Штрафы за тахограф и режим труда и отдыха водителей в 2022 году

С 2022 года российские перевозчики несут повышенную ответственность за нарушение требований по использованию тахографов и за несоблюдение режимов труда и отдыха водителей. Наряду с коммерческими организациями, обязанность устанавливать тахографы и соблюдать нормы времени управления транспортом возлагается и на физических лиц.

Моменты, которые нужно знать, мы постарались перечислить в этой статье. В конце приводится инструкция для должностных лиц, как не получить штраф за тахограф, и дополнительные материалы.

Если у нет времени на долгое чтение, советуем наши краткие обзоры: "Штраф за неисправный тахограф" и "Штраф за езду без карты для тахографа".
Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.
Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.
Дата: 29 января 2021
/обновлено 01.01.2022/
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 15 минут
Штрафы за тахограф и режим труда и отдыха водителей

Содержание

Законодательная база

Все нововведения были приняты согласно ряду постановлений и приказов, принятых российскими властями в течение 2018-2019 гг.

  • Сначала появился ФЗ №386, который обязывает физические лица устанавливать тахографы на грузовики (массой от 3,5 тонн) и автобусы (свыше 8 пасс. мест).
  • В дальнейшем президент подписал ФЗ №216, согласно которому в Кодексе РФ об административных правонарушениях была закреплена ответственность за езду без тахографа и за несоблюдение РТиО в виде новых штрафов.
  • Дополнительно в 2019 году Минтранс конкретизировал требования по оснащению транспорта физ. лиц в главных тахографических приказах №273 и №36. С 2021 года на смену им пришли приказы №438 и №440.
  • Правительство, в свою очередь, утвердило новые правила техосмотра, согласно которым все ТС категорий N2, N3,
  • M2 и M3 должны проверяться на предмет наличия тахографа (Обновлено: самые последние правила проведения ТО закреплены в ПП №1434 от 15.10.2020. Подробнее читайте в наших статьях "Техосмотр грузовиков" и "Техосмотр автобусов").
  • И, наконец, в преддверии 2020 года в ПДД был внесен раздел №26, определяющий четкие нормы времени управления транспортным средством и отдыха для физических лиц.

Главное о штрафах за тахограф в 2022 

В случае, когда транспорт вышел в рейс без тахографа, либо с тахографом, который не соответствует закону или неисправен, перевозчики рискуют получить штрафы, прописанные в первых двух частях Статьи 11.23 КоАП.
Стоит отметить, что к штрафам может привести нарушение требований эксплуатации тахографов. Например, отсутствие карты водителя или управление с просроченной картой, неправильная эксплуатация карты, блокировка карты водителя, отсутствие руководства по эксплуатации тахографа и калибровочной таблички в кабине.

В случае несоблюдения норм времени управления ТС и выявления нарушений режимов труда и отдыха перевозчикам грозит ответственность, обозначенная в 3-й части этой же статьи кодекса.
Теперь за нарушение режима труда и отдыха будут привлекаться и должностные лица, и юридические лица, но только если доказано, что водитель действовал согласно составленному графику движения. Для этого у юрлица будут запрошены необходимые материалы, а представителя вызовут на комиссию для расследования инцидента.
Более наглядно все взыскания, актуальные на 2022 год, представлены в этой таблице:
Вид нарушения /штраф
Водитель
Должностное лицо
Юрлицо
ИП
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2
Отсутствие тахографа, нарушение правил эксплуатации тахографа, выпуск на линию ТС без тахографа
от 3 до 5 тыс. руб.
от 7 до 10 тыс. руб.
от 20 до 50 тыс. руб.
от 15 до 25 тыс. руб.
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3
Несоблюдение норм времени управления ТС, нарушение режимов труда и отдыха водителей
от 1,5 до 2 тыс. руб.
от 7 до 10 тыс. руб.
от 20 до 50 тыс. руб.
от 15 до 25 тыс. руб.
Важно знать, что многие штрафы можно предотвратить, если правильно эксплуатировать тахограф и научить этому водителей. О нарушениях, которые приводят к штрафам и как их избежать читайте в этой статье: "Ошибки при эксплуатации тахографа. Почему они возникают и как их предотвратить?"

Главное о режиме труда и отдыха водителей

Водители и владельцы транспорта справедливо задаются вопросом, как на самом деле они должны соблюдать режимы труда и отдыха. В отношении компаний (юр. лица и ИП), сотрудники которых работают на автомобилях, требования сформулированы в Приказе Минтранса №424 от 16.10.2020 г. "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей". Полный разбор норм и требований приказа вы найдете в этой статье.

Для физических лиц, эксплуатирующих грузовики и автобусы, нормы РТиО изложены в Статье 26 ПДД. Приведём текст полностью:
Посмотреть свой режим труда и отдыха за день, неделю или другой выбранный период можно самостоятельно, проведя анализ распечатки с тахографа. Как расшифровать с неё данные, читайте в этой статье: "Расшифровка данных с тахографа".

Получить анализ всех данных о соблюдении режима труда и отдыха всеми водителями вашего автопарка при помощи программного обеспечения GR.CARDS. В подробном отчёте расшифровка всех данных и нарушения, которые были допущены. Это позволит обучить водителей, поменять регламент работы и исключить возможные штрафы от ГИБДД.

Кто в обязательном порядке должен использовать тахографы?

Транспорт коммерческих организаций (категории N2, N3, M2, M3) уже давно должен передвигаться с тахографами на борту, за исключением городских автобусов, которым предписано установить контрольное оборудование не позднее 1 июля 2020 года (отсрочено до 1 июля 2021 г. постановлением правительства №944 от 27.06.2020). При этом для всех грузовиков и автобусов действует строгое правило устанавливать цифровые тахографы, так как аналоговые тахографы давно под запретом. Если транспорт работает в пределах РФ, то обязательно нужно использовать тахографы с блоком СКЗИ. Если компания осуществляет зарубежные рейсы, то позволено применять тахографы ЕСТР, но при наличии лицензии международного перевозчика. Использовать оба типа тахографов одновременно запрещено: об этом прямо говорится в Приказе №440 (Приложение №3, Пункт №2).

Что касается физических лиц, то после появления ФЗ №386 было непонятно, какие категории частного транспорта должны быть оборудованы тахографами с 1 ноября 2019 года, а у каких есть отсрочка. Позже ясность внёс Минтранс: в новой редакции Приказа №273 появились этапы оснащения "частников". Выглядело это так:
Категории ТС
физ. лиц

М3
(свыше 5 т)

М2
(до 5 т)

N3
(свыше 12 т)
N2
(от 3,5 до 12 т)

Экологический класс не определен
до 1 ноября 2019
до 1 августа 2020
до 1 марта 2020
до 1 декабря 2020
Экологический класс 0...3
до 1 февраля 2020
до 1 ноября 2020
до 1 июня 2020
до 1 марта 2021
Экологический класс >4
до 1 мая 2020
до 1 февраля 2021
до 1 сентября 2020
до 1 июня 2021
ТС, принадлежащие многодетным родителям
_____
до 1 января 2022
_____
_____
В новом Приказе №438, который пришел на смену Приказу №273, сроки оснащения транспорта тахографами уже не прописываются, так как с 2021 года все грузовики и автобусы должны быть оснащены тахографами СКЗИ. За исключением автомобилей органов госвласти, МВД, Росгвардии, Минообороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи, а также международных перевозчиков, которые используют тахографы ЕСТР.

Дополнительные требования и ответственность

В отношении пассажирских перевозчиков, независимо от формы собственности, действуют также новые правила лицензирования (Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616). Вкратце: к предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров могут допускаться только автобусы, оснащенные тахографами и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.
Ещё больше усиливают ответственность изменённые правила техосмотра. С этого года обязательная диагностика грузовиков и автобусов включает в себя проверку тахографа. Важно доказать не просто факт его установки, а соответствие таким требованиям, как: опломбировка, настройка, присутствие устройства в федеральном реестре средств измерений (ФГИС «АРШИН») и т.д. Непрохождение техосмотра чревато следующими штрафами:

– управление транспортом без техосмотра: 500-800 рублей для водителя;
– выпуск на линию транспорта без техосмотра: 500 рублей для должностных лиц, 50 000 рублей для юридических лиц.

Кто уполномочен проверять ТС на наличие тахографа и выписывать штрафы?

В первую очередь, это прерогатива ГИБДД. И сейчас, когда требования к тахографам и штрафы окончательно закреплены в законах, у сотрудников Госавтоинспекции не остаётся юридических препятствий. Инспектор вправе удостовериться в том, что:

– в автомобиле установлен тахограф, отвечающий требованиям законодательства;
– водитель правильно эксплуатирует тахограф и карту водителя;
– в кабине есть установочная табличка и руководство по эксплуатации тахографа.

С водителя могут потребовать распечатку информации о последних рейсах, чтобы убедиться в умении работать с тахографом и удостовериться в соблюдении РТиО. Кстати, в некоторых регионах, сотрудники Госавтоинспекции используют программные комплексы анализа данных с карты водителя, которые позволяют увидеть все совершенные нарушения режимов труда и отдыха, записанные на каре водителя.

Но инспектор ГИБДД не имеет полномочий запрашивать свидетельство о поверке тахографа и другие дополнительные документы технического плана. Их придется предъявить, если проверку осуществляют сотрудники Ространснадзора или Росстандарта. Факт внесения тахографа в реестр ФГИС "Аршин" будет проверяться при техосмотре. Нельзя забывать и о Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), которая может проинспектировать автопарк на предмет соблюдения норм времени управления ТС.
Непосредственно на постах ГИБДД автомобили, которые должны быть оснащены тахографами, могут совместно проверять представители Ространснадзора и технического надзора Госавтоинспекции. В случае обнаружения нарушений, водителям выписывается штраф в соответствии с частями 1 и 3 Статьи 11.23 КоАП. Для должностных и юридических лиц, которым полагается взыскание согласно 2-й части Статьи 11.23, будет оформлен вызов на комиссию.
До сих пор активность госорганов в плане проверки тахографов в основном сводилась к профилактическим мероприятиям. Многим перевозчикам известны так называемые рейды "Тахограф", когда наказания носили избирательный характер и ограничивались чаще всего штрафами только для водителей. Однако нельзя сомневаться в том, что сейчас контроль усилится и строгую ответственность будут действительно нести должностные лица и руководство компаний. Прецеденты есть.
В 2017 году в Якутии автомобиль, перевозящий детей Нюрбинской ДЮСШ, не был оборудован тахографом. Водитель получил тогда штраф в 1000 рублей за отсутствие тахографа и сверх того 3000 рублей за несоблюдение правил перевозки несовершеннолетних. Но этим не ограничилось. Тренеру, как должностному лицу, был выписан штраф в 25 000 рублей за то же самое нарушение согласно Статье 12.23 КоАП РФ. Приведём ещё один подобный пример из Тверской области. Транспорт Оленинского пассажирского автопредприятия не был оснащен тахографами (в числе других недочетов). Прокуратура внесла представление, и руководитель был оштрафован на 10 000 рублей. В обоих случаях штрафы налагались по старым "расценкам". В нынешних реалиях водители, должностные лица и руководители могут столкнуться с более обременительными санкции.
Нередко встречаются ситуации, когда автомобили оборудованы тахографами, которые не соответствуют закону. Прежде всего, речь идёт об аналоговых устройствах. Это тоже считается нарушением требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов. Так, в Хабаровске компания настаивала, что наличие блока СКЗИ носит рекомендательный характер, поэтому на транспорте можно использовать аналоговые тахографы. Более того, компанию сначала поддержал арбитражный суд. Но затем решение было пересмотрено, и по итогам нового заседания суд подтвердил, что использование цифрового тахографа с СКЗИ строго обязательно для российских перевозчиков.

Как обезопасить себя от штрафов?

1. Установить тахограф по правилам.

2. Проинструктировать водителей, как именно они должны пользоваться тахографом, снабдить их инструкцией и лентой для тахографа.

3. Регулярно считывать данные с карт водителей и обеспечивать их хранение.*

4. Следить за исправностью карт водителей и за своевременным перевыпуском карт.**

5. Следить за исправностью тахографов.

6. Контролировать, правильно ли водители используют карты водителя.

7. Контролировать, соблюдают ли водители режимы труда и отдыха.

* Приказ Минтранса №440 обязывает выгружать данные о работе водителей каждые 28 дней и хранить их не менее 1 года.
** По закону карту водителя необходимо переоформлять каждые три года. По истечении этого срока карта считается недействительной.


Делать все это вручную – огромный труд.

Наше программное обеспечение GR.CARDS поможет автоматизировать контроль водителей и тахографов. При минимальных вложениях вы можете:

– считывать и хранить данные с карт водителей (бесплатно)
– оперативно расшифровывать данные с карт водителей (бесплатно)
– контролировать, как сотрудники соблюдают свои обязанности
– отслеживать потенциальные неисправности в тахографах
– формировать табель учета рабочего времени
– своевременно пресекать нарушения режимов труда и отдыха


Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы лично узнать о всех преимуществах GR.Cards!

РЕГИСТРАЦИЯ В GR.CARDS

Регистрация необходима, чтобы доступ к персональным данным был исключительно у вас.
Данные о работе водителей не будут переданы третьим лицам и госорганам (только при судебном запросе).
Ваша электронная почта
Ваш номер телефона

РЕГИСТРАЦИЯ В GR.CARDS

Регистрация необходима, чтобы доступ к персональным данным был исключительно у вас.
Данные о работе водителей не будут переданы третьим лицам и госорганам (только при судебном запросе).
Ваша электронная почта
Ваш номер телефона

Практические материалы

Инструкция для должностных лиц, как не получить штраф на себя и компанию
Видеозаписи вебинаров GR.Cards про штрафы для водителей и должностных лиц автопарков
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

Примеры работы автопарков с программой GR.Cards