Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сначала дочитать статью, закройте это всплывающее окно и возвращайтесь к регистрации попозже.

Тахографы и закон
Правила, требования, документы

Инженеры БДД и механики автопарков сталкиваются в работе со множеством нормативных актов, регулирующих тахографический контроль. При этом большая проблема состоит в том, что законы часто меняются и людям сложно вовремя сориентироваться в изменениях. В этом обзоре мы собрали все актуальные для 2021 года документы, которые будем обновлять по мере появления новых поправок