Что сделать, чтобы водитель не привез штраф "за тахограф"

Каждый раз, когда ваш водитель уходит в рейс, он рискует привести с собой штрафы на организацию и должностное лицо, отвечающее за перевозки. Речь идет про штраф "за тахограф".

В конце материала приводится инструкция, как должностному не получить штраф, и видео «Как правильно пользоваться тахографом, чтобы не получить штраф»
Дата: 14 апреля 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 12 минут

Виды штрафов за тахограф

Нарушения, связанные с тахографом, можно разделить на две большие группы:

  1. Управление транспортным средством без тахографа или с нарушением требований к использованию тахографа;
  2. Нарушение режима труда и отдыха водителя.

Теперь подробнее о каждой группе.

"Без тахографа" вопросов не возникает - он должен быть согласно классификации транспортного средства, но по факту отсутствует - законный обоснованный штраф. Чтобы избежать штрафа, достаточно просто проверить наличие попадает ли ваш автомобиль в перечень ТС, в которых установка тахографа обязательна (перечень этих ТС есть здесь). И, естественно, исполнить требование закона.

Нарушение требований к использованию тахографа подразумевает следующее:

  • управление с неисправным/несоответствующим тахографом (тахограф не работает, дисплей не отображает информацию, тахограф в распечатках фиксирует не верное время управления или пробег, отсутствуют координаты в распечатках, не верное время или дата, тахограф не выводит информацию на печать в виде распечаток, не принимает карты);
  • управление без карты водителя, либо использование чужой карты водителя;
  • водитель не вставил карту перед началом движения в начале смены, а по окончанию не извлек карту из тахографа;
  • тахограф не настроен (с даты последней настройки прошло более 3-х лет);
  • у блока СКЗИ закончился срок эксплуатации (3 года);
  • у тахографа отсутствует/закончилась метрологическая поверка;
  • водитель не предоставил доступ к тахографу, карте водителя или не предоставил необходимые распечатки;
  • предприятие не обеспечило наличие руководства по эксплуатации тахографа в ТС
  • нет ленты для печати в тахографе.

Этот список нарушений предполагает штрафы на водителя от 3 000 до 5 000 рублей, по ст.11.23 ч.2 КоАП РФ на должностных лиц в размере - 7000 - 10 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - 15 000 - 25 000; на юридических лиц - 20 000 - 50 000 рублей.

Для выявления нарушения режима труда и отдыха, инспектора ГИБДД и Ространснадзора, проверяют:

  • управление ТС более 12 ч. в течении смены;
  • управление более 56 ч. в неделю и 90ч. за две недели подряд;
  • управление без спецперерыва более 5,5 часов;
  • отсутствие ежедневного междусменного отдыха продолжительностью не менее 9 часов;
  • отсутствие еженедельного отдыха продолжительностью не менее 24 часов.

Если ваш водитель попался на чем-то из этого списка, он "осчастливит" себя штрафом 1 500 - 2 000 рублей; на должностных лиц - 7 000 - 10 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - 15 000 - 25 000 рублей; на юридических лиц - 20 000 - 50 000 рублей.

Про актуальные штрафы за неправильную эксплуатацию тахографа и несоблюдение редима труда и отдыха писали в статье: 
Как изменились штрафы за РТиО и тахограф после 6.04.2022

Инструктаж для водителя: что делать, если инспектор проверяет тахограф

Ваши водители должны знать, что есть законные требования инспекторов, которые необходимо выполнять, и незаконные. Например, требование предъявить карточку МАП (при внутрироссийской перевозке) или свидетельство о поверке тахографа - незаконные требования. Эти документы водитель иметь с собой не обязан. Но эксперты все же советуют иметь при себе копию этих документов, заверенную организацией. Это сэкономит время при проверке и продемонстрирует "законопослушность" и аккуратность водителя.

Есть мнение, что все взаимоотношения инспектора и водителя начинаются и заканчиваются в ПДД (https://youtu.be/Rxd70PoWmqU?t=123). Но, на самом деле, водитель обязан знать и соблюдать не только ПДД, но и иные нормативные акты, относящиеся к его сфере деятельности. Например, Приказ № 440 т.к. ответственность за них предусмотрена в КоАП.

Обязательные навыки водителей при работе с тахографом

1) Водители обязаны уметь работать с тахографами любых типов.
Отказ предоставить распечатки потому что "не умею" - это автоматически нарушение ст.11.23 ч.1 КоАП РФ или неповиновение сотруднику правоохранительных органов и ответственность по ст.19.3 ч.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 - 4 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов. Согласитесь, намного проще обучить водителя работать с прибором и проверить его знания, чем терять работника на несколько суток: есть прецеденты административных арестов например, это решение суда.

2) Водитель должен уметь правильно читать расшифровки с тахографа
Это может сэкономить время и деньги, поскольку инспекторы могут и сами не правильно интерпретировать данные. Стоит это часа-другого вашего времени, которое вы потратите на написание короткой инструкции.

