Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сначала дочитать статью, закройте это всплывающее окно и возвращайтесь к регистрации попозже.

Режим труда и отдыха водителей в 2021 году

Вопросы перевозчиков по труду и отдыху водителей

Какие нормы труда/отдыха и как нужно соблюдать?
Как производить расчеты согласно Приказу №424?
Как автоматизировать контроль режимов работы?
Где найти доступные памятки и разъяснения?
Где получить все ответы сразу и не искать среди сотен статей?

Как эта статья решает вопросы

Даем четкие разъяснения, в чем суть законов, как правильно контролировать РТиО и не получать штрафы.
Выкладываем для скачивания понятную таблицу с условиями соблюдения норм и презентацию с конкретными примерами.
Отвечаем на все дополнительные вопросы в комментариях в конце статьи.
Дата: 15 июля 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 10 минут

Содержание

Какие законы регулируют труд и отдых водителя

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требование соблюдать режимы труда и отдыха водителей зафиксировано в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения", часть 1. В этой же статье закреплено требование оснащать тахографами грузовики N2, N3 и автобусы M2, M3.

Конкретные нормы РТиО для транспорта, передвигающегося по дорогам Российской Федерации, закреплены в Приказе Минтранса №424 от 16.10.2020 г. "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей". Действие приказа распространяется на всех юрлиц и ИП, которые являются работодателями, а также на индивидуальных предпринимателей, которые работают на себя.

При этом Приказ №424 устанавливает ряд исключений. Требования приказа не касаются водителей служебного транспорта органов госвласти, МВД, Росгвардии, Минообороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи. Также освобождены от обязанности следовать приказу водители, которые управляют транспортом в пределах границ территории предприятия и не выезжают на дороги общего пользования, и водители, совершающие зарубежные рейсы (они подчиняются международным правилам ЕСТР и отдельных государств).

Примечание. Для физических лиц, которые не связаны трудовым договором с какой-либо организацией и эксплуатируют грузовики свыше 3,5 тонны и автобусы, требование соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха закреплено в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения" (часть 3). Детально эти нормы прописаны в Статье 26 Правил дорожного движения.

Нормы труда в зависимости от типа работы водителей

В соответствии с положениями Приказа №424, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.

Когда водитель работает 5 дней в неделю или 6 дней в неделю, то продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.

Если стандартная ежедневная или еженедельная продолжительность не может соблюдаться (например, не хватает 8 часов в день или график работы 2/2), то для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

При суммированном учете время работы водителя не ограничивается 40 часами в неделю. За основу берется другой период (допустим, месяц) и контролируется количество часов за это время.
Пример:

В июле 2021 года 176 рабочих часов. Планируя активность на месяц, можно гибко настроить работу водителей. В первую неделю учетного периода отработать 50 часов, а во вторую неделю только 20 часов. И так далее, в зависимости от производственной необходимости.
В то же время, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не должна превышать 10 часов. Но работать до 12 часов позволено водителям:

  • Аварийных служб
  • Коммунальных служб
  • Инкассации
  • Учреждений здравоохранения
  • Телефонной, почтовой, телерадио служб и других видов связи
  • Работающим в составе вахтовых бригад
  • Работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении
Далее подробнее расскажем об особенностях соблюдения РТиО с учётом разных условий труда. Если нет времени вчитываться, вы можете сразу перейти к сводной таблице.

Из чего состоит и как рассчитывается время работы и отдыха

▊ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ. Включает интервалы, когда водитель непосредственно исполняет свои трудовые обязанности. Это:

  • время управления автомобилем;
  • время работы, не связанное с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль, погрузка/разгрузка, стоянки/простои и т.д);
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем.
Отдыхи и перерывы, кроме специальных, а также режим готовности второго водителя (когда автомобилем в составе экипажа управляет первый) в рабочее время не входят.
Примеры:

  • График 5/2, режим работы с 08:00 до 17:00, перерыв на обед с 12:00 до 13:00. Следовательно продолжительность ежедневной работы (смены) составит 8 часов.
  • График 2/2, режим работы с 08:00 до 19:00, перерыв на обед с 13:00 до 14:00, продолжительность ежедневной работы (смены) составит 10 часов
Работать водитель может в день до 10 часов (или 12 для отдельных категорий), однако управлять автомобилем из этих 10 часов позволено не более 9 часов. Правда, есть исключение: допускается 2 раза в календарную неделю увеличить время управления до 10 часов (но не более 2-х раз в неделю).

Теперь поясним, что такое специальные перерывы для отдыха, которые входят в состав рабочего времени. Согласно Пункту 13 Приказа №424:

Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва. Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут.
Примеры:

Вы проехали 1 час, остановились на 20 минут (не менее 15 минут) после чего проехали ещё 2 часа и решили сделать специальный перерыв, т.к. далее планируете длительное время двигаться без остановок. Раз 20 минут вы уже отдохнули, то сейчас достаточно отдохнуть не менее 30 минут. Получается 2 части спецперерыва: 20 и 30 минут.

Вы можете проехать 1 час, остановиться на 40 минут (не менее 15 минут) после чего проехать 2 часа и для спецперерыва необходимо отдохнуть 30 минут. Получается 2 части спецперерыва 40 и 30 минут.

Отдых продолжительностью до 15 минут (от 1 до 14 минут) не может считаться частью спецперерыва.
Для водителей автобусов, задействованных в городском и пригородном сообщениях, спецперерыв может быть разделен на несколько частей продолжительностью не менее 10 минут, т.е. 45 минут спецперерыва можно «собрать» из отрезков по 10 минут.
Примеры:

Вы проехали 30 минут – отдых 10 минут, проехали 30 минут – отдых 15 минут, проехали 1 час – отдых 11 минут, проехали 1 час – отдых 15 минут. Итого время управления составило 3 часа, отдых составил 51 минуту (не менее 45 минут), счетчик управления «обнулился», можно вновь управлять 4 часа 30 минут.
Но что делать, если 4 часов 30 минут управления недостаточно? Приказом №424 предусмотрено, что водитель может превысить время управления автомобилем (те самые 4 часа 30 минут управления), но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к конечному месту назначения или к месту ближайшей стоянки для отдыха.
▊ ВРЕМЯ ОТДЫХА И ПЕРЕРЫВОВ. Включает интервалы, в течение которых работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которые он может использовать по своему усмотрению. Это:

  • перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее - ежедневный отдых);
  • еженедельный отдых;
  • время перерыва между частями рабочего дня (смены).

Перерыв на отдых и питание составляет от 30 минут до 2 часов. В случае если продолжительность ежедневной работы (смены) более 8 часов, водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, например, два перерыва по 1 часу.

Длительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Это требование применимо при нормальной продолжительности рабочего времени водителя.
Пример:

График 5/2, с 08:00 до 17:00, перерыв для отдыха и питания с 12:00 до 13:00. Продолжительность ежедневной работы составит 8 часов, значит отдых должен быть в два раза больше, то есть 16 часов. С 17:00 до 08:00 получаем 15 часов + 1 час перерыв на обед. Итого получаем 16 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые необходимо использовать до завершения так называемого ежедневного периода. Это период времени продолжительностью не более 24 часов с момента начала работы (окончания отдыха). И в эти 24 часа должен входить 11 часовой ежедневный отдых.
Пример:

С момента начала работы у нас есть 24 часа, последние 11 из которых водитель должен отдыхать. 24-11=13 часов. То есть начав работу в 07:00 уйти на отдых мы можем не позднее чем в 20:00 (7+13). Ежедневный отдых тогда составит требуемые не менее 11 часов (с 20:00 до 07:00).
Но и такой ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов возможно сократить. Допускается уменьшение этого времени до не менее 9 часов. Но сокращать таким образом разрешается не более трех раз между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего. Также допускается разделение ежедневного отдыха на 2 и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. Допустим, если вы вышли на работу после двух выходных дней, вы можете отработать не более 6 смен, после чего должно пойти вновь отдыхать не менее 45 часов. Работать подряд 7 и более дней запрещается. Но есть исключение: можно сократить 45 часов отдыха до не менее 24 часов, но только один раз в течение двух подряд календарных недель. Отработали 6 дней, сутки отдохнули, вышли ещё на 6 дней, но теперь придётся отдыхать не менее 45 часов.

Время перерыва между частями рабочего дня (сменами) может быть разделено работодателем на части при согласии водителя. Перерыв устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы. Суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать: для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении - 3 часа, а для остальных водителей - 5 часов. Но перерывы между частями рабочего дня можно устанавливать не позже чем через 5 часов после начала работы, зато не регламентирована их продолжительность (только суммарно 3 или 5 часов).
Это далеко не все нюансы, которые требуется учитывать. Для тех, кто стремится лучше разбираться в режимах труда и отдыха, мы подготовили дополнительные материалы.

Сводная таблица требований к режимам труда и отдыха водителей

В этой таблице, которую вы можете скачать и распечатать, мы постарались доходчиво представить нормы труда и отдыха в зависимости от условий рабочего графика водителей. Во всех описаниях содержатся указания на соответствующие пункты Приказа №424.

Уверены, таблица вам поможет в повседневной работе.

Презентация с детальным разбором режимов труда и отдыха

В этой презентации вы найдете еще больше исчерпывающих объяснений и примеров подсчета норм РТиО согласно Приказу №424. Документ поможет вам понять, как правильно соблюдать нормы труда и отдыха, в частности, при работе с тахографами.
Комментарий автора обучающей презентации

Андрей Шадрин
Сотрудник техподдержки GR.Cards
В особенностях режимов труда и отдыха далеко не просто разобраться. Часто планирование графика работы водителей по нормам РТиО и контроль за соблюдением требований становится для автопарков настоящей головной болью. Но нужно понимать, что это не какая-то бюрократическая прихоть государства. Работа в соответствии с положениями Приказа №424 помогает значительно сокращать количество ДТП по причине переутомлений в пути. Это сохраняет жизни водителям, пассажирам и другим участникам дорожного движения. И, само собой, это уберегает руководство компаний, должностных лиц и водителей от штрафов за нарушения режимов труда и отдыха.

Как сделать эффективной работу по контролю за соблюдением режимов труда и отдыха

Без современных инструментов автоматизации контроль за соблюдением режимов труда и отдыха может занимать практически все рабочее время специалистов по охране труда и инженеров БДД.

Сэкономить ресурсы и получить надежный контроль вам поможет GR.Cards – сервис для считывания данных с карт водителей и тахографов. В этой программе есть возможность отслеживать исполнение закона с учетом требований Приказа №424, планировать работу водительского состава и своевременно выявлять нарушения РТиО.

Внимание! Каждый новый пользователь сервиса получает бесплатный тестовый доступ ко всем функциям сервиса на 7 дней. В течение этого времени вы можете без ограничений проверять данные с любого количества тахографов и получать полные отчёты о работе автопарка, в том числе, о режимах труда и отдыха.

Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы бесплатно проверить возможности GR.Cards!
На любые вопросы, касающиеся особенностей соблюдения РТиО в автопарках, мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога