Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.

Штраф за тахограф для должностных лиц
Как это происходит?

Почему нарушения водителя приводят к штрафам для должностных лиц, юрлиц и ИП? За что могут оштрафовать механика или инженера БДД? Как госорганы определяют виновность должностных лиц? Какова логика наложения штрафов? Какие меры помогут избежать нарушений и взысканий?

В конце материала приводится инструкция, как не получить штраф, и дополнительные материалы.
Дата: 13 сентября 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 10 минут
Приглашаем на вебинар "Действия в GR.Cards, чтобы держать работу с тахографами под контролем"
29 ОКТЯБРЯ. БЕСПЛАТНО
10.00 – 11.30 МСК

Содержание

Что и как проверяет ГИБДД на трассе у водителя грузовика или автобуса?

Транспорт, который должен быть оснащен тахографами (категории N2, N3, M2, M3), проверяется в двух направлениях:

  • на предмет соблюдения правил использования тахографов
  • на предмет соблюдения норм труда и отдыха водителей
Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.
Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.
Для этого инспекторы ГИБДД или сотрудники Ространснадзора вправе затребовать у водителя распечатку данных с тахографа. Чаще всего ее достаточно, чтобы обнаружить явные нарушения по каждому из направлений.

За какие нарушения и кого могут оштрафовать?

Правила использования тахографов водителями и владельцами транспорта перечислены в Приказе №440 Минтранса РФ, Приложение 3. Среди нарушений, за которые полагаются штрафы:

  • передвижение с неработающим, не соответствующим требованиям или неисправным тахографом (за исключением случаев поломки устройства в пути)
  • использование тахографа без карты водителя, с просроченной картой или с картой, принадлежащей другому лицу
  • истекший срок эксплуатации блока СКЗИ (в случае с тахографами российского образца)
  • неумение обращаться с тахографом, в том числе, делать распечатки
  • отсутствие настройки (калибровки) тахографа

В части режимов труда и отдыха водители, должностные лица, ИП и юрлица должны соблюдать требования Приказа №424 Минтранса РФ. В числе нарушений:

  • управление транспортом более 12 часов в течении смены
  • управление более 56 часов в неделю и свыше 90 часов за две недели подряд
  • управление без специального перерыва более 5,5 часов
  • отсутствие ежедневного междусменного отдыха длительностью не менее 9 часов;
  • отсутствие еженедельного отдыха длительностью не менее 24 часов

Чаще всего сотрудники ГИБДД штрафуют водителей за:

Что касается несоблюдения установленной продолжительности рабочей смены, то ГИБДД за это не штрафует. Такие нарушения относятся к компетенции Трудовой инспекции. Теоретически ГИБДД может направить туда материалы о выявленных нарушениях. Но это редко происходит, так как сопряжено с излишней бумажной волокитой. Хотя, если случай резонансный (например, произошла серьезная авария), ничего не мешает запустить разбирательство с участием трудовых инспекторов.

К слову, раньше, когда у ГИБДД не было возможности привлекать работодателей по статье 11.23, рапорты в Трудовую инспекцию могли составляться при выявлении любых нарушений режимов труда и отдыха водителей. Сейчас ГИБДД вправе производить разборы и штрафовать компании и должностных лиц самостоятельно – но только за нарушения времени управления и времени отдыха.
Каким бы не было нарушение водителя, связанное с режимами труда/отдыха и тахографами – оно автоматически ведет к возбуждения административного деля в отношении юрлиц, ИП и должностных лиц.

Логика здесь такая:

Если водитель является наемным работником, то должностные лица и руководство автопарка в ответе за то, как он выполняет законодательные требования. Раз есть проблемы с использованием тахографов и соблюдением норм труда и отдыха, значит, в автопарке плохо организована соответствующая работа.
Например, водитель получает штраф за то, что не вставил карту в слот тахограф. За это же нарушение, пусть оно и совершено водителем, штраф получает должностное лицо. Плюс штраф выписывается на компанию или ИП, так как нарушение произошло по их недосмотру.

Какие штрафы грозят должностным лицам и компании?

Ст. 11.23 КоАП, ч. 2. Нарушение требований к использованию тахографа:

  • Должностное лицо – от 7 до 10 тыс. руб.
  • Юрлицо – от 20 до 50 тыс. руб.
  • ИП – от 15 до 25 тыс. руб.

Ст. 11.23 КоАП, ч. 3. Несоблюдение норм времени управления ТС, нарушение режимов труда и отдыха водителей:

  • Должностное лицо – от 7 до 10 тыс. руб.
  • Юрлицо – от 20 до 50 тыс. руб.
  • ИП – от 15 до 25 тыс. руб.
Еще раз обратите внимание, что штраф, выписанный за тахограф на должностное лицо, по умолчанию приведет к штрафам на компанию. В соответствии со статьей 2.1 КоАП, назначение административного наказания физлицу не освобождает юридическое лицо от ответственности за это же нарушение. Раз в статье 11.23 КоАП указана ответственность и должностных лиц, и работодателей, то штрафы грозят всем, независимо от правового статуса.

Как штраф за тахограф попадает в компанию?

  • Инспектор ГИБДД, проверяющий автомобиль, запрашивает у водителя сопроводительные документы – в первую очередь, путевой лист. По нему будет понятно, кто отвечает за перевозку.

  • При выявлении нарушений, связанных с тахографом и нормами труда/отдыха, информация передается в отдел технического надзора ГИБДД.

  • В отношении компании или ИП возбуждается административное дело и назначается административное расследование. В частности, при разбирательстве будет запрошено объяснение должностного лица, ответственного за выпуск транспорта на линию.

  • Информация о заведенном деле и перечень документов, которые нужно предоставить для расследования, направляются в компанию почтой.

  • Если водителя останавливают в определенном регионе, то ему выписывает штраф местная ГИБДД. Для рассмотрение дел в отношении юрлиц или ИП, находящихся в других регионах, документы направляются в Госавтоинспекцию по месту их регистрации.

Пример определения о возбуждении административного дела:

Как поэтапно происходит разбор административного дела?

Итак, в компанию пришло письмо от ГИБДД с определением о возбуждении административного дела и проведении административного расследования.

  • К письму прилагается перечень документов, которые необходимо предоставить для объективного расследования, и сообщается, когда необходимо явиться на комиссию.

  • Как правило, на подготовку документов отводится достаточно времени – в среднем месяц.

  • В назначенный день представитель компании или ИП, уполномоченный давать объяснения, приходит на комиссию с документами и излагает свое видение ситуации.

  • Решение комиссия выносит не сразу. Обычно они приглашают подойти на следующий день и получить готовое постановление: либо о штрафе, либо о прекращении дела.

Пример запроса документов и уведомление о явке на разбирательство:

Какие документы нужно собрать для рассмотрения дела на комиссии?

Для разбора административного правонарушения по статье 11.23 КоАП представители ГИБДД запрашивают:

  • объяснения от работодателя по факту нарушения
  • объяснение от должностного лица, отвечающего за выпуск ТС на линию
  • копии журнала учета выдачи путевых листов
  • копии должностной инструкции и приказа о назначении долж.лица, отвечающего за выпуск ТС на линию
  • копии документов, подтверждающих факт трудоустройства водителей
  • копии руководства по эксплуатации тахографа
  • иные документы, которые работодатель считает нужным предъявить для объективного расследования

Конкретный набор документов зависит от состава нарушения. В интересах должностного лица – собрать максимум затребованной информации и дополнительные свидетельства, которые доказывают невиновность.

Например, если разбираются нарушения режимов труда и отдыха, у вас могут дополнительно запросить:

  • графики работы водителей
  • путевые листы
  • отдельные приказы по автопарку
  • подтверждения, что водители проходили инструктаж

Когда речь идет о правилах использования тахографов, могут потребоваться:

  • ddd файлы, чтобы проверить, как организация считывает и хранит информацию с карты водителя
  • сведения о выполнение работ по установке и техобслуживанию тахографов
  • сведения об обеспечении эксплуатации тахографа согласно закону и инструкциям
  • сведения об обеспечении водителя расходными материалами
  • сведения о замене и утилизации блоков СКЗИ
    Если запрашиваемые документы не предоставить, то это грозит штрафами по статье 17.7 КоАП:

    • должностные лица: штраф от 2 до 3 т.р., либо дисквалификация на срок от 6 до 12 месяцев
    • юрлица: штраф от 50 до 100 т.р., либо приостановка деятельности до 90 суток

    Можно ли оспорить штраф?

    Постановление ГИБДД о штрафе всегда можно обжаловать его в суде в течение 10 дней со дня его получения. Основания могут быть такие:

    • Вы принципиально не согласны с тем, что нарушение было допущено
    • Вы не согласны с тем, что ответственность за нарушение водителя перекладывается на должностное лицо и компанию
    • Вы признаете нарушение, но считаете штраф слишком большим

    В последнем случае можно попытаться в суде снизить сумму штрафа или даже отделаться предупреждением. Например, если нарушение было допущено в первый раз.
    Помимо суда, есть вариант попробовать обжаловать штраф в вышестоящих органах ГИБДД. Но в рамках одного ведомства редко случается, когда на ситуацию смотрят по-разному.

    Кто оплачивает штраф, выписанный на должностное лицо?

    Должностное лицо оплачивает штраф лично из своего кармана.

    Согласно КоАП, "административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности" в течение 60 дней момента вступления в силу постановления (Статья 32.2).
    Оплачивать штраф, выписанный должностному лицу, со счета организации незаконно!

    К каким последствиям приведут новые штрафы за тахограф? Будет ли ужесточаться ответственность?

    Каждое повторное нарушение может приводить к увеличению суммы штрафов в тех интервалах, которые прописаны в статье 11.23 КоАП:

    • В случае повторения нарушений, допущенных должностным лицом, суммы штрафов будут повышаться с 7 000 до 10 000 руб.

    • Для юрлиц и ИП штраф может подняться с 20 000 до 50 000 руб. Более того, если компания осуществляет пассажирские перевозки, то неоднократные нарушения способны привести к отзыву лицензии.
    Важно понимать, что в российских контрольно-надзорных органах применяется риск-ориентированный подход. Если компания работает добросовестно, то её меньше проверяют. Когда происходят систематические нарушения, госорганы начинают проявлять к компании пристальное внимание. В таком случае автопаркам грозят внеочередные проверки ГИБДД, УГАДН, Трудовой инспекции.

    Как должен вести себя водитель, чтобы не было штрафов на должностное лицо и компанию?

    Самая очевидная рекомендация – не нарушать правила использования тахографов и соблюдения режимов труда и отдыха. Есть некоторые уловки, но они не гарантируют ухода от ответственности.

    Например, водитель грузовика может заявить, что он не трудится на кого-либо. Но такой приём сработает, если автомобиль не загружен. Когда есть груз, придется так или иначе показать сопроводительную документацию, в том числе, путевой лист с указанием компании-работодателя.

    В случае с нарушением режимов труда и отдыха водитель может настаивать на том, что он нарушил закон исключительно по своей инициативе. То есть был максимально проинструктирован компанией, но в дороге игнорировал правила на свой страх и риск: сокращал отдых, увеличивал время управления и т.п. Иногда это помогает уберечь от штрафов должностных лиц, юрлиц и ИП.

    А вот при нарушении требований по использованию тахографов водителю не имеет смысла брать ответственность только на себя. Все нарушения такого характера автоматически ведут к штрафам на должностное лицо и компанию.
    Подробнее о том, как вести себя водителю при проверке тахографа, вы можете прочесть в статье "Что сделать, чтобы водитель не привез штраф "за тахограф".

    Как должностному лицу избежать штрафов на водителя, на себя и на компанию

    Единственный правильный ответ: строго следовать всем требованиям закона и контролировать его соблюдение водителями.

    На практике это весьма сложная задача.

    • Мало просто установить тахограф – нужно обучить водителей правильно использовать оборудование и постоянно следить, как они это делают.
    • С режимами труда и отдыха нужно тоже постоянно работать: составлять оптимальные графики, проводить инструктажи, отслеживать выполнение правил.

    Любое упущение в этих вопросах может привести к штрафам.

    Поэтому должностным лицам необходимо иметь под рукой надежный инструмент, который позволит автоматизировать контроль за тахографами и за соблюдением режимов труда и отдыха. Таким инструментом является наш сервис для считывания данных с карт водителей и тахографов GR.Cards. С его помощью вы можете:


    Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы получить бесплатные 7 дней полного функционала и лично проверить возможности GR.Cards!

    Практические материалы

    Инструкция, чтобы не получить штраф на должностное лицо и компанию
    Видеозаписи вебинаров GR.Cards для должностных лиц автопарков
    Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях
    Задать уточняющие вопросы нашим специалистам вы можете в этой форме комментариев.

    comments powered by HyperComments
    Другие материалы нашего блога
    Примеры работы автопарков с программой GR.Cards