Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сначала дочитать статью, закройте это всплывающее окно и возвращайтесь к регистрации попозже.

Что сделать, чтобы водитель не привез штраф "за тахограф"

Каждый раз, когда ваш водитель уходит в рейс, он рискует привести с собой еще и штрафы на организацию и должностное лицо, отвечающее за перевозки. Речь идет про "штрафы за тахограф".
Дата: 14 апреля 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 12 минут

Приглашаем на вебинар по штрафам за тахограф 29 сентября!

Подробно расскажем о логике выписывания штрафов ГИБДД на должностных лиц автопарков, поделимся рекомендациями, ответим на все вопросы

А именно?

Эти нарушения можно условно разделить на две большие группы:

  1. Управление транспортным средством без тахографа или с нарушением требований к использованию тахографа;
  2. Нарушение режима труда и отдыха водителя.

Теперь подробнее о каждой группе.

"Без тахографа" вопросов не возникает - он должен быть согласно классификации транспортного средства, но по факту отсутствует - это законный обоснованный штраф. Чтобы избежать неприятностей, достаточно просто свериться с перечнем ТС, обязательных к оборудованию соответствующими приборами (перечень этих ТС есть здесь). И, естественно, исполнить требование закона.

Намного интереснее пункт "с нарушением требований к использованию тахографа". Здесь нарушений может быть несколько:

  • управление с неисправным/несоответствующим тахографом (тахограф не работает, дисплей не отображает информацию, тахограф в распечатках фиксирует не верное время управления или пробег, отсутствуют координаты в распечатках, не верное время или дата, тахограф не выводит информацию на печать в виде распечаток, не принимает карты);
  • управление без карты водителя, либо использование чужой карты водителя;
  • водитель не вставил карту перед началом движения в начале смены, а по окончанию не извлек карту из тахографа;
  • тахограф не настроен (с даты последней настройки прошло более 3-х лет);
  • у блока СКЗИ закончился срок эксплуатации (3 года);
  • у тахографа отсутствует/закончилась метрологическая поверка;
  • водитель не предоставил доступ к тахографу, карте водителя или не предоставил необходимые распечатки;
  • предприятие не обеспечило наличие руководства по эксплуатации тахографа в ТС или не обеспечило необходимое кол-во бумаги для тахографа.

Этот список нарушений предполагает штрафы на водителя в размере 3 000 - 5 000 рублей, по ст.11.23 ч.2 КоАП РФ на должностных лиц в размере 7000 - 10 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - 15 000 - 25 000; на юридических лиц - 20 000 - 50 000 рублей.

Относительно нарушений режима труда и отдыха, инспекторам ГИБДД и Ространснадзора, по мнению эксперта, будут интересны:

  • управление ТС более 12 ч. в течении смены;
  • управление более 56 ч. в неделю и 90ч. за две недели подряд;
  • управление без спецперерыва более 5,5 часов;
  • отсутствие ежедневного междусменного отдыха продолжительностью не менее 9 часов;
  • отсутствие еженедельного отдыха продолжительностью не менее 24 часов.

Если ваш водитель попался на чем-то из этого списка, он "осчастливит" себя штрафом 1 500 - 2 000 рублей; на должностных лиц - 7 000 - 10 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей - 15 000 - 25 000 рублей; на юридических лиц - 20 000 - 50 000 рублей.

Инструктаж для водителя

Все ваши водители должны знать, что есть законные требования инспекторов, которые необходимо выполнять, и незаконные. Например, требование предъявить карточку МАП (при внутрироссийской перевозке) или свидетельство о поверке тахографа. Эти документы водитель иметь с собой не обязан. Но эксперты все же советуют иметь при себе копию этих документов, заверенную организацией. Это сэкономит время при проверке и продемонстрирует "законопослушность" и аккуратность водителя.

Есть мнение, что все взаимоотношения инспектора и водителя начинаются и заканчиваются в ПДД (https://youtu.be/Rxd70PoWmqU?t=123). Но, на самом деле, водитель обязан знать и соблюдать не только ПДД, но и иные распоряжения, относящиеся к его сфере деятельности. В частности, тот самый Приказ № 440 т.к. ответственность за них предусмотрена в КоАП.

Все водители обязаны уметь работать с тахографами любых типов. Отказ предоставить распечатки потому что "не умею" - это автоматически нарушение ст.11.23 ч.1 КоАП РФ или неповиновение сотруднику правоохранительных органов и ответственность по ст.19.3 ч.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 - 4 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов. Согласитесь, намного проще обучить водителя работать с прибором и проверить его знания, чем терять работника на несколько суток: есть прецеденты административных арестов например, это решение суда.

Кроме того, необходимо обучить водителей правильно "читать" распечатки тахографов. Это может сэкономить время и деньги, поскольку инспекторы могут и сами не правильно интерпретировать данные. Стоит это часа-другого вашего времени, которое вы потратите на написание короткой инструкции?

Если все же инспектор составляет протокол, но ваш водитель с ним не согласен. Многие не знают, как правильно оформить этот факт, поэтому пишут то, что им диктуют. И привозят из рейса штраф. На фото ниже пример такого неграмотного несогласия с протоколом, после которого штраф получили и водитель, и механик:

Расшифровка:

Я ___ трудоустроен у _____ водителем автобуса ___. Сегодня 18.12.2020 года при выпуске машину осматривал механик ____. Он не заметил, что карт в левом слоте отсутствует и я сам забыл её вставить, распечатки с тахографа механик не брал. Выпуск автобуса был в 16 часов 40 минут по адресу ____. С моих слов записано верно, мною прочитано
Давать или не давать объяснения сотруднику ГИБДД (по существу якобы совершенного нарушения) – это право, а не обязанность водителя. Ведь в соответствии со статьёй 51 Конституции РФ никто не может быть принуждён в даче показаний против себя. В любом случае на комиссии (группа разбора) водитель сможет дать объяснения, но он уже будет подготовлен вами так, чтобы минимизировать ущерб от правонарушения для предприятия, вас лично и, возможно, себя.

По месту жительства

При осуществлении междугородных перевозок часто бывает ситуация, когда протокол составлен вдалеке от родных стен. Следующий акт - рассмотрение дела "на комиссии" (в группе разбора), где дело всесторонне и объективно рассмотрят, и вынесут постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Нужно иметь в виду, что присутствие на этом разборе крайне желательно, если факт нарушения сомнителен. А такое может быть, поскольку протокол, который составляет инспектор - это лишь мнение конкретного инспектора, которое может быть верным или ошибочным. Поэтому, в случае, если есть сомнения в факте вменяемых правонарушений, разбор дела имеет смысл посетить.

Но командировка - деньги и время. Поэтому стоит научить водителя небольшому "лайфхаку". В протоколе имеется строка «ходатайствую о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту моего жительства». В данной строке необходимо просто написать «прошу рассмотреть по месту жительства».
Лишь в редких случаях это ходатайство может быть отклонено.

С помощью этой строки можно оттянуть время до разбора, что даст возможность хорошо подготовиться, плюс потратить меньше своего рабочего времени на конкретное нарушение.

Зачем защищать водителя?

Казалось бы, логика простая: зачем тратить время на обучение водителей, на подготовку к разбору и прочие задачи. Ведь нарушение - проблема водителя, а не инженера БДД или механика.

Дело в том, что после выявления административного правонарушения в области дорожного движения и на транспорте, проводится административное расследование, и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных и юридических лиц.

Должностное и юридическое лицо подвергаются наказанию в том случае, если своими действиями или бездействием не препятствовали совершению правонарушения. В разбираемых случаях, если в силах механика или руководителя предприятия было исправить некорректную работу тахографа, то они в том числе подвергаются наказанию..

И вот, в один из дней Вы обнаружите, среди прочей своей корреспонденции, «письма счастья» от ГИБДД. Это будет определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица и проведении административного расследования, определение об истребовании сведений по делу об административном правонарушении и уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Игнорирование этого требования - штраф в 50 000 рублей согласно ст. 17.7.КоАП РФ. Поэтому необходимо будет подготовить все документы, указанные в определение об истребовании сведений по делу об административном правонарушении и направить их в трехдневный срок с даты получения определения.

В назначенный день представителю юридического лица необходимо явиться на рассмотрение дела, подготовившись предварительно. После бурных дебатов будет назначена дата составления постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в отношении Вас всё-таки вынесли постановление о назначении административного наказания Вы всегда можете его обжаловать вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. На это у Вас есть десять суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из практики рекомендуем обжаловать в судебном порядке. Обжалование вышестоящему должностному лицу малоэффективно.

Другие сюрпризы от тахографа

Как видно из всего вышесказанного одним штрафом только на водителя обойтись становится всё сложнее и сложнее. И речь не только о привлечении юр. лица к ответственности по ст. 11.23 КоАП РФ где предусмотрены штрафы до 50 000 р. В КоАП РФ есть и другие статьи:

- Не предоставили указанные сведений в трехдневный срок, вот и ст. 17.7 КоАП РФ где штрафы от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Пример доступен по этой ссылке.

- Перевозите пассажиров без тахографа, вот и ст. 19.20 КоАП РФ где штрафы на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Пример доступен по этой ссылке.

И это далеко не весь перечень.
К примеру инспектор ГИБДД или Ространснадзора выявил, что водителем превышена продолжительность рабочей смены. Привлечь за это водителя по ст.11.23 ч.3 КоАП РФ он не может и водителя отпускают, а полученные распечатки, подтверждающие нарушение режима труда и отдыха в части продолжительности ежедневной рабочей смены, вместе с рапортом направляются в Трудовую инспекцию. И вот уже предприятие получает «письмо счастья» от Трудовой инспекции по ст.5.27 КоАП РФ.
Или на ТС используется тахограф без метрологической поверки и о данном факте инспектор сообщает в Росстандарт. А это уже ст.19.19 КоАП РФ.

Штраф не нужен

Нарушение законодательства в части тахографии может дорого стоить всем "замешанным" лицам: инженеру БДД, механику, водителю, руководителю предприятия. Намного дешевле обучить водителя, правильно его проинструктировать и следить за тем, чтобы приборы соответствовали требованиям.

Эти простые действия, которые еще больше упрощаются при использовании недорогого программного обеспечения, способны экономить время, нервы, деньги, причем личные, в том числе.

Проконтролировать правильность эксплуатации карт водителей и тахографов, автоматизировать работу по их считыванию и анализу РТиО вам поможет сервис GR.Cards. Основные функции доступны бесплатно, расширенные возможности предоставляются по абонентской плате.

Вы можете уже сейчас зарегистрироваться в сервисе и бесплатно использовать весь набор функций в течение 7 дней.
Более подробно с полезными функциями GR.Cards вы можете ознакомиться по этим ссылкам:
На любые вопросы о правилах работы с тахографами и картами водителя, о требованиях закона, об актуальных штрафах и о функциях сервиса GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога