Приказ 424 Минтранса РФ
Главные изменения, комментарии, памятки и рекомендации для должностных лиц

С 2021 года автопарки должны соблюдать режимы труда и отдыха водителей согласно требованиям приказа Минтранса РФ №424, который теперь действует вместо прошлого приказа №15.

В этом обзоре вы узнаете, какие правила диктует перевозчикам приказ №424, как по ним работать и как должностным лицам грамотно планировать работу водителей с учетом изменений.

В конце статьи вы сможете скачать текст приказа, удобные таблицы для расчета норм и методические материалы, чтобы лучше разбираться в теме.
Дата: 20 января 2021 (обновлено 1 октября)
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 12 минут
25 августа
в 10:00 по МСК
Рассказываем, как снизить риски дорогого ДПТ с помощью анализа данных с тахографа
БЕСПЛАТНЫЙ ВЕБИНАР
для владельцев автопарков
Как снизить вероятность тяжелого ДТП по вине компании
Online трансляция
в любую точку России

Содержание

Главные изменения в режиме труда и отдыха с 2021 года

Подробный разбор приказа 424 Минтранса РФ о режиме труда и отдыха водителей. Отличия от приказа №15 Минтранса РФ


Как соблюдать режим труда и отдыха в 2022 году

Полезные материалы для соблюдения приказа №424 Минтранса РФ


Как контролировать выполнение требований приказа №424 Минтранса РФ в автопарке

Ответы на вопросы

Главные изменения в режиме труда и отдыха c 2021 года

В приказе Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. №424 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" (ссылка на текст приказа), в отличие от прошлого приказа Минтранса №15, более четко прописано, как рассчитывать рабочее время водителя, перерывы и возможное увеличение продолжительности рабочего времени.
Норма управления в течение дня – без учета тонкостей разбивки перерыва от управления – изменились так:

До 2021 года

С 2021 года

Было/стало

  • Нельзя управлять автомобилем более 4-х часов без перерыва

  • После 4-х часов управления нельзя управлять автомобилем более 2-х часов без перерыва
  • Нельзя управлять автомобилем более 4.5 часов без перерыва

  • Можно увеличить до 5.5 часов "в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения"
Еженедельный отдых составляет теперь 45 часов и включает в себя ежедневный
Скорректированы нормы для экипажа:

  • водители обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых
  • длительность ежедневного периода может составлять до 30 часов
  • время работы второго водителя, пока он не управляет автомобилем, не включается в рабочее время, но за него выплачивается дополнительное вознаграждение

Подробный разбор приказа Минтранса 424 о режиме труда и отдыха водителей. Отличия от приказа №15 Минтранса РФ

▣ На кого распространяется приказ 424 Минтранса

Действие приказа №424 о труде и отдыхе касается:

  • всех водителей, для которых управление автомобилем – трудовая обязанность
  • на всех юрлиц и ИП, которые являются работодателями, а также на индивидуальных предпринимателей, которые работают на себя

Приказ №424 Минтранса РФ не касается:

  • международных перевозчиков
  • органы государственной власти или местного самоуправления на легковых авто
  • если перевозка не выходит на дороги общего пользования
  • легковые автомобили внедомственной охраны, оперативно-розыскных служб
  • военнослужащих при исполнении
  • пожарный, спасательный, медицинский транспорт, в том числе, любой транспорт для устранения ЧС
Раньше в перечне исключений были водители, работающие в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ. В новом приказе №424 "вахтовики" обязаны следовать нормам труда и отдыха.

▣ Время до обязательного перерыва на отдых

До 2021 года водитель не должен был управлять автомобилем более 4 часов без специального перерыва. А после окончания этих часов – более чем 2 часа без перерыва.

По приказу №424 Минтранса РФ водитель не может управлять автомобилем более 4.5 часов без спец-перерыва.
Это нововведение делает российские требования более соответствующими европейским нормам.

▣ Календарная неделя в приказе о режиме труда и отдыха

В старом 15-м приказе использовался лишь термин "неделя", который не имеет четкой трактовки. Из-за этого часто возникала путаница между "неделя, как 7 суток" или "неделя, как с понедельника по воскресенье".

В приказе №424 Минтранса РФ от 16.10.2020 все недели стали календарными.

Календарная неделя – это промежуток времени, который начинается с 00 часов 00 минут 0 секунд понедельника и заканчивается в 23 часа 59 минут 59 секунд воскресенья.
Введение календарной недели устраняет правовую путаницу и облегчает подсчет режима труда и отдыха.

▣ Подсчет еженедельного отдыха

Раньше было так:

"Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов".

Это означало, что должен был сначала идти ежедневный отдых положенной продолжительностью, а только затем 42 часа еженедельного отдыха.

В приказе №424 Минтранса РФ появилось:

"Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом".
Это крайне положительное изменение, ведь теперь можно сразу переходить на 45 часов еженедельного вместо "ежедневный" плюс 42 часа еженедельного отдыха.

▣ Рабочее время водителей в составе экипажа

Теперь время, когда второй водитель не управляет автомобилем, в его рабочее время не включается.

Это означает, что и отработанных часов у него будет меньше, однако этот момент учтен следующим образом:

"За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников".
И второй важный момент: ежедневный отдых будет засчитан только если водители совершили его одновременно и полностью. Тем самым второму водителю точно нельзя уйти на ежедневный отдых пока первый за рулем.

▣ Время отдыха и перерывов

В приказе №424 Минтранса РФ от 16 октября 2020 г. уточняется, что именно включено во "время отдыха и перерывов":

  • Перерыв для отдыха и питания – все те же 30-120 минут, которые предоставляется водителю. Водитель не обязан его использовать т.к. перерыв лишь "предоставляется". Однако этот перерыв обязан быть в задании.
  • Ежедневный (междусменный) отдых.
  • Еженедельный отдых.
  • Перерыв между частями "рабочего дня (смены)" – при разделении смены на части. Такой перерыв допускается пунктом 7 приказа. При этом он не входит ни в междусменный отдых, ни в смену, ни в рабочее время.
Специальные перерывы НЕ относятся к времени отдыха и перерыва.

▣ Что входит и не входит в рабочее время по приказу о режиме труда и отдыха водителей

Самое главное отличие приказа Минтранса РФ №424 от приказа №15 состоит в том, что:

  • Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем теперь НЕ является рабочим временем для второго водителя.

В рабочее время входят:

  • управление транспортным средством
  • специальные перерывы для отдыха от управления
  • время работы не связанное с управлением:
– работы перед выездом и после
– медосмотры
– погрузка/разгрузка, посадка/высадка, оказание техпомощи
– простои не по вине водителя
– устранение возникших неисправностей
– иное, предусмотренное законом или трудовым договором

НЕ входят в рабочее время:

  • время отдыхов и перерывов (кроме специальных)
  • режим готовности второго водителя (время второго водителя, пока автомобилем управляет другой водитель)

▣ Нормы продолжительности смены

Продолжительность рабочего времени для водителей, работающих по 5-дневной и 6-дневной рабочей неделе, отныне не регламентируется.

Но это не значит, что водители могут работать сутками, так как:

  • пределом нормы является 40 часов рабочего времени в неделю
  • время управления за 24-часовой период с момента окончания ежедневного или еженедельного перерыва не должно превышать 9 часов
Специальные перерывы НЕ относятся к времени отдыха и перерыва.

▣ Допуски по продолжительности смены

В некоторых пунктах приказа допускается выходить за рамки нормы "в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения".

Это касается:

  • продолжительности смены при суммированном учете (+2 часа)
  • управления за смену (+2 часа)
  • управления подряд (+1 час)
Именно поэтому мы добавили в GR.Cards дополнительный уровень "Предупреждения". Подробнее об этом рассказываем в конце статьи.
Подробные разъяснения норм приказа №424 и примеры расчетов вы найдете в статье "Режим труда и отдыха водителей в 2022 году".

Должностным лицам автопарков также советуем прочесть статью "График работы водителей. Правила, нормы, проблемы и решения".

Дополнительно рекомендуем материал "Как правильно пользоваться тахографом" – он поможет понять, как водителям работать без нарушений требований законодательства.

Полезные материалы для соблюдения приказа №424

▣ Сводная таблица требований приказа №424 к режимам труда и отдыха водителей

В этой таблице, которую вы можете скачать и распечатать, мы постарались доходчиво представить нормы труда и отдыха в зависимости от условий рабочего графика водителей. Во всех описаниях содержатся указания на соответствующие пункты приказа №424 Минтранса РФ с пояснениями.

▣ Памятка по нормам труда и отдыха согласно требованиям приказа №424 Минтранса РФ

Эта памятка поможет должностным лицам автопарков оптимально планировать графики работы (сменности) водителей, опираясь на положения приказа №424 Минтранса РФ.

▣ Методическая презентация с разбором режимов труда и отдыха

В этой презентации вы найдете еще больше исчерпывающих комментариев, примеров подсчета норм РТиО и пояснений к требованиям Минтранса РФ.

Документ поможет вам понять, как правильно соблюдать нормы труда и отдыха, в частности, при работе с тахографами по приказу №424.

▣ Скачать приказ №424 Минтранса РФ

Текстовая версия приказа опубликована по этой ссылке https://georoute.ru/prikaz-ministerstva-transporta-rf-ot-16-oktyabrya-2020-g-424.

Загрузить приказ №424 в PDF вы можете, нажав на эту кнопку:
Также текст приказа можно пролистать в этой галерее:

Как контролировать выполнение требований приказа №424 Минтранса РФ в автопарке

Несмотря на то, что приказ №424 Минтранса РФ "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" стал сильно проще для анализа, контролировать выполнение режима труда и отдыха – это очень затратное занятие для должностных лиц.

В автопарке из 15-20 и более автомобилей такой контроль может занимать до 100% времени специалиста по охране труда или инженера БДД. А отсутствие контроля неизбежно будет приводить к штрафам на водителей, должностных лиц и компанию.

Для эффективного контроля и снижения риска штрафов мы предлагаем автоматизировать эту работу с помощью тахографического онлайн-сервиса GR.Cards.

На основе данных, расшифрованных с карт водителей, GR.Cards легко проверит все данные с тахографов и представит найденные нарушения и предупреждения в виде удобного отчета по каждому транспортному средству и водителю.

Все нововведения с учетом изменений в приказе №424 Минтранса РФ приказа здесь уже реализованы. Программа предупреждает о каждом допустимом выходе за стандартные нормы и о реальных нарушениях.

Вот пример, как это происходит:
  • Водитель управлял автомобилем без специального перерыва 4 часа 49 минут. В этом случае мы покажем предупреждение, так как "превышение времени управления автомобилем... допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения" (пункт 14 приказа). Таким образом, это не считается нарушением.

  • Теперь разберем случай, когда водитель управлял без спец-перерыва 5 часов и 42 минуты. Это уже однозначное нарушение, так как зафиксирован выход за рамки допущений.

Возможности сервиса GR.Cards позволяют должностным лицам автопарков:

– оптимально составлять и корректировать графики сменности водителей строго по требованиям приказа №424 Минтранса РФ
– анализировать нарушения режимов труда/отдыха и требований по использованию тахографов
– вести профилактическую работу с водителями для недопущения нарушений
– пресекать штрафы за несоблюдение законов
– достигать экономии средств за счет грамотного планирования смен

Наглядные примеры контроля транспорта в GR.Cards (скриншоты и описания) вы найдете в нашей статье "График работы водителей" и в кейсе "Как GR.Cards помогает в работе автопарка АВТЭК".
Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы бесплатно проверить GR.Cards своем автопарке.

При регистрации вы получите полный доступ ко всем функциям на 7 дней. Далее сами решите, пользоваться бесплатно базовым функциями или за небольшие деньги профессиональными модулями.
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

Примеры работы автопарков с программой GR.Cards