Замена СКЗИ
Сроки, правила, стоимость

Почему и в каких тахографах должны быть блоки СКЗИ? Зачем их менять? Как это происходит? Какие расходы планировать? На что нужно обращать внимание, чтобы не допустить ошибок и штрафов?
Дата: 30 июля 2021
Обновлено: 29 сентября 2022
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 9 минут
Зачем и как менять блок СКЗИ в тахографе

Содержание

Блок СКЗИ тахографа. Зачем он нужен?

Блок СКЗИ (средство криптографической защиты информации) – это устройство для шифрования и обработки тахографической информации. Блок СКЗИ выполняет следующие функции:

  • Аутентификация водителей и лиц, имеющих доступ к тахографу (собственники транспорта, мастерские, ГИБДД, Ространснадзор)
  • Вычисление квалифицированной электронной подписи
  • Регистрация данных о скорости/маршрутах транспорта и режимах труда и отдыха водителей
  • Определение координат и времени работы ТС с помощью спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS
  • Хранение всей накапливаемой информации в защищенном некорректируемом виде

За реализацию этих функций в блоке отвечает НКМ, навигационно-криптографический модуль. Поэтому часто можно встретить двойное обозначение устройства: блок СКЗИ (НКМ).

Наличие блока является обязательным для цифровых тахографов, которые устанавливаются на грузовиках и автобусах, передвигающихся по российским дорогам. Это требование прописано в Приказе Минтранса №440 от 28.11.2020 (Приложение 1). В числе тахографов, которые должны обязательно эксплуатироваться с блоком СКЗИ:

• АТОЛ Drive 5
• АТОЛ Drive Smart
• Штрих Taxo Rus (в двух исполнениях)
• VDO DTCO 3283
• Меркурий ТА-001
• ТЦА-02НК
• КАСБИ SMART
• МИКАС
Программа для планирования техобслуживания GR.CARDS
Подходит для любого транспорта
Отправит уведомления о предстоящих работах по SMS и e-mail
Можно работать с телефона и компьютера подключенного к интернету
Отсутствие блока СКЗИ, поездки со сломанным или просроченным блоком квалифицируются как нарушение правил эксплуатации тахографов и чреваты крупными штрафами:
Водитель
Должностное лицо
Юрлицо
ИП
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2
Отсутствие тахографа, нарушение правил эксплуатации тахографа, выпуск на линию ТС без тахографа
от 3 до 5 тыс. руб.
от 7 до 10 тыс. руб.
от 20 до 50 тыс. руб.
от 15 до 25 тыс. руб.
Требование использовать блок СКЗИ не распространяется на тахографы европейского образца (ЕСТР). Но эксплуатировать такие тахографы в России могут только перевозчики, имеющие допуск к выполнению международных рейсов (карта МАП).

Когда менять блок СКЗИ

▊ПЛАНОВАЯ ЗАМЕНА СКЗИ - раз в 3 года

В каждом тахографе российского образца блок СКЗИ необходимо менять раз в 3 года по истечении срока его эксплуатации. К этому времени ресурсы хранения данных в памяти блока заканчиваются, поэтому он уже не может выполнять свои функции. Следовательно, и тахограф перестанет быть работоспособным.
Срок действия СКЗИ (НКМ) указан на распечатке с тахографа и в программах для работы c данными тахографического контроля. Если блок вовремя не заменить, на тахографе станут отображаться ошибки, например, "НКМ Заблокирован", "Неисправность НКМ", "Нет связи с НКМ", "Сбой в работе СКЗИ", "Ошибка аутентификации" (при вводе карты водителя) и т.д. Некоторые модели тахографов выводят на экране дисплея уведомления об окончания срока эксплуатации блока СКЗИ заранее, например, начиная с 14 дней до часа икс.
На распечатке с тахографа выводится заводской номер блока НКМ, срок его действия и номер блока в базе ФБУ "Росавтотранс"
▊ВНЕПЛАНОВАЯ ЗАМЕНА СКЗИ


  • При внесении изменений в регистрационных данных транспортного средства
  • При смене владельца (собственника) автомобиля
  • При смене госномера автомобиля
  • При переносе тахографа с одного автомобиля на другой
  • При поломке тахографа или неисправности самого блока СКЗИ
Случаи выхода блоков из СКЗИ из строя по причинам заводского брака иногда встречаются. Блоки СКЗИ выпускаются не производителями тахографов, а другими компаниями. Поэтому у блоков своя гарантия – она составляет 12 месяцев. Разобраться, является ли случай гарантийным, и произвести замену самостоятельно практически невозможно. Поэтому, во избежание простоев транспорта и лишних расходов, важно сотрудничать с легальными мастерскими, которые смогут взять на себя оперативное решение таких проблем.

Сколько стоит замена СКЗИ

Стоимость замены блока СКЗИ "под ключ" составляет минимум 20 тыс. рублей. В эту сумму входят:

  • Приобретение нового блока: от 17 000 р.
  • Услуги мастерской по замене блока: от 3000 (подробнее о составе работ по замене блока СКЗИ читайте далее)
    Высокие затраты на СКЗИ объясняются тем, что производство и замена блоков сопряжены с расходами на обязательное лицензирование и сертификацию, на удовлетворение требований по криптографической защите информации, на выполнение множества правил и регламентов.
    Если вам интересно узнать обо всех затратах на установку и обслуживание тахографов, советуем прочесть этот обзор.

    Порядок замены СКЗИ

    Заменой СКЗИ могут заниматься только аккредитованные мастерские, обладающие лицензий ФСБ на работы со средствами криптографической защиты информации. Мастерская должна иметь в штате специалистов, у которых есть необходимые допуски. Замена блоков, как и все работы с тахографами, должна производиться в специально оборудованном помещении. Подробно требованиям к мастерским изложены в Приказе Минтранса №320 от 21.08.2020. Проверить, насколько законно работает мастерская, всегда можно на сайте ФБУ "Росавтотранс". Также вы можете ориентироваться на наш рейтинг проверенных мастерских.

    Замена блока СКЗИ производится согласно правилам Приказа №440 (Приложение 4), в соответствии с дополнительными гос.регламентами и технической документацией производителя (примеры вы можете посмотреть на этом сайте).

    Процедура замены СКЗИ:

    1. Извлечение тахографа из автомобиля
    2. Деактивация и демонтаж отслужившего блока СКЗИ
    3. Выгрузка данных из памяти блока на электронный носитель для передачи владельцу
    4. Удаление данных из памяти блока
    5. Направление уведомления о выводе блока из эксплуатации в ФБУ "Росавтотранс"
    6. Установка нового блока СКЗИ в тахограф
    7. Активизация блока
    8. Отправка запроса на получение сертификата ключей проверки электронной подписи в ФБУ "Росавтотранс"
    9. Монтаж тахографа с новым блоком СКЗИ на автомобиле
    10. Повторная настройка (калибровка) тахографа
    Ранее при замене блока СКЗИ требовалось заново поверять тахограф. Но с 2021 года метрологическая поверка может не проводиться при соблюдении ряда условий. В Приказе №440 они сформулированы так:

    1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;
    2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений; (ФГИС "АРШИН")
    3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа».


    Действия после замены блока СКЗИ:

    • Демонтированный блок передается владельцу транспорта под расписку на ответственное хранение сроком на 12 месяцев
    • Через год блок должен быть утилизирован в присутствии комиссии, состоящей из сотрудников автопарка и мастерской
    • По факту утилизации мастерская оформляет акт и направляет уведомление об утилизации в ФБУ "Росавтотранс"
    Как правильно утилизировать блок СКЗИ писали в статье ->
    Важно знать, что в течение года после демонтажа блок обязательно должен храниться в сейфе у собственника транспорта. В случаях когда компания не готова или не хочет хранить СКЗИ у себя, об этом можно договориться с мастерской, если она предоставляет подобную услугу.
    Кстати, проверить статус блока СКЗИ (активизирован или выведен из эксплуатации) можно по его заводскому номеру на сайте ФБУ "Росавтотранс". Ссылка на сервис проверки.
    На сайте агентства можно узнать, активизирован блок или выведен из эксплуатации

    Как избежать ошибок при замене блока СКЗИ

    Вы навряд ли столкнетесь с ошибками, если будете обращаться в квалифицированные мастерские. При соблюдении всех регламентов, обязательных требований и, конечно, при профессиональном подходе, сбоев быть не должно.

    В некоторых случаях возможны ошибки по причине выявленных в процессе монтажа неисправностей тахографа, датчиков и периферии, а также сбоев ПО. Существует риск возникновения проблем с блоком НКМ по причине заводского брака. Диагностика, проверка работоспособности, обнаружение и исправление недочетов – всё это задачи мастерской.

    Однако, собственник ТС должен сам внимательно отнестись к предоставлению сведений об автомобиле и данных о компании, которые заносятся в блок СКЗИ при активизации и передаются в ФБУ "Росавтотранс". Если в предоставленных сведениях допущены ошибки, это может обернуться некорректной работой оборудования и штрафами за нарушение требований к эксплуатации тахографов.

    Как отследить когда закончится срок эксплуатации СКЗИ?

    Тахограф требует неминуемых финансовых затрат в процессе эксплуатации. Напомним, что, помимо замены блока СКЗИ, раз в три года нужно переоформлять карты водителя.

    В рабочей рутине не всегда удается заранее спланировать время и расходы на обязательные процедуры. Для того, чтобы не пропустить сроки замены, вовремя увидеть проблемы, не нарваться на штрафы и избежать простоев, мы советуем использовать возможности GR.Cards – сервиса для считывания данных с карт водителей и тахографов.
    1. Скачайте программу.
    2. Считайте карты водителей.
    3. Зарегистрируйтесь в сервисе и загрузите данные считанных карт в GR.Cards.

    Каждый пользователь программы может следить за сроком действия карт водителя в своем автопарке и получать уведомления о необходимости их переоформления.
    Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

    Другие материалы нашего блога

      Примеры работы автопарков с программой GR.Cards