Как правильно пользоваться тахографом: правила, инструкции, рекомендации

Тахографы не относятся к устройствам из категории "поставил и забыл". Нужно внимательно изучить и неукоснительно соблюдать порядок работы с ними во время рейсов, следовать требованиям по выгрузке и хранению данных, поддерживать оборудование в работоспособном состоянии, вовремя производить необходимые процедуры (замена карт водителя, замена блока СКЗИ, калибровка). В этой статье мы расскажем о базовых правилах, поделимся инструкциями к основным моделям тахографов, дадим практические рекомендации. На любые вопросы по теме статьи ответим в комментариях в конце материала.
Дата: 5 февраля 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 13 минут
Сразу поясним, что в нашем обзоре не рассматриваются правила работы с аналоговыми тахографами. В пределах Российской Федерации закон обязывает устанавливать исключительно цифровые тахографы с блоком СКЗИ, которые отвечают требованиям Приказа №36 Минтранса РФ от 13.02.2013. При этом на транспортные средства, которые совершают международные рейсы, разрешено устанавливать тахографы стандарта ЕСТР (то есть без блока СКЗИ). Подробнее об этом вы можете почитать в нашей прошлой статье.

Независимо от модели цифрового тахографа, правила использования устройств в целом одинаковые, так как решают они одну и ту же задачу контроля за соблюдением режимов труда и отдыха (РТиО). Разница между конкретными моделями тахографов может заключаться на практике только в расположении кнопок, навигации по меню, в наличии или отсутствии дополнительных функций. На уровне этих деталей разобраться вам помогут текстовые и видео-инструкции, которые представлены в справочном разделе сайта.

Правила использования тахографа. Водители

Во-первых, водитель обязан иметь при себе карту для работы с тахографом. Только при наличии вставленной в тахограф карты можно производить все операции с устройством. Отсутствие карты, передвижение с просроченной или заблокированной картой водителя считается нарушением требований к использованию тахографа и приведёт к штрафу для водителя в размере от 3 до 5 тысяч рублей (Ст. 11.23 КоАП РФ).

Во-вторых, необходимо держать при себе комплект термобумаги (лента для тахографа) как минимум из 3-х рулонов + рулон в тахографе, с целью распечатки данных, если их затребуют сотрудники ГИБДД или Ространснадзора.

И в-третьих, важно убедиться в том, что в кабине установлена визуально доступная для инспекторов табличка, на которой указаны сведения о мастерской, производившей монтаж тахографа, с информацией о последней калибровке (настройке) оборудования (коэффициенты W, K, L).

Особенности работы с тахографом. Действия водителя

◼ Какие есть режимы работы тахографа и для чего они нужны

    Существует всего 4 режима работы тахографа: "Управление", "Работа", "Отдых", "Готовность". И здесь надо предусматривать несколько ключевых моментов.

    1. Тахограф сам переходит в режим "Управление", когда автомобиль начинает движение, и переходит в режим "Работа", когда автомобиль останавливается. Вы можете увидеть это на распечатке с тахографа.

    2. Если водитель делает остановку для отдыха от управления или на обед, обязательно необходимо поставить режим "Отдых". Иначе контролирующие органы могут посчитать, что водитель такого перерыва не делал, а значит либо игнорировал нормы время управления ТС, либо нарушал требования к продолжительности смены. И то и другое штрафуется в соответствии с законом.

    3. Если остановка связана с выполнением рабочих обязанностей, необходимо самостоятельно выставить режим "Готовность" (например, при погрузке/разгрузке, в ожидании оформления документов). Режим "Готовность" позволяет сократить рабочее время иногда даже до 50% (от этого режима). Меньше рабочего времени – меньше вероятность нарушить режимы труда и отдыха. Так что пренебрегать режимом "Готовность" не стоит.

    Важно знать! Во время стоянки при работающем двигателе режим "Работа" продолжает быть активным, поэтому водитель должен переключаться на другие режимы вручную.

    Перечисленные режимы фиксируются в памяти устройства с указанием времени с точностью до минуты. Эта информация является свидетельством того, что водитель соблюдает, либо игнорирует, нормы времени и отдыха, установленные законом.
      Немного о том, как тахограф "пишет" эти режимы

      Поскольку данные на карте водителя фиксируются поминутно, а не посекундно, то возникает вопрос – какой из режимов записать на карту. Объясняем, как эту задачу решает тахограф:

      Раньше тахографы работали по примитивной схеме. Какая активность была в 00 секунд, ту тахограф и записывал на карту.

      Но в современных тахографах чаще по прошествии минуты выбирается тот режим, который длился дольше всего за последние 60 секунд. Например, если в первые 35 секунд минуты водитель отдыхал, а затем до конца минуты передвигался на ТС, то будет зафиксирован именно "Отдых".*

      * При всём при этом, данные о скорости движения записываются тахографом ежесекундно.

      ◼ Как и зачем нужно вставлять карту

      Приступая к работе, водитель должен вставить персональную карту чипом вверх в слот тахографа и ввести PIN-код. Когда в рейсе задействованы два водителя, нужно установить вторую карту во второй слот и тоже ввести индивидуальный пароль. Три ошибочных ввода PIN-кода приведут к блокировке карты – потребуется ввести PUK-код (читайте подробнее в нашей справке "Как разблокировать карту водителя?").

      Если водитель начнет движение без установленной карты, то тахограф об этом просигнализирует. Езда без карты водителя – это нарушение правил эксплуатации тахографа , и любой такой случай будет сохранен в памяти устройства.

        ◼ Зачем нужно делать ручной ввод

        Ручной ввод данных необходимо производить при каждой новой вставке карты в слот тахографа. С помощью кнопок на панели навигации нужно указать тип и длительность предшествовавшего режима: "Отдых" или "Работа".

        Игнорирование ручного ввода данных может негативно сказаться на общей картине соблюдения режима труда и отдыха водителя.

        Подробнее о том, как производить ручной ввод, вы можете узнать на странице "Инструкции по эксплуатации тахографов".

          ◼ В каких случаях можно и нельзя извлекать карту тахографа

          Водитель должен извлекать карту из тахографа каждый раз в конце рабочей смены. Оставлять карту в слоте устройства на ночь нельзя.

          Во время движения транспортного средства карта всегда должна быть вставлена в тахограф, но это не означает, что её нельзя извлекать при остановках в течение смены. Это придётся сделать по просьбе госавтоинспекторов или сотрудников Ространснадзора. Также карту дозволяется брать с собой, если водитель покидает кабину, например, на обед. Но после каждого извлечения и очередной вставки карты нужно вручную указывать информацию о том, что водитель делал в период её отсутствия в тахографе.
            ВНИМАНИЕ! Любые действия с тахографом (вставка/извлечение карты, переключение режимов) можно производить только тогда, когда транспортное средство находится в неподвижном состоянии. Во время движения ТС извлекать карту из слота тахографа нельзя. Ни первому, ни второму водителю.
            Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
            Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
            Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.
            Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.

            Что ещё должен делать водитель?

            • Заправлять ленту в тахограф.

            • Делать распечатки данных с тахографа.


            • Следить за тем, чтобы карта не была просрочена (передвижение с просроченной картой считается нарушением требований к эксплуатации тахографа).

            • Сообщать механику, если работоспособность тахографа вызывает подозрения, чтобы в дальнейшем избежать поломок в пути (согласно статье 11.23 КоАП за передвижение с неисправным тахографом на водителя налагается штраф в размере 3 до 5 тыс. рублей).

            Понять лучше, как производится заправка бумаги в тахограф и распечатка данных на ленте, вам помогут эти видеоролики:
            Видеоинструкция: замена бумаги в тахографе
            Видеоинструкция: распечатка данных с тахографа при проверке инспектором ГИБДД

            Что недопустимо?

            • Передвигаться с не отвечающим законам, неработающим и неисправным тахографом (кроме случаев поломки в пути).

            • Использовать блок СКЗИ, у которого истёк срок эксплуатации (3 года).

            • Вмешиваться в штатную работу устройства (блокировка, корректировка, фальсификация данных).

            • Использовать чужую карту водителя или работать по карте с истекшим сроком годности. Если карта находится в процессе переоформления, то водитель может управлять без неё автомобилем максимум 15 дней ведя запись всех своих действий на ленту для тахографа под личную роспись. Сверх этого времени передвижение без карты возможно только в том случае, если необходимо вернуть ТС на базу (см. Приказ Минтранса РФ от 21 мая 2012 г. №145, пункт 23) (ответы на частые вопросы по работе с картой водителя можете найти в этой статье).

            Как это разъясняется в законах?

            Обязанность использовать тахографы на грузовиках и автобусах прописана в Статье 20 ФЗ №196 "О безопасности дорожного движения" (об этом и других законодательных обоснованиях мы писали в другом материале). В свою очередь, ФЗ-196 ссылается на правила и требования, установленные Правительством РФ. В нашем случае это Приказ Минтранса №36. Конкретные обязанности водителей перечислены в Приложении №3:
              Приказ Минтранса №36. Приложение №3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства. Обязанности водителей.
              9. Водители транспортных средств обязаны:

              1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

              2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя - в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);

              3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;

              4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

              5) осуществлять вывод на печать информации;

              6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;

              7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;

              8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;

              9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.


              10. Водителям запрещается:

              1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;

              2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;

              3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;

              4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;

              5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;

              6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;

              7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

              11. В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.

              12. В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.
              Инструкции по эксплуатации тахографов

              В справочнике сервиса GR.Cards мы собрали подробные руководства по работе с цифровыми тахографами СКЗИ (AТОЛ Drive, Штрих-ТахоRUS, VDO, ТЦА, Меркурий, КАСБИ, МИКАС, EFAS) и тахографами ЕСТР (VDO, EFAS, Stoneridge). Инструкции сопровождают полезные видеоролики. В частности, в них пошагово разбирается, как пользоваться тахографом с картой водителя.

              Открыть в новой вкладке

              Инструкции по эксплуатации тахографов

              Здесь вы можете открыть и скачать инструкции по использованию тахографов с блоком СКЗИ и тахографов ЕСТР, а также посмотреть полезные видеоролики о работе с ними. В частности, в них пошагово разбирается, как пользоваться тахографом с картой водителя.
                АТОЛ Drive 5
                АТОЛ Drive SMART
                Штрих-ТахоRUS
                VDO DTCO 3283
                VDO DTCO 1381
                ТЦА-02НК

                Инструкции для тахографов AТОЛ Drive 5 с блоком СКЗИ

                Работа с тахографом. Видеоинструкция для водителей

                ◼ Инструкции для тахографов AТОЛ Drive Smart с блоком СКЗИ

                Видеоинструкция для водителей по тахографу АТОЛ Drive Smart. Часть 1

                ◼ Инструкции для тахографов Штрих-ТахоRUS с блоком СКЗИ


                ◼ Инструкции для тахографов VDO DTCO 3283 с блоком СКЗИ


                ◼ Инструкции для тахографов VDO DTCO 1381 ЕСТР

                VDO DTCO 1381. Инструкция по работе с тахографом для водителя

                ◼ Инструкции для тахографов ТЦА-02НК с блоком СКЗИ

                Видеообзор: Тахограф ТЦА 02

                Меркурий ТА-001
                КАСБИ DT-20M
                МИКАС
                EFAS
                Stoneridge

                ◼ Инструкции для тахографов Меркурий ТА-001 с блоком СКЗИ


                ◼ Инструкции для тахографов КАСБИ DT-20M с блоком СКЗИ


                ◼ Инструкции для тахографов МИКАС 20.3840 с блоком СКЗИ

                Файлы (открыть в новой вкладке и скачать):


                  ◼ Инструкции для тахографов EFAS V2 с блоком СКЗИ и EFAS ЕСТР


                  ◼ Инструкции для тахографов Stoneridge SE 5000 ЕСТР

                  Дальнобой по Европе. Тахограф SE5000. Обзор

                  Правила использования тахографа. Владельцы транспорта

                  Эти правила относятся и к работодателям (ответственные лица, должностные лица), и к частным лицам, если они эксплуатируют собственный транспорт, на котором должны быть установлены тахографы. От всех владельцев грузовиков N2, N3 и автобусов M2, M3 требуется:


                  • Следить за соблюдением условий эксплуатации тахографов (проводить обучение водителей, обеспечивать их инструкциями и бумагой для распечатки данных, контролировать выполнение требований по использованию карт для тахографа, следить за сроками действия карт).


                  • В случае с моделями ЕСТР обеспечивать выгрузку данных с тахографов раз в 90 дней. На тахографы СКЗИ это правило не распространяется!

                  • Раз в три года производить замену блока СКЗИ.

                  • Обеспечивать техническое обслуживание тахографа, включая обязательную настройку устройства (ранее это называлось "калибровка") раз в три года, а также в случаях ремонта оборудования, замены блока СКЗИ и при изменении характеристик ТС (см. перечень случаев в Приказе №36, приложение №4, пункт №6).

                  • Передавать в ФБУ "Росавтотранс" сведения о замене тахографов, о выведенных из эксплуатации тахографах и об утилизированных блоках СКЗИ. В этом вам должны помочь разобраться в мастерской, с которой вы сотрудничаете (см. подробнее в Приказе №36, приложение №4, пункт 11.3).

                  Объяснения в законах

                  Обязанности работодателей перечислены в Приказе №36:
                  Приказ Минтранса №36. Приложение №3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства. Обязанности владельцев ТС.
                  13. Владельцы транспортных средств:

                  1) осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне мастерских;

                  2) обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;

                  3) обеспечивают своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;

                  4) обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);

                  5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;

                  6) хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивают их доступность для проверки;

                  7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивают хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;

                  8) направляют неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне мастерских;

                  9) направляют в ФБУ "Росавтотранс" данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;

                  10) обеспечивают перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства, сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;

                  11) обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа;

                  12) обеспечивают проведение поверок тахографов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

                  Ответственность и наказания для владельцев транспорта

                  Ответственность за игнорирование требований к эксплуатации тахографов и за несоблюдение режимов труда и отдыха следующая:

                  Выход в рейс без тахографа и нарушение требований к его эксплуатации (статья 11.23 КоАП, ч.1-2)

                  – Должностные лица: от 7 до 10 тыс. рублей
                  – ИП: от 15 до 25 тыc. рублей
                  – Юридические лица: от 20 до 50 тыс. рублей
                  – Водитель: от 3 до 5 тыс. рублей

                  Несоблюдение норм времени управления ТС и нарушение режимов труда и отдыха водителей (статья 11.23 КоАП, ч.3)

                  – Должностные лица: от 7 до 10 тыс. рублей
                  – ИП: от 15 до 25 тыc. рублей
                  – Юридические лица: от 20 до 50 тыс. рублей
                  – Водитель: от 1,5 до 2 тыс. рублей

                  Более подробная информация есть в нашей статье: "Штрафы за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха"

                  Правила использования тахографа. Выводы

                  Из всего перечисленного следует, что не только установка правильного тахографа и умение работать по инструкции обезопасят вас от штрафов.
                  Одно из главных условий: обеспечивать считывание и хранение данных о работе водителя. Без этого не удастся в нужный момент отчитаться перед госорганами и, тем более, самостоятельно пресечь любые нарушения режимов труда и отдыха водителей.

                  Эффективно решать задачи, связанные с выполнением требований по соблюдению РТиО, вам поможет сервис GR.Cards. Дополнительные разъяснения, как пользоваться тахографом с картой водителя, в частности, при помощи нашего сервиса, вы найдете в справочных разделах сайта:

                  Основные функции GR.Cards доступны бесплатно. Другие возможности предоставляются по абонентской и весьма скромной плате. Запишитесь на онлайн-презентацию, чтобы узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!
                  Подробная информация о работе модулей сервиса GR.Cards представлена по этим ссылкам:

                  Поделиться статьёй в социальных сетях:
                  На любые вопросы о правилах работы с тахографами, о требованиях закона, об актуальных штрафах и о работе с сервисом GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

                  comments powered by HyperComments
                  Другие материалы нашего блога