Расшифровка данных с тахографа

Как устроена распечатка информации с тахографа? Как распознать на ленте ошибки и упущения, приводящие к штрафам по статье 11.23 КоАП? Насколько это сложный процесс и можно ли его сделать проще? Как использовать тахограф не "для галочки", а для реального повышения безопасности и эффективности работы автопарка? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Дата: 5 марта 2020

Автор: Команда "Геороут"

Время чтения: 17 минут

Инструкция по распечатке с тахографа

Содержание:


Для чего и кому нужны распечатки с тахографической информацией?

Как известно, основное предназначение тахографа состоит в контроле за режимами труда и отдыха (РТиО) водителей с целью предотвращения аварий на дорогах. И расшифровка распечатки тахографа позволяет понять, следуют ли водители и руководители автопарков законодательным нормам. Для того чтобы этот контроль осуществлялся корректно, необходимо соблюдать правила по использованию тахографов. В данном случае распечатка помогает выявлять нарушения эксплуатационных требований со стороны водителя и предприятия, а также по причине неправильной установки и неработоспособности устройства. С учётом этих задач распечатки нужны следующим органам и лицам:

Надзорные органы

  • ГИБДД – проверка эксплуатации тахографа и упрощенная проверка режимов труда и отдыха.
  • Ространснадзор – проверка эксплуатации тахографа и расширенная проверка режимов труда и отдыха.

Компания-работодатель

  • Механик или контролер технического состояния ТС – контроль за исправностью тахографа.
  • Ответственный за безопасность дорожного движения – контроль за соблюдением РТиО.
  • Контролёр за режимами труда и отдыха водителей – контроль правильности эксплуатации тахографа и соблюдения РТиО.
Все указанные лица должны разбираться в системе обозначений на распечатке и грамотно расшифровывать ленту тахографа. От водителей, в свою очередь, требуется эффективная работа, умение выводить нужные типы отчётов на печать и понимать, что в них указано.


Примеры распечаток тахографических данных и их расшифровка

Существует несколько видов распечаток, среди них ключевые – это отчёты о работе водителя. Они представлены в двух вариантах: по данным из персональной карты водителя и по данным из памяти самого тахографа. Во втором случае по распечатке можно проанализировать работу нескольких водителей, которые управляли одним автомобилем.
Тахограф. Расшифровка распечатки. Пояснения
Нажмите чтобы открыть изображение в новой вкладке
Все чеки содержат информацию о модели тахографа, о мастерской, производившей установку и калибровку, о водителе и сроке действия его карты. То есть уже по первым признакам можно понять, отвечает ли тахограф закону, тот ли водитель находится за рулем и не просрочена ли карта. Чек подписан электронно-цифровой подписью, которая находиться в тахографе (Блок СКЗИ) и/или на карте водителя.
Наряду с отчётами о работе водителя, на печать можно вывести отчёты о событиях и неисправностях тахографа, о превышениях скорости, о технических данных и другие. Такие отчёты нужны для контроля за состоянием ТС, за правильностью эксплуатации тахографа и за соблюдением РТиО внутри компании. Но в случае проверок на трассе первое, что затребуют сотрудники ГИБДД или Ространснадзора – это ленту с информацией о работе водителя.
Все виды и расшифровки распечаток с тахографов СКЗИ и ЕСТР вы можете посмотреть в инструкциях по эксплуатации, собранных в нашем справочном разделе. Там же есть видеоролики о работе с тахографами, включая наглядные примеры вывода информации на печать.

Какие нарушения эксплуатации можно выявить и с помощью каких распечаток?

◼ Езда без карты

С каких распечаток получить

Отчёт о деятельности водителя в течение суток из памяти тахографа

Как найти на распечатке

Управление без соответствующей карты будет обозначаться на чеке в виде такой комбинации пиктограмм
Сколько занимает весь цикл получения информации

1–2 минуты на распечатку за сутки из памяти тахографа. Если необходимо, например, проверить действия водителя за неделю, то 10–15 минут.

◼ Просроченный НКМ*

С каких распечаток получить

Информация о блоке СКЗИ (модуль НКМ), включая срок его действия, присутствует в конце каждой распечатки, сделанной на российских цифровых тахографах.

Как найти на распечатке
Сколько занимает весь цикл получения информации

1–2 минуты
* В тахографах ЕСТР такой блок НКМ (СКЗИ) не используется, следовательно, на распечатке с европейского устройства упоминания о блоке не будет. И это уже отдельная задача для водителя/работодателя доказать право на передвижение с таким тахографом (нужно иметь лицензию международного перевозчика).

◼ Ночевка карты в тахографе

С каких распечаток получить

Несколько распечаток с карт водителя за любой интересующий период

Как найти на распечатке:

В период междусменного отдыха на распечатке за этот день время окончания последней активности должно совпадать с концом смены. Если это не так, либо если время окончания последней активности 23-59 (или 00-00), то значит, что водитель не изъял карту из тахографа.

Сколько занимает весь цикл получения информации

10–20 минут, чтобы проанализировать неделю работы водителя. Сюда входит распечатка семи лент, плюс время, которое будет затрачено на сопоставление данных из графика с данными карты водителя.

◼ Проблемы с тахографом

С каких распечаток получить

Отчет о событиях и неисправностях из памяти тахографа
Отчет о событиях и неисправностях из памяти карты водителя

Как найти на распечатке

Последние 5 событий и неисправностей на чеке из памяти тахографа будут указаны рядом с такими пиктограммами
Последние 5 событий и неисправностей на чеке из памяти карты водителя будут указаны рядом с такими пиктограммами
Сколько занимает весь цикл получения информации

1–2 минуты
Ответственность за нарушение требований к использованию тахографа прописана в статье 11.23 КоАП РФ (части 1 и 2). По ней водителю грозит штраф от 3 до 5 тыс. рублей, должностным лицам – от 7 до 10 тыс. рублей, юрлицам – от 20 до 50 тыс. рублей, ИП – от 15 до 25 тыс. рублей.

Какие нарушения РТиО можно выявить и с помощью каких распечаток?

Выяснить, что режимы не соблюдались, можно по отчётам о действиях водителя. Но это гораздо сложнее, чем обнаружить нарушения правил эксплуатации. Представитель госорганов или сотрудник компании, ответственный за РТиО, должен, как минимум, хорошо знать содержание Приказа Минтранса РФ №15 от 20.08.2004 ("Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"), уметь высчитывать время по таходанным и сопоставлять их с государственными нормами. Трудность заключается уже в том, что в приказе речь идет о рабочих днях (сменах), тогда как тахограф выдает суточную распечатку с 00:00 до 23:59. Иногда, чтобы произвести расчёт за одну смену, придётся делать две распечатки.

Попробуем разобрать поиск нарушений, отталкиваясь от некоторых пунктов 15-го Приказа. В раскрывающихся блоках вы можете посмотреть прямые цитаты из документа.

    ◼ Время управления

    Пункты 16-18 приказа №15
    16. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

    17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

    18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
    С каких распечаток получить

    Отчёты о деятельности водителя из памяти карты водителя
    Отчёты о деятельности водителя из памяти тахографа

    Как найти на распечатках

    Первая часть проверки (время управления за рабочий день):

    • Суммируем все режимы "Управление" с начала смены. Если значение более 10 – это нарушение.
    • Когда значение от 9 до 10 часов, то необходимо убедиться, что за последние 7 суток (именно суток) было не более одного такого же превышения времени управления (с 9 до 10 часов).

    Вторая часть проверки (время управления за 1 и 2 недели):

    • Печатаем все данные за текущую неделю (с понедельника) и суммируем время управления за эти дни. Если значение более 56 часов – это нарушение.
    • Печатаем все данные за последние 2 недели (с понедельника прошлой недели) и проверяем. Если суммарное управление превышает 90 часов – это нарушение.

    Сколько занимает весь цикл получения информации

    От 30 минут до 1 часа, если проверять все две недели.

    ◼ Специальный перерыв от управления

    Пункт 19 приказа №15
    19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

    Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).
    С каких распечаток получить

    Отчёты о деятельности водителя из памяти карты водителя
    Отчёты о деятельности водителя из памяти тахографа

    Как найти на распечатках

    Первая часть проверки:

    • Суммируем все режимы "Управление" от начала смены, пока не получаем 4 часа.
    • Проверяем, есть ли режим "Отдыха", длившийся более 15 минут за эти 4 часа управления. Если отдыха нет – это нарушение.

    Вторая часть проверки (производится, если в первой части нарушений не выявлено):

    • Выделяем все режимы "Отдых" длительностью более 15 минут, которые начинаются после первых 4-х часов вождения.
    • Проверяем, есть ли между любыми двумя найденными перерывами 2 часа управления. Если есть, то это нарушение.

    Сколько занимает весь цикл получения информации

    От 20 минут до 40 минут, если проверять за последние 7 дней.

    ◼ Междусменный отдых

    Пункт 25 приказа №15
    25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
    При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

    При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников.

    На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

    На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 <1>, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.
    С каких распечаток получить

    Отчёты о деятельности водителя из памяти карты водителя
    Отчёты о деятельности водителя из памяти тахографа

    Как найти на распечатках

    Междусменный отдых можно воспринимать, как продолжительность времени между концом последней активности предыдущей смены и началом первой активности текущей смены. По приказу №15 ежедневный отдых относится к смене, за которой он непосредственно следует.

    Первая часть – проверка водителей, работающих по календарю 5-ти или 6-дневной рабочей недели:

    • Вычисляем по распечатке продолжительность смены – от начала первой активности до конца последней.
    • Вычитаем из нее продолжительность перерыва для отдыха и питания – таким образом мы получаем "Рабочее время".
    • Получившееся значение рабочего времени нужно умножить на два и вычесть продолжительность перерыва для отдыха и питания.
    • Полученное значение является минимальной продолжительностью междусменного отдыха, который должен следовать за этой сменой.

    Вторая часть – проверка для суммированного учета. В общем случае перерыв должен длиться более 12 часов, но:

    • Если водитель осуществляет регулярные городские и пригородные перевозки, то отдых может быть сокращен до 9 часов, но тогда следующий ежедневный отдых должен быть не менее 48 часов. Если это не так, фиксируется нарушение.
    • Если водитель осуществляет междугородные перевозки, то расчет становится очень сложным. В простом случае, если ежедневный отдых был меньше 8 часов, это гарантированное нарушение, но:
    – если отдых длился от 8 до 11 часов, то нужно проверить, было ли разделение отдыха на 2 или 3 части в течение 24 часов, и убедиться, что эти части в сумме дают отдых не менее 12 часов.
    – если отдых был от 9 до 11 часов, то нарушения не будет только при условии, что за последние 7 дней таких сокращений было не более 3-х и сокращенное время было компенсировано до конца следующей недели.


    Сколько занимает весь цикл получения информации

    1–2 часа, если проверять за последние 7 дней.
    Ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей тоже зафиксирована в статье 11.23 КоАП РФ (часть 3). За это полагается штраф водителю – от 1,5 до 2 тыс. рублей, должностным лицам – от 7 до 10 тыс. рублей, юрлицам – от 20 до 50 тыс. рублей, ИП – от 15 до 25 тыс. рублей.

    Как сократить время на поиск нарушений?

    Для ручного анализа нарушений путём распечатки и расшифровки чеков с тахографа требуется немало времени. И чем больше автопарк и штат водителей, тем задача становится сложнее.

    Например, для проверки показаний с тахографов и карт водителей за последнюю неделю по чекам в автопарке, состоящем из 20 автомобилей и 24 водителей, потребуется почти целый рабочий день на распечатку всех данных и ещё полдня, чтобы проверить только перечисленные нами нарушения. При этом такая бумажная волокита и человеческий фактор неизбежно приводят к разночтениям и ошибкам в подсчётах.

    С целью повышения эффективности работы по выявлению нарушений необходимо использовать сервис по считыванию и анализу карт водителей GR.Cards. Допустим, в ситуации с тем же автопарком, насчитывающем 20 автомобилей и 24 водителя:

    • на считывание всех карт водителей потребуется около 1 часа;
    • на выгрузку данных с тахографов – около 3 часов;
    • на точный поиск всех нарушений – меньше минуты с помощью GR.Cards.

    Более того, транспортное предприятие обязано считывать карты водителей каждые 28 дней. А вот выгрузку данных с тахографов СКЗИ можно вовсе не делать (если у вас тахограф ЕСТР, то выгрузка всё же необходима каждые 90 дней). Единственное, зачем вам необходимо выгружать данные с тахографа и загружать их в GR.Cards – это для определения последней калибровки/настройки устройства (а значит и для определения даты замены НКМ) и с целью просмотра фактов превышения скорости.

    Возможности нашего сервиса позволяют:

    Для GR.Cards по сути не имеет значения, с каким объемом тахографической информации работать. Всё делается оперативно и с абсолютной точностью. Доказательство этому: пример внедрения сервиса в ООО «РесурсТранс». Сегодня в автопарке, раскиданном по всей стране, автоматически анализируются данные по 2000 единицам ТС и 2600 водителям. Более того, в компании настроена выгрузка и представление данных с карт водителей в основной учетной системе 1С. Узнать подробнее об этом опыте вы можете на странице с описанием проекта внедрения.

    Основные функции GR.Cards доступны бесплатно. Расширенные функции, в том числе, для контроля за эксплуатацией тахографов и за соблюдением РТиО, предоставляются по абонентской плате. Запишитесь на онлайн-презентацию, чтобы узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!
    Подробная информация о работе модулей сервиса представлена по этим ссылкам:

    Поделиться статьёй в социальных сетях:
    На любые вопросы о правилах работы с тахографами и картами водителя, о требованиях закона, о работе с тахографическими данными и о функциях GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

    comments powered by HyperComments
    Другие материалы нашего блога