


        12. Водителям запрещается:

        1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом;

        2) использование тахографа без карты водителя;

        3) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;

        4) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;

        5) использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечень сведений о моделях тахографов;

        6) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;

        7) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;

        8) использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
        Подробно о сути и требованиях приказа читайте в статье "Приказ №440 Минтранса РФ.
        Изменения и разъяснения".

        Инструкции по эксплуатации тахографов

        Здесь вы можете открыть и скачать инструкции по использованию тахографов с блоком СКЗИ и тахографов ЕСТР, а также посмотреть полезные видеоролики о работе с ними. В частности, в них пошагово разбирается, как пользоваться тахографом с картой водителя. Также эти инструкции опубликованы в нашем справочном разделе.
        АТОЛ Drive 5
        АТОЛ Drive SMART
        Штрих-ТахоRUS
        VDO DTCO 3283
        VDO DTCO 1381
        ТЦА-02НК

        Инструкции для тахографов AТОЛ Drive 5 с блоком СКЗИ

        Работа с тахографом. Видеоинструкция для водителей

        ◼ Инструкции для тахографов AТОЛ Drive Smart с блоком СКЗИ

        Видеоинструкция для водителей по тахографу АТОЛ Drive Smart. Часть 1

        ◼ Инструкции для тахографов Штрих-ТахоRUS с блоком СКЗИ


        ◼ Инструкции для тахографов VDO DTCO 3283 с блоком СКЗИ


        ◼ Инструкции для тахографов VDO DTCO 1381 ЕСТР

        VDO DTCO 1381. Инструкция по работе с тахографом для водителя

        ◼ Инструкции для тахографов ТЦА-02НК с блоком СКЗИ

        Видеообзор: Тахограф ТЦА 02

        Меркурий ТА-001
        КАСБИ DT-20M
        МИКАС
        EFAS
        Stoneridge

        ◼ Инструкции для тахографов Меркурий ТА-001 с блоком СКЗИ


        ◼ Инструкции для тахографов КАСБИ DT-20M с блоком СКЗИ


        ◼ Инструкции для тахографов МИКАС 20.3840 с блоком СКЗИ

        Файлы (открыть в новой вкладке и скачать):


        ◼ Инструкции для тахографов EFAS V2 с блоком СКЗИ и EFAS ЕСТР


        ◼ Инструкции для тахографов Stoneridge SE 5000 ЕСТР

        Дальнобой по Европе. Тахограф SE5000. Обзор

        Правила использования тахографа. Владельцы транспорта

        Эти правила относятся и к работодателям (ответственные лица, должностные лица), и к частным лицам, если они эксплуатируют собственный транспорт, на котором должны быть установлены тахографы. От всех владельцев грузовиков N2, N3 и автобусов M2, M3 требуется:


        • Следить за соблюдением условий эксплуатации тахографов, т.е.: проводить обучение водителей, обеспечивать их инструкциями и бумагой для распечатки данных, контролировать выполнение требований по использованию карт для тахографа, следить за сроками действия карт.

        • В случае с тахографами СКЗИ обеспечивать считывание данных с карт водителей раз в 28 дней и хранить их в течение 1 года.

        • В случае с моделями ЕСТР обеспечивать выгрузку данных с тахографов раз в 90 дней и хранить их в течение 1 года.

        • Раз в три года производить замену блока СКЗИ (касается только российских тахографов).


        • Передавать в ФБУ "Росавтотранс" сведения о замене тахографов, о выведенных из эксплуатации тахографах и об утилизированных блоках СКЗИ. В этом вам должны помочь в мастерской, с которой вы сотрудничаете.

        Объяснения в законах

        Обязанности работодателей перечислены в Приказе №440:
        Приказ Минтранса №440. Приложение №3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства. Обязанности владельцев ТС.
        13. Владельцы транспортных средств должны:

        1) обеспечивать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских;

        2) обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;

        3) обеспечивать водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);

        4) выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней;

        5) хранить данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки контрольными органами;

        6) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивать хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;

        7) обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских;

        8) направлять в ФБУ "Росавтотранс" данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;

        9) обеспечивать перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;

        10) обеспечивать наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа;

        11) обеспечивать проведение поверок тахографов в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
        Для того, чтобы наладить работу с тахографами в автопарке и избежать заранее многих проблем, должностным лицам стоит проводить для водителей отдельные инструктажи. Скачать шаблон инструктажа по тахографам вы можете в этой статье.

          Ответственность и штрафы

          Ответственность за игнорирование требований к эксплуатации тахографов и за несоблюдение режимов труда и отдыха следующая:

          Выход в рейс без тахографа и нарушение требований к его эксплуатации (статья 11.23 КоАП, ч.1-2)

          – Водитель: от 3 до 5 тыс. рублей
          – Должностные лица: от 7 до 10 тыс. рублей
          – ИП: от 15 до 25 тыc. рублей
          – Юридические лица: от 20 до 50 тыс. рублей

          Несоблюдение норм времени управления ТС и нарушение режимов труда и отдыха водителей (статья 11.23 КоАП, ч.3)

          – Водитель: от 1,5 до 2 тыс. рублей
          – Должностные лица: от 7 до 10 тыс. рублей
          – ИП: от 15 до 25 тыc. рублей
          – Юридические лица: от 20 до 50 тыс. рублей
          Важно знать!

          Нарушения, допущенные водителями (в основном это передвижение без карты), автоматически ведут к возбуждению административных дел в отношении компаний и должностных лиц. Пусть даже виноват только водитель, руководству проблем не избежать.

          О том, как связаны штрафы на водителя со штрафами на владельцев транспорта, подробно рассматривается в тексте "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит?".

          Про отдельные виды нарушений и про то, как они определяются на трассе инспекторами, вы можете прочесть в статьях:

          Правила использования тахографа. Выводы и рекомендации

          Всего лишь установка тахографа и умение работать по инструкции не обезопасят от штрафов.

          В автопарке требуется на регулярной основе:

          • обеспечивать считывание и хранение данных с карт водителей
          • следить за правильным использованием тахографов в пути
          • контролировать соблюдение водителями режимов труда и отдыха
          • своевременно переоформлять карты водителя и менять блок СКЗИ
          • оперативно реагировать на неисправности тахографа

          Делать это в ручном режиме, опираясь на распечатки с тахографа, затратно по времени и не всегда эффективно. Поэтому должностным лицам автопарков следует применять программы для автоматизации контроля за эксплуатацией тахографов.

          С целью решения перечисленных задач рекомендуем онлайн-сервис по считыванию, расшифровке и анализу данных с карт водителей GR.Cards. Сегодня эти сервисом пользуются свыше 14,5 тыс. российских автопарков, контролируя, как десятки тысяч водителей соблюдают правила работы с тахографами.

          Для работы в GR. Cards нужно:

          • установить на компьютере программу для считывания карт и открытия ddd-файлов (ссылка на страницу загрузки)
          • автоматически отправить данные, выгруженные с карт, в онлайн-сервис, чтобы получать детальные отчеты о работе водителей на автомобилях, оснащенных тахографами
          Основные функции GR.Cards (считывание и хранение данных, разблокировка карт, напоминания о перевыпуске) доступны бесплатно. Расширенные возможности предоставляются по небольшой абонентской плате, но доступны для бесплатного тестирования в течение 7 дней.

          Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы лично узнать о всех преимуществах сервиса.

          РЕГИСТРАЦИЯ В GR.CARDS

          Регистрация необходима, чтобы доступ к персональным данным был исключительно у вас.
          Данные о работе водителей не будут переданы третьим лицам и госорганам (только при судебном запросе).
          Ваша электронная почта
          Ваш номер телефона

          РЕГИСТРАЦИЯ В GR.CARDS

          Регистрация необходима, чтобы доступ к персональным данным был исключительно у вас.
          Данные о работе водителей не будут переданы третьим лицам и госорганам (только при судебном запросе).
          Ваша электронная почта
          Ваш номер телефона
          Если вы хотите посмотреть, как работает GR.Cards, но загрузить карты водителей нет возможности, перейдите в demo.georoute.ru

          Более подробно ознакомиться с полезными функциями GR.Cards вы можете по этим ссылкам:
          Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

          Другие материалы нашего блога

          Примеры работы автопарков с программой GR.Cards