Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.

График работы водителей
Правила, нормы, проблемы и решения

Почему составление графиков сменности водителей – это не пустая формальность? Как правильно сделанные графики помогают автопарку избегать штрафов и экономить? Как автоматизировать контроль за планированием и соблюдением графиков?
Дата: 24 сентября 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 11 минут

Содержание

Что такое графики водителей и зачем они нужны в автопарках

График работы водителей – это документ, в котором указываются:

  • дни работы и дни отдыха с разбивкой на ближайшие недели
  • время начала и окончания смен
  • время для перерывов в течение смены (отдых, питание)

По сути это ежемесячное расписание работы, составленное с учетом условий трудового договора и требований Приказа Минтранса №424 ("Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха...").

Графики работы (сменности) водителей необходимы для того, чтобы:

  • оптимально планировать загрузку водителей без нарушений законодательства
  • избегать штрафов и других санкций при разбирательствах с госорганами
  • пресекать переработки/недоработки и справедливо оплачивать труд
  • достигать финансовой экономии за счёт грамотного распределения ресурсов автопарка

Независимо от количества водителей, типа транспорта и направления деятельности компании, графики работы нужно регулярно составлять в каждом автопарке.

Как составляются графики сменности

Для графиков работы водителей нет строго утвержденной формы. В качестве шаблона можно использовать формы Т-12 и Т-13.

Графики составляются вручную в Excel или с помощью программ. Например, "1С Управление Автотранспортом" и других сервисов, которые легко находятся в Интернете.

Главное, составлять графики в соответствии с законодательным нормам труда/отдыха и по той системой учета, которая принята в компании.

Согласно Приказу №424 в автопарке можно практиковать:

  • Ежедневный учет – работа не более 40 часов в неделю. Когда водитель работает 5 дней в неделю или 6 дней в неделю, то продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.
  • Суммированный учет – работа более 40 часов в неделю. Устанавливается, если стандартная ежедневная или еженедельная продолжительность не может соблюдаться (если не хватает 8 часов в день или график работы 2/2). За основу берется другой период (допустим, месяц) и контролируется количество часов за это время.
Подробнее о том, как рассчитывается время работы и отдыха водителей, вы можете прочесть в нашей статье "Режим труда и отдыха водителей в 2021 году". Также советуем скачать таблицу с нормами для корректного составления графиков.
Графики утверждаются руководством автопарка. Водители обязательно должны с ними ознакомиться и поставить свою подпись. Любые изменения в графиках тоже вносятся с участием водителей.

Примеры графиков:
Источники изображений: www.pro-personal.ru, spmag.ru

Чем грозят нестыковки в графиках. Кто их может проверить

Зачастую в автопарках формально подходят к составлению графиков работы водителей. Но это может привести к проблемам. Объясняем почему.
1
График работы водителей потребуются при разбирательствах, связанных с нарушениями режимов труда и отдыха. Когда рассматриваются административные дела по статье 11.23 КоАП, графики могут запросить ГИБДД или Ространснадзор. Если выяснится, что в автопарке изначально график смен планировался с игнорированием требований Приказа №424, штрафов не избежать. Они будут наложены и на компанию, и на должностных лиц. (см. статью "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит?").

Непредоставление документов для административного дела, в т.ч. графиков водителей, может привести к штрафам по статье 17.7 КоАП:

  • должностные лица: штраф от 2 до 3 т.р., либо дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев
  • юрлица: штраф от 50 до 100 т.р., либо приостановка деятельности до 90 суток
При разборе нарушений в госорганах графики сменности покажут, кто истинный виновник: водитель или работодатель. Допустим, если водитель проехал при суммированном учете 10 часов – это норма. Но для 5-дневки это будет нарушением. Как определить, виновата компания или нет? Ответ: узнать, какой учет рабочего времени применяется в автопарке, посмотреть графики работы водителей, сравнить с данными по тахографу (в случае с грузовиками N2, N3 и автобусами M2, M3).
2
График работы может затребовать суд: например, при рассмотрении дел о взыскании оплаты сверхурочной работы водителей. Графики прилагаются к делу наряду с копиями распечаток данных тахографа. Если график суду не предоставить, то какая-либо ответственность по закону ответчику не грозит. Но, скорее всего, это настроит суд в пользу истца.

Пример подобного разбирательства вы можете посмотреть в раскрывающемся списке:
Дело № 2-2902/2019. 30 мая 2019 года. Ленинский районный суд города Тюмени.

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику. Требования мотивированы тем, что с 19.12.2016 по 13.02.2019 состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности водителя-экспедитора в подразделении Автоколонна. При увольнении согласно распечатке от 18.02.2019 истец обнаружил, что у него было много сверхурочной работы за 2018 год. Согласно графику рабочего времени истец должен работать 20 дней в календарном месяце, а остальное время отдыхать. Фактически истец работал гораздо больше положенного трудовым договором времени, такая сверхурочная работа работодателем не оплачивалась. Согласно расчету истца сумма неоплаченной сверхурочной работы за период с июля по декабрь 2018 года составляет 90 689 рублей 53 коп. Также истцом рассчитана денежная компенсация за нарушение срока расчета при увольнении за период с 14.02.2019 по 26.02.2019, которая составила 609 рублей 13 коп. Кроме того, истцу причинен моральный вред нарушением его трудовых прав.


.................


Принимая во внимание содержание табелей учета рабочего времени в отношении истца за период с июля по декабрь 2018 года; распечатку сведений тахографа; объяснения стороны ответчика в судебном заседании, содержание отзыва на исковое заявление о фактическом привлечении истца к сверхурочной работе без издания соответствующего приказа, суд приходит к выводу о выполнении истцом работы по инициативе ответчика за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени


.................


Представители ответчика в удовлетворении исковых требований просили отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснили, что график рабочего времени истца предоставить нет возможности; учетный период при суммированном учете рабочего времени истца является один календарный месяц; при привлечении истца к сверхурочной работе соответствующий приказ работодателем не издавался, работник при необходимости фактически привлекался к такой работе с последующей выплатой соответствующей заработной платы; трудовой договор с истцом прекращен 13.02.2019; в табелях рабочего времени в отношении истца указано общее количество отработанных часов, в том числе ночные часы.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

.................


Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:

Исковые требования Белик Сергея Леонидовича удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сельта» в пользу Белик Сергея Леонидовича оплату сверхурочных работ в размере 85 599 рублей 18 коп., денежную компенсацию в размере 574 рубля 94 коп., компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.


Полный текст решения суда по гражданскому делу

3
Графики, составленные поверхностно или по привычному шаблону, могут привести к тому, что кто-то из водителей будет перерабатывать, а кто-то недорабатывать. Кому-то придется выплачивать больше сверхурочных, хотя такой необходимости могло и не быть. А кто-то наоборот получит меньше, пусть и готов был работать больше.
Оптимально проработанные графики работы водителей позволяют автопарку не разбрасываться ресурсами и экономить деньги.

Как точно определить превышение часов, запланированных по графику, и почему это важно

Классический вариант – это сверка с табелем учета отработанного времени, которое подтверждается путевым листом. Но данные из путевого листа далеко не сразу попадают в систему учета автопарка: от нескольких дней до нескольких недель. К тому же, в путевых листах могут быть ошибки.

По правде говоря, редко кто в автопарках ведет точный учет рабочего времени и анализирует превышение часов, заложенных по графику. Данные округляют и "подстраивают" под график. Это происходит из-за формального отношения к их составлению. Но такой подход может привести к негативным последствиям при разборе административных дел и в суде.

Плюс без оперативных и точных данных о времени работы водителей сложно корректировать графики так, чтобы ресурсы автопарка распределялись экономично.
Контролировать соблюдение графиков объективно и корректировать их грамотно поможет сверка смен с данными карт водителя для тахографа.

Как автоматизировать контроль работы водителей согласно графикам

Возьмем карту водителя для тахографа. Это такой же путевой лист, только электронный и более точный. DDD-файлы, полученные с карты, содержат данные о нормах рабочего времени и часах, отработанных по факту. С их помощью можно:

  • определять реальную загрузку водителей
  • выявлять превышения и недоработки
  • корректировать графики в полном соответствии с требованиями Приказа №424

Для наглядности покажем, как это делается в сервисе по считыванию, расшифровке и анализу данных карт водителей GR.Cards.

Должностные лица, которые используют в своей работе GR.Cards, знают:

  • сколько водитель трудился по факту при установленной норме
  • какое время занимали: управление, переработки, ночные часы, готовность
  • какие допускались нарушения режимов труда/отдыха или правил использования тахографов

На практике это выглядит так:
▊ Отчет "Выработка нормы"

– показывает, как менялись режимы труда и отдыха по тахографу в течение смены
– позволяет понять, кто из водителей выходит за пределы норм производственного календаря
– дает визуальные представление том, насколько эффективно используется рабочее время
Отчет "Табель работ"

– табель строится по данным с карт водителей и учитывает ваш часовой пояс
– все выходные и праздники соответствуют производственному календарю
– в расчете учитывается выбранный режим работы: пятидневная, шестидневная, суммированный учет
– в отчете указывается норма рабочего времени и фактическая загрузка с анализом активности по данным тахографа
▊ Выгрузка табеля учета рабочего времени

– GR.Cards автоматически формирует файлы формата Excel по форме Т-13
▊ Отчет "Смены"

– показывает активность водителя по тахографу в течение смен за любой период, включая время междусменного отдыха
▊ Отчет "Смены"

– показывает поминутный разбор каждой смены
– в дополнительных вкладках можно посмотреть анализ смены и анализ режимов труда и отдыха (норма-факт)
▊ Статистика нарушений: диаграмма нарушений по всему автопарку по дням

– стабильно высокий уровень нарушений говорит о постоянных ошибках в работе водителей
– единичный всплеск укажет на форс-мажоры
– периодические всплески говорят о наличии скрытого фактора, например, неравномерной загрузке в течение недели
▊ Статистика нарушений: диаграммы с топ-5 позиций или по всем позициям

– нарушения по группам
– самые частые нарушения
– самые нарушающие водители
▊ Отчет "Нарушения": сводная информация о нарушениях водителей

– с разбивкой по нарушениям требований Приказа №424 (режим труда и отдыха) и Приказа №440 (правила использования тахографов)
РЕЗУЛЬТАТ

Данные с карт водителей, считанные и расшифрованные в GR.Cards, помогут вам:

  • рационально планировать занятость по сменам
  • пресекать необоснованные переработки и недоработки
  • пресекать нарушения закона и штрафы

В итоге автопарк повышает эффективность труда, экономит фонд заработной платы, избегает проблем с госорганами.
Для наглядности поделимся примером автопарка АО "АВТЭК", где графики сменности составляются на основе сведений из программы GR.Cards:
АО "Автотранспортная топливно-энергетическая компания" ("АВТЭК"). Занимается перевозкой светлых нефтепродуктов. Количество водителей с картами для тахографа – 95.
Ранее приходилось сравнивать данные вручную – этот трудоемкий процесс занимал много времени. В частности, у нас график определяется не календарным днем, а днем смены. Из-за этого сложно вычислять, какие были смены по всем водителям, и рационально планировать их занятость.

С помощью GR.Cards должностные лица автопарка выстраивают работу водителей с выгодой для компании. Планирование загрузки с учетом суммарных показателей занятости без разделения смены на части и с разделением позволило достичь экономии на уровне 260 часов в месяц (26 часов на каждого водителя). В компании есть точное понимание, сколько водители могут по факту работать без нарушения законов.

Посмотреть полное описание работы "АВТЭК" в программе GR.Cards

Как должностному лицу пресекать штрафы и экономить ресурсы автопарка

На словах просто:

  • составлять графики работы водителей строго по приказам Минтранса
  • отслеживать нарушения и нестыковки "норма-факт"
  • планировать/корректировать загрузку водителей с выгодой для автопарка

На деле сложнее:

  • и так хватает других забот
  • не каждый день кто-то требует эти графики
  • как работали, так и будем работать – всех всё устраивает

Но должностное лицо будет первым виноватым, если водитель вдруг попался на нарушении законов. Или если в автопарк нагрянула проверка.
Поэтому советуем внимательнее относиться к составлению графиков водителей и использовать современные решения для автоматизации, чтобы:

– оптимально составлять и корректировать графики сменности водителей
– анализировать нарушения режимов труда/отдыха и требований по использованию тахографов
– пресекать штрафы за несоблюдение законов
– достигать экономии средств автопарка за счет грамотного планирования смен
Все эти возможности реализованы в GR.Cards. Базовые функции программы бесплатные. Продвинутые опции предоставляются платно за небольшие деньги. При регистрации каждый новый пользователь получает 7 дней полного доступа ко всем возможностям нашего сервиса.

Регистрируйтесь сейчас и проверьте, способен ли сервис GR.Cards справиться с вашими задачами!
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях
Поделиться своим мнением и задать уточняющие вопросы нашим специалистам вы можете в этой форме комментариев.

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога
Примеры работы автопарков с программой GR.Cards