3) Не писать в протоколе то, что диктует инспектор. Если водитель с этим не согласен.
На фото ниже пример такого неграмотного несогласия с протоколом, после которого штраф получили и водитель, и механик:

Расшифровка:

Я ___ трудоустроен у _____ водителем автобуса ___. Сегодня 18.12.2020 года при выпуске машину осматривал механик ____. Он не заметил, что карт в левом слоте отсутствует и я сам забыл её вставить, распечатки с тахографа механик не брал. Выпуск автобуса был в 16 часов 40 минут по адресу ____. С моих слов записано верно, мною прочитано
Давать или не давать объяснения сотруднику ГИБДД (по существу якобы совершенного нарушения) – это право, а не обязанность водителя. Ведь в соответствии со статьёй 51 Конституции РФ никто не может быть принуждён в даче показаний против себя. В любом случае на комиссии (группа разбора) водитель может дать объяснения, но он уже будет подготовлен вами так, чтобы минимизировать ущерб от правонарушения для предприятия, вас лично и, возможно, себя.

Протокол по месту жительства

При междугородных перевозках протокол составляется вдалеке от родных стен. Следующий акт - рассмотрение дела "на комиссии" (в группе разбора), где дело всесторонне и объективно рассмотрят, и вынесут постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Присутствие на этом разборе желательно, если факт нарушения сомнителен. А такое возможно, поскольку протокол, который составляет инспектор - это лишь мнение конкретного инспектора, которое может быть верным или ошибочным. В случае, если есть сомнения в факте вменяемых правонарушений, разбор дела имеет смысл посетить.

Но командировка - деньги и время. Поэтому стоит научить водителя "лайфхаку". В протоколе в строке «ходатайствую о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту моего жительства» необходимо просто написать «прошу рассмотреть по месту жительства».
Лишь в редких случаях это ходатайство может быть отклонено.

С помощью этой строки можно оттянуть время до разбора, что даст возможность хорошо подготовиться, плюс потратить меньше своего рабочего времени на конкретное нарушение.

Зачем защищать водителя от штрафов за тахограф?

Казалось бы: зачем тратить время на обучение водителей, на подготовку к разбору и прочие задачи. Ведь нарушение - проблема водителя, а не инженера БДД или механика.

Дело в том, что после выявления административного правонарушения в области дорожного движения и на транспорте, проводится административное расследование, и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных и юридических лиц.

Должностное и юридическое лицо подвергаются наказанию в том случае, если своими действиями или бездействием не препятствовали совершению правонарушения. В разбираемых случаях, если в силах механика или руководителя предприятия было исправить некорректную работу тахографа, то они в том числе подвергаются наказанию.

И вот, в один из дней Вы обнаружите, среди прочей своей корреспонденции, «письма счастья» от ГИБДД. Это будет определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица и проведении административного расследования, определение об истребовании сведений по делу об административном правонарушении и уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Игнорирование этого требования - штраф в 50 000 рублей согласно ст. 17.7.КоАП РФ. Поэтому необходимо будет подготовить все документы, указанные в определение об истребовании сведений по делу об административном правонарушении и направить их в трехдневный срок с даты получения определения.

В назначенный день представителю юридического лица нужно явиться на рассмотрение дела, подготовившись предварительно. После бурных дебатов будет назначена дата составления постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в отношении компании всё-таки вынесли постановление о назначении административного наказания его можно обжаловать вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. На это у Вас есть десять суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из практики рекомендуем обжаловать в судебном порядке. Обжалование вышестоящему должностному лицу малоэффективно.

Другие штрафы "за тахограф"

Как видно одним штрафом только на водителя обойтись становится всё сложнее и сложнее. И речь не только о привлечении юр. лица к ответственности по ст. 11.23 КоАП РФ где предусмотрены штрафы до 50 000 р. В КоАП РФ есть и другие статьи:

- Не предоставили указанные сведений в трехдневный срок, вот и ст. 17.7 КоАП РФ где штрафы от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Пример доступен по этой ссылке.

- Перевозите пассажиров без тахографа, вот и ст. 19.20 КоАП РФ где штрафы на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Пример доступен по этой ссылке.

И это далеко не весь перечень.
К примеру инспектор ГИБДД или Ространснадзора выявил, что водителем превышена продолжительность рабочей смены. Привлечь за это водителя по ст.11.23 ч.3 КоАП РФ он не может и водителя отпускают, а полученные распечатки, подтверждающие нарушение режима труда и отдыха в части продолжительности ежедневной рабочей смены, вместе с рапортом направляются в Трудовую инспекцию. И вот уже предприятие получает «письмо счастья» от Трудовой инспекции по ст.5.27 КоАП РФ.
Или на ТС используется тахограф без метрологической поверки и о данном факте инспектор сообщает в Росстандарт. А это уже ст.19.19 КоАП РФ.

Как избежать штрафа?

Нарушение законодательства в части тахографии может дорого стоить всем "замешанным" лицам: инженеру БДД, механику, водителю, руководителю предприятия. Намного дешевле обучить водителя, проинструктировать его и следить за тем, чтобы приборы соответствовали требованиям.

Все упрощается, если к этим простым действиям добавить использование недорогого программного обеспечения. Это экономит время, нервы, деньги. 

Проконтролировать правильность эксплуатации карт водителей и тахографов, автоматизировать работу по их считыванию и анализу режима труда и отдыха (РТиО) вам поможет сервис GR.Cards. Основные функции доступны бесплатно, расширенные возможности предоставляются по абонентской плате.

Вы можете уже сейчас зарегистрироваться в сервисе и бесплатно использовать весь набор функций в течение 7 дней.
Более подробно с полезными функциями GR.Cards вы можете ознакомиться по этим ссылкам:

Практические материалы

Инструкция для должностных лиц, как не получить штраф на себя и компанию
Видеозаписи вебинаров GR.Cards для должностных лиц автопарков

Другие материалы нашего блога

Примеры работы автопарков с программой GR.Cards