Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сначала дочитать статью, закройте это всплывающее окно и возвращайтесь к регистрации попозже.

Установка тахографа
Базовые затраты, дополнительные расходы, проблемы и решения

Какова реальная стоимость оснащения транспорта тахографами? Какие затраты планировать на монтаж и эксплуатацию? С какими рисками можно столкнуться и как их избежать? Как не потратить деньги впустую? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье. В конце материала: чек-лист для подбора мастерской по установке тахографов.
Дата: 30 июня 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 9 минут

Содержание

Какие тахографы можно устанавливать и сколько они стоят?

На грузовиках и автобусах, которые передвигаются только по российским дорогам, должны быть установлены цифровые тахографы с блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Официально утвержденный перечень таких тахографов выложен на сайте ФБУ "Росавтотранс". Он включает следующие модели:
• АТОЛ Drive 5
• АТОЛ Drive Smart
• Штрих Taxo Rus (в двух исполнениях)
• VDO DTCO 3283
• Меркурий ТА-001
• ТЦА-02НК
• КАСБИ SMART
• МИКАС
Средняя рыночная стоимость тахографов с блоком СКЗИ без затрат на установку: от 32 000 рублей.
Автомобили, которые имеют допуск к осуществлению международных перевозок (карта МАП), оснащаются тахографами европейского образца ЕСТР. На сегодняшний день на российском рынке представлены такие модели:
• VDO DTCO 1381
• Stoneridge SE5000
• EFKON EFAS-4
Средняя рыночная стоимость европейских тахографов без затрат на установку: от 36 000 рублей.
Не все тахографы будут стабильно функционировать на различных марках и моделях транспортных средств. При выборе тахографа обязательно уточняйте у специалистов, не возникнет ли проблем при его монтаже и использовании на ваших автомобилях. Эти моменты мы рассмотрим подробно далее.

Какие расходы планировать на установку тахографа?

Работы по установке тахографа включают строго регламентированный комплекс действий, в числе которых:
• Монтаж и подключение тахографа к бортовой системе ТС
• Активация блока СКЗИ
• Первичная настройка
• Метрологическая поверка
• Пломбировка тахографа, разъемов и датчиков
• Установка калибровочной таблички в виде шильды
• Оформление документации (паспорт тахографа, сертификат калибровки с номером клейма мастерской)
• Обучение водителей работе с тахографом
• Обучение ответственных лиц работе с тахографами, включая выгрузку и анализ данных (механики, инженеры БДД и т.д.)
Базовые расходы на установку тахографа составляют 5000-7000 рублей.
Дополнительно, в зависимости от особенностей ТС, может потребоваться:
• Установить датчик скорости вместо штатного
• Установить электронный спидометр вместо механического
• Проложить кабели к датчикам
• Установить короб для тахографа при отсутствии штатной возможности для монтажа
• Подключить тахограф к CAN-шине автомобиля
Таким образом, общая стоимость установки увеличится до 10 000 рублей и выше.
В совокупности покупка и установка тахографа обойдется в сумму не менее 40 000 рублей. Даже если вы встречаете рекламные предложения "под ключ" на уровне 35-37 т.р., реальные расходы, скорее всего, будут больше.

Какие затраты предстоят в процессе эксплуатации?

Оформление карт водителя для тахографа
Изготовление карт водителя для тахографа стоит от 3000 р. / шт.
Замена карт водителя
По закону карты водителя требуется переоформлять раз в три года. Стоимость: от 3000 р. / шт.

Аналогичные затраты предстоят, если карта утеряна, украдена, сломана, либо если владелец менял ФИО и место жительства. Подробнее о всех деталях оформления/использования карт водителя для тахографа вы можете узнать в статье "Часто задаваемые вопросы по картам водителя"..
Замена блока СКЗИ (НКМ)
В случае с тахографами российского образца необходимо раз в 3 года производить замену блока СКЗИ. Стоимость: от 20 000 р.

О сроках, правилах и стоимости замены СКЗИ читайте в этой статье.
Повторная калибровка тахографа
Она потребуется в таких случаях, как: изменения окружности шин на любом из колес ведущих осей ТС, смена регистрационных данных и/или владельца автомобиля; замена датчика скорости и/или спидометра; после ремонта тахографа и при замене блока СКЗИ. Стоимость: от 3000 руб.
Считывание и хранение данных
С тахографической информацией нужно постоянно работать. Одно из требований закона – выгрузка данных с карт водителя каждые 28 дней и их хранение в течение года. Для этого нужно предусмотреть покупку считывателя для карт. Стоимость: от 1000 руб.

При этом информацию, полученную с карт водителя, требуется расшифровывать, чтобы видеть активность водителей, выявлять поездки без карт, отслеживать историю считываний и не пропускать сроки переоформления карт. Все это можно делать бесплатно с помощью сервиса GR.CARDS.

Не забывайте и о том, что по требованию госорганов (ГИБДД, Ространснадзор) водитель должен предоставлять распечатки с тахографической информацией. Поэтому в тахограф всегда должна быть заправлена специальная термобумага. Стоимость: от 400 р. за три рулона.
Анализ данных
Тахограф дает возможность вести профессиональный учет рабочего времени водителей, контролировать соблюдение требований РТиО, следить за состоянием контрольного оборудования и автоматизировать работу со штрафами. Такие платные возможности тоже реализованы в программе GR.CARDS. Стоимость: 90 руб./мес. за одну карту водителя.

Какие риски могут возникнуть при установке тахографа и как от них защититься?

Каждый тахограф имеет свои особенности, и у каждого транспортного средства есть свои отличия. Если при покупке и монтаже тахографа не учтены все нюансы, то неприятности, рано или поздно, дадут о себе знать. Вы столкнетесь с некорректной фиксацией данных, с выходом тахографов и блоков СКЗИ из строя, с различными критичными ошибками, которые не позволят нормально работать.

Для того, чтобы избежать таких проблем, мы советуем не гнаться за дешевыми предложениями, внимательно изучать правила оснащения транспорта тахографами и, конечно, выбирать надежную мастерскую. То есть компанию, у которой есть все необходимые лицензии, сертификаты и подтвержденный опыт. Компанию, которая посоветует правильный тахограф для вашего автомобиля и адекватно, без "демпинга" оценит все затраты. Компанию, которая дает строгие гарантии и не исчезнет в один миг без возможности вернуть напрасно потраченные деньги.

Мнения экспертов


Королевский Андрей Геннадьевич
Директор ООО "АВЕКА", Новосибирск
Владельцы ТС часто сами выбирают конкретную модель тахографа для установки на свой автомобиль. И руководствуются в своем выборе только ценой. Но при неправильном выборе модели, некачественном монтаже и настройке тахографа проблемы однозначно возникнут. Мало кто вникает в особенности эксплуатации тахографов, рассматривает их совместимость с конкретными автомобилями, изучает гарантийные обязательства поставщиков контрольного оборудования и автопроизводителей. Собственно, это не совсем задача владельцев транспорта. Это задача квалифицированной мастерской.

Для транспортного предприятия главное найти мастерскую, у которой есть: все разрешительные документы на осуществление данной деятельности; обученный персонал, чья квалификация подтверждается документально; необходимая материальная база; необходимое, в том числе, поверенное, оборудование для проведения работ. Мастерская должна отслеживать законодательные и любые другие изменения в данной сфере. И отвечать за качество оказываемых услуг.

К нам нередко обращаются компании для устранения недостатков, возникших по причине неквалифицированных установок/настроек тахографов и выявленных в ходе проверок контролирующих органов. В итоге транспортные предприятия вынуждены оплачивать штрафы и за свой счет решать возникшие проблемы. Сотрудничайте только с теми, кто отвечает за свои решения и работу!

Трембицкий Андрей Николаевич
Технический эксперт по соответствию установленным требованиям колесных транспортных средств, аккредитованный Федеральной службой по аккредитации
До поры до времени установку тахографов задешево предлагало немало сомнительных мастерских. И большинство из них уже исчезли. Такая практика – монтировать чуть ли не в гаражах – до сих пор кое-где сохраняется. Но задайте себе вопрос: вам важно установить тахограф просто "для галочки"? Вы точно хотите обеспечить себе проблемы с госорганами, не иметь гарантий на обслуживание, допускать штрафы и простои, не знать, как выпутаться из ситуации? Или вам важнее заплатить необходимые деньги за профессиональную работу и не рисковать? Правильный ответ очевиден.

Здесь важно понимать, что тахограф, на самом деле – это не "для галочки". Это мягкая сила, которая действительно помогает снижать количество ДТП по причине усталости и переутомления водителей. В сводках аварий такие факторы могут не фиксироваться. Но реальные причины, подноготную, мы все понимаем. Автопаркам и водителям выгоднее и безопаснее работать, соблюдая режимы труда и отдыха.

Как не прогадать при установке тахографа и окупить затраты?

Не ведитесь на навязчивую рекламу и объективно оценивайте предстоящие затраты на тахограф. Предложения вроде "установим тахограф за час", "установка тахографа под ключ за 30 000 р." и тому подобные призывы следует воспринимать с осторожностью.

Тщательно проверяйте мастерские по установке тахографов. Они должны быть лицензированы, оказывать услуги на специально оснащенной базе, нести гарантийные обязательства по договору. Только в профессиональных мастерских вам верно посоветуют, какой тахограф и как установить на конкретную модель ТС, оценят дополнительные траты, предложат полный комплекс услуг и абонентское обслуживание, включая диагностику и устранение проблем в процессе эксплуатации. Проверить мастерскую на предмет наличия допусков можно на сайте ФБУ "Росавтотранс". Также вы можете ориентироваться на наш выбор проверенных мастерских. Оценить мастерскую по основным критериям надежности вам поможет чек-лист в конце статьи.

Не упускайте возможность получить компенсацию за оснащение транспорта тахографами. Установка тахографов подпадает под правила сокращения травматизма на производстве и тарифицируется при налоговых исчислених. Подробнее об этом рассказано в нашей статье "Как получить компенсацию за установку тахографа".".

И, конечно, своевременно производите считывание данных с карт водителя и оперативно обнаруживайте факты, которые могут привести к штрафам и другим незапланированным расходам. В этом вам поможет сервис по анализу данных с карт водителя GR.Cards. С ним работают многие автопарки России и проверенные мастерские по установке тахографов.

Регистрируйтесь БЕСПЛАТНО, чтобы попробовать программу в своем автопарке.

Чек-лист для выбора мастерской по установке тахографов

Контрольный список вопросов, который позволит вам оценить надежность мастерской.
ВАШИ ВОПРОСЫ
КАК ОЦЕНИВАТЬ ОТВЕТЫ МАСТЕРСКОЙ
ЛИЦЕНЗИЯ ФСБ И ДОПУСКИ МИНТРАНСА
Когда лицензия есть, это означает, что мастерская серьезно вложилась в узаконивание своей деятельности (стоимость лицензирование исчисляется сотнями тысяч рублей) и никуда не пропадет.

Если лицензии нет или она вызывает сомнения, сотрудничать с мастерской не стоит.
ЦЕНА ЗА УСТАНОВКУ ТАХОГРАФА "ПОД КЛЮЧ"
Если цена ощутимо ниже рыночной, то это говорит о том, что мастерская экономит на каких-либо услугах, либо вовсе их не оказывает.

Стоимость должна включать в себя все процедуры, необходимые по закону, и доп.услуги, которые потребуются для правильного оснащения конкретной модели автомобиля. С гарантией за выполненные работы!
СПЕЦИАЛЬНЫЙ БОКС ДЛЯ УСТАНОВКИ ТАХОГРАФА
Если в мастерской нет специально оборудованной площадки для монтажа тахографов и не соблюдаются требования Приказа Минтранса №320, то с такой мастерской работать категорически нельзя.

Не поленитесь, проверьте заранее на месте, соответствует ли мастерская всем правилам.
СЧИТЫВАНИЕ И АНАЛИЗ ДАННЫХ С КАРТ ВОДИТЕЛЕЙ
Если в мастерской не дают внятных разъяснений по работе с таходанными и отвечают, что "по ходу разберетесь", это верный признак того, что мастерская непрофессиональная.

В качественных мастерских вас всегда должны проконсультировать по вопросам работы с тахографическими данными и посоветовать оптимальные решения.
ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ И ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ РАБОТЕ С ТАХОГРАФАМИ
Если в мастерской не готовы провести обучение или делают это шаляй-валяй ("там все просто, вот вам инструкция, получите-распишитесь"), то это тоже повод насторожиться.

Профессиональная мастерская сама заинтересована в том, чтобы водители и отв.лица работали по правилам и не допускали ошибок, которые придется исправлять.
ВЫЕЗДНОЙ МОНТАЖ
Первоначальная установка тахографа должна производиться на базе мастерской. Да, есть практика, когда тахографы устанавливаются на территории заказчика. При этом, место монтажа должно быть строго оборудовано по государственным требованиям - это не всегда реально обеспечить.

Для диагностики и ремонта тахографов (постсервисное обслуживание) возможны выезды мастеров на базу автопарков.

Но если вам с самого начала уверенно говорят "приедем-установим", это должно вызывать недоверие.
ГАРАНТИИ
Ответственность за решение проблем с тахографами должна быть прописана в договоре. Внимательно вчитывайтесь в каждый пункт и здраво оценивайте, какие убытки вы можете понести по причине ошибок мастерской.

Если мастерская ограничивается стандартными формулировками "установил-сдал-принял" без четко прописанных гарантий, с ней не стоит сотрудничать.
Поделиться своим мнением и задать уточняющие вопросы нашим специалистам вы можете в этой форме комментариев.

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога