Обзор изменений законодательства в сфере тахографии с 2021 года

2021 год готовит серьезные изменения в сфере тахографии. В этой статье мы хотим сделать обзор всех значимых событий, законов и приказов которые теряют, или наоборот, вступают в силу с 2021 года.
Дата: 16 декабря 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 15 минут

Содержание

Порядок оснащения тахографами (приказ №273 Минтранса)

На его смену приходит Приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438. Данный документ отменяет действовавший с 2012 года приказ Минтранс России №273 и вносит следующие изменения.

Самое главное - аннулированы сроки оснащения тахографами. Теперь весь транспорт подходящий под требования закона, кроме списка исключений, должен быть оснащен тахографами с 1-го января 2021 года.

Кто именно лишится отсрочки

  • Грузовики категории N2 у которых был определен экологический класс
  • Автобусы категории M2 у которых экологический класс был 0-3 либо не был определен. А также автобусы, принадлежащие многодетным семьям.

Кому не нужно оснащаться тахографами

Эти исключения прописаны и в 438, и в 440. Мы собрали для вас этот перечень в одном списке:
  • транспортные средства, допущенные к осуществлению МАП [...], оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения [...], и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к МАП [...];
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
  • автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
  • передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;
  • транспортные средства:
    • для коммунального хозяйства и содержания дорог;
    • для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
    • для перевозки денежной выручки и ценных грузов;
  • ТС, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • автолавки;
  • автобусы для ритуальных услуг;
  • автомобили-дома;
  • бронированные транспортные средства;
  • специализированные транспортные средства:
    • молоковозы;
    • для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы;
    • для перевозки и внесения минеральных удобрений;
  • транспортные средства категорий N 2 и N 3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии - рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
  • учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
  • транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

    Кроме этих исключений есть еще одно - весь регулярный городской и пригородный пассажирский транспорт должен быть оснащен до января 2022 года (постановление правительства N 1998 от 3 декабря 2020 г)

Правила эксплуатации тахографов (приказ №36 Минтранса)

Теперь вместо приказа №36 действует приказ №440 от 28 октября 2020 г. Изменений не много, обсудим только касающиеся транспортных компаний и водителей:
1. Теперь появились конкретный ответ на вопрос - надо ли поверять тахограф после замены блока СКЗИ. Ответ - нет, поверку можно не проводить.
Цитата из приказа №440 от 28 октября 2020 г.
После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа может не проводиться при выполнении следующих условий:

1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;

2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;

3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа».

2. В приложении №3, добавили запрет на использование тахографа без карты водителя, тем самым усилили акцент на запрете езды без карты:
Цитата из приказа №440 от 28 октября 2020 г. приложение 3
«12. Водителям запрещается:

…2) использование тахографа без карты водителя;..

3. Из приложения №3 убрана возможность, позволяющая водителю вносить в распечатку тахографа сведения, заверенные подписью. Это еще раз акцентирует внимание на строгой обязательности использовать карту водителя. Однако, не появился и запрет на внесения каких-либо сведений в распечатку, а это означает, что такие действия не становятся нелегитимными.
4. Раньше в приложении №3 было сказано: "В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.". Теперь данного пункта нет. Но это НЕ означает, что водитель не должен перевыпустить карту, т.к. использование тахографа без карты водителя запрещено.

Режим труда и отдыха водителей (приказ №15 Минтранса)

Как и с вышеперечисленными, 15 приказ Минтранса, устанавливающий режимы труда и отдыха, тоже попал под регуляторную гильотину и с 1 января 2021 года будет действовать новый приказ - приказ №424 Минтранса.
Ключевые изменения этого приказа касаются более однозначного метода подсчета рабочего времени водителя, его перерывов и возможного увеличения продолжительности рабочего времени. Все эти тонкости и нюансы мы разберем в отдельной статье, а сейчас хотели бы обратить ваше внимание на некоторые ключевые тезисы:
  • Норма управления автомобилем в течение для в переводе на понятный язык (без учета тонкостей разбиения перерыва от управления):
Было
Стало
Изменение формулировок
  • Нельзя управлять автомобилем более 4х часов без перерыва.
  • После 4х часов управления нельзя управлять автомобилем более 2х часов без перерыва.
  • Нельзя управлять автомобилем более 4.5 часов без перерыва
  • Можно расширить до 5.5 часов "в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения"
  • Еженедельный отдых теперь 45 часов и он включает в себя ежедневный.
  • Нормы для экипажа:
    • водители обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых;
    • длительность ежедневного периода может составлять до 30 часов;
    • время работы второго водителя пока он не управляет автомобилем НЕ включается в рабочее время, но за него выплачивается дополнительное вознаграждение.

Изменения в путевых листах

  • Появится раздел "Сведения о перевозке", в котором необходимо отразить информацию о видах сообщений (городские \ пригородные \ междугородные \ международные) и видах перевозок (грузовые \ пассажирские).
  • По результатам прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра водителей в путевой лист должны ставиться отметки «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и «прошел послерейсовый медицинский осмотр»
  • Перед выпуском транспортного средства в рейс необходимо проверить исправность тахографа. Должностное лицо, подписавшееся в путевом листе о прохождении предрейсового или предсменного технического осмотра, собственноручно заверяет, что тахограф был в работоспособном состоянии при выпуске автомобиля на линию. Это требование тесно связано с пунктом 7.4 ПДД РФ, в котором указано, что неисправный тахограф является неисправностью, при которой запрещается эксплуатация транспортного средства: "7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол."

Требования к международным перевозкам

С 1-го января 2021 года меняются требования к международным перевозкам, а значит это коснется всех владельцев транспорта, с установленными тахографами по правилам ЕСТР. Что изменится:
  • Законодательно уменьшают максимальный срок принятия решения о допуске перевозчика к международным перевозкам для Ространснадзора. Сейчас он составляет 30 дней, станет 20 дней.
  • Ужесточится наказание за нарушение требований к международным перевозкам. С 1-го января 2021 года по тем нарушениям, по которым ранее выписывали предупреждения, будут сразу приостанавливать допуск к международным перевозкам. Например, неоднократная передача иностранного разрешения другому перевозчику, неоднократное в течение года привлечение к административной ответственности за нарушение правил МАП и другие.
  • Изменится максимальный срок приостановки допуска. До 1-го января 2021 года он составляет 6 месяцев, после этой даты срок станет ровно 180 дней.

Правила проезда по платным дорогам

Также изменяются и правила проезда по платным дорогам https://sozd.duma.gov.ru/bill/875582-7 - данный документ вводит новое понятие "Свободный поток", который предлагает безбарьерную оплату проезда, для исключения заторов в местах оплаты проезда. Ничего конкретного пока ожидать не приходиться, но это важный "фундаментальный" сдвиг в законодательстве.
Лучшим способом подготовить компанию к изменениям в сфере законодательства всегдя является автоматизация процесса контроля соответствия.

Мы в компании Georoute уже провели подготовительные работы к изменению в законодательстве и с 1-го января 2021 года готовы считать режим труда и отдыха водителей по новым правилам. Данная услуга доступна в платном модуле "Контроль законодательства".
Базовый функционал GR.CARDS бесплатный, и его хватает, чтобы соблюдать основные требования законодательства. О платных функциях вы можете более подробно почитать по ссылкам:
Будтье готовы к новым законодательным изменениям!
Поделиться статьёй в социальных сетях:
На любые вопросы о правилах работы с тахографами и картами водителя, о требованиях закона, об актуальных штрафах и о функциях сервиса GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога