Разбор приказа Минтранса РФ №424 (на замену Приказа №15)

Под регуляторную гильотину попало много приказов, касающихся тахографии. Смотрите наш Обзор изменений законодательства в сфере тахографии с 2021 года. Самым глобальным, на наш взгляд, является изменение норм режима труда и отдыха, которые ранее были изложены в 15-м приказе минтранса. Мы подготовили обзор, в котором покажем важные изменения, которые вносит новый приказ Минтранса РФ №424.

С оригиналом текста приказа можно ознакомиться на официальном интернет-портале, а текстовая версия доступна по этой ссылке.
Дата: 20 января 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 10 минут

Содержание

На кого распространяется приказ Минтранса РФ №424

В первую очередь, разберем на кого этот новый приказ распространяется, а на кого нет.

Распространяется на:
  • всех водителей, у которых управление автомобилем - трудовая обязанность;
  • в том числе если ИП и владеет автомобилем и управляет им-же.
Приказ 424 не действует:
  • на международных перевозчиков;
  • на органы государственной власти или местного самоуправления на легковых авто;
  • если перевозка не выходит на дороги общего пользования;
  • на легковые автомобили ведомственной охраны, оперативно-розыскной деятельности;
  • военнослужащих при исполнении;
  • пожарный, спасательный, медицинский транспорт, в том числе любой транспорт занятый для устранения ЧС.
Главное отличие в том, что раньше вахтовая работа не попадала под нормы режима труда и отдыха для водителей, а теперь регламентируется новым приказом и обязательна к исполнению.

Добавили время до обязательного перерыва на отдых

Одним из самых крупных послабляющих изменений стало правило, регламентирующее количество часов управления без перерыва. Ранее, в 15 приказе, это правило, на "человеко-понятном" языке звучало как: водитель не должен управлять автомобилем более 4 часов без специального перерыва. А после окончания этих часов - более чем 2 часа без перерыва.

Сейчас, в новом 424 приказе, это звучит как: водитель не может управлять автомобилем более 4.5 часов без спец-перерыва. - это правило больше гармонирует с европейскими нормами (561/2006/ст. 7).

Определили неделю, как календарную

Все упоминаемые в новом приказе недели стали календарными. Это весьма позитивное изменение, так как оно устраняет правовую путаницу и облегчает подсчет режима труда и отдыха. В 15 приказе использовался лишь термин "неделя", который не имеет четкой трактовки, и часто возникала путаница между "неделя как 7 суток" или "неделя как с понедельника по воскресенье". В 424 приказе это учли.

Еженедельный отдых

Раньше было: "Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.". Это означало, что должен был сначала идти ежедневный отдых положенной продолжительностью, а только затем 42 часа еженедельного отдыха.

А в 424 приказе появилось: "Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом." - это крайне положительное изменение, ведь теперь можно сразу переходить на 45 часов еженедельного вместо "ежедневный" плюс 42 часа еженедельного отдыха.

Если вам непонятно, как это теперь работает, то смело задавайте свой вопрос в комментариях к этой статье и мы на него обязательно ответим.

Экипаж транспортного средства

Теперь время, когда второй водитель не управляет автомобилем - в рабочее время не включается. Это означает, что и и отработанных часов у него будет меньше, однако этот момент учтен следующим образом: "За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.". Как это будет отслеживаться по факту - покажет время.

И второй важный момент - ежедневный отдых будет засчитан только если водители совершили его одновременно и полностью. Теперь второму водителю точно нельзя уйти на ежедневный отдых пока первый за рулем.

Время отдыха и перерывов

В новом приказе пояснили что именно включается в "время отдыха и перерывов":
  • Перерыв для отдыха и питания (все те-же 30-120 минут), которые, предоставляется водителю. Водитель не обязан его использовать т.к. перерыв лишь "предоставляется". Однако этот перерыв обязан быть в задании на движение;
  • Ежедневный (междусменный) отдых;
  • Еженедельный отдых;
  • Перерыв между частями "рабочего дня (смены)" (при разделении смены на части). Такой перерыв допускается пунктом 7. При этом, этот перерыв не входит ни в междусменный отдых, ни в смену, ни в рабочее время.
Специальные перерывы НЕ относятся к времени отдыха и перерыва.

Что входит и не входит в рабочее время

Самое главное отличие - время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем теперь НЕ является рабочим временем для второго водителя. Остальное осталось без изменений - поменялись лишь формулировки.

Входит в рабочее время:
  • управление транспортным средством;
  • специальные перерывы для отдыха от управления;
  • Время работы не связанное с управлением:
    • работы перед выездом и после;
    • медосмотры;
    • погрузка\разгрузка, посадка\высадка, оказание техпомощи;
    • простои не по вине водителя;
    • устранение возникших неисправностей;
    • иное предусмотренное законом или трудовым договором.
НЕ входит в рабочее время:
  • время отдыхов и перерывов (кроме специальных);
  • режим готовности второго водителя (время второго водителя, пока автомобилем управляет другой водитель).

Нормы продолжительности смены

Продолжительность рабочего времени для водителей, работающих по 5-дневной и 6-дневной рабочей неделе теперь не регламентируется.
Но это не значит, что водители могут работать сутками, ведь:
  • все еще пределом нормы является 40 часов рабочего времени в неделю;
  • время управления за 24-часовой период с момента окончания ежедневного или еженедельного перерыва не должно превышать 9 часов.

Допуски по продолжительности смены

В некоторых пунктах приказа, а именно в нормах на:
  • продолжительность смены при суммированном учете (+2 часа);
  • управление за смену (+2 часа);
  • управление подряд (+1 час).
допускается выходить за рамки нормы "в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения". Именно поэтому мы добавили в GR.CARDS дополнительный уровень - "предупреждения". Подробнее об этом мы расскажем в конце статьи.

Таблица нарушений норм труда и отдыха водителей по 424 приказу

Для удобства составления графиков и заданий на движение, мы разработали таблицу, которую вы скачать в формате PDF.

Подводим итоги

Все нововведения 424 приказа уже реализованы в GR.CARDS. Более того, мы расширили функционал поиска нарушений таким образом, что каждый выход за стандартные нормы мы покажем вам как "предупреждение", а факты нарушений, выходящие за все пределы допущений, однозначным нарушением.

Для примера разберем следующий случай. Водитель управлял автомобилем без специального перерыва 4 часа 49 минут. В этом случае мы покажем предупреждение, так как (пункт 14) "превышение времени управления автомобилем [...] допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения." позволяет не считать это превышение нарушением.

Теперь разберем случай, когда водитель управлял без спец-перерыва 5 часов и 42 минуты. Это уже однозначное нарушение, так как выходит даже за рамки допущений.
Не смотря на то, что 424 приказ стал сильно проще для анализа, контролировать выполнение режима труда и отдыха - очень затратное занятие. Для автопарка из 15-20 ТС такой контроль может легко занять до 100% времени специалиста по охране труда или инженера БДД.

А отсутствие контроля неизбежно будет приводить к штрафам за несоблюдение закона. Причем, как мы выяснили ранее, штрафам не малым. Чтобы получить необходимый контроль и не платить штрафы, мы предлагаем автоматизировать эту работу при помощи специальной программы GR.CARDS.

Эта программа создана специально для работы с тахографами сотрудникам транспортного отдела предприятия. Она легко проверит все данные с тахографов и выведет все найденные нарушения и предупреждения в виде удобного отчета по каждому транспортному средству и водителю.

Все возможности данного программного обеспечения вы можете изучить по этим ссылкам:

Для каждого нового пользователя существует бесплатный 14-ти дневный тестовый период, в рамках которого вы с легкостью сможете проверить данные с любого количества тахографов и получить полный отчёт.

Будтье готовы к новым законодательным изменениям!
Поделиться статьёй в социальных сетях:
На любые вопросы о правилах работы с тахографами и картами водителя, о требованиях закона, об актуальных штрафах и о функциях сервиса GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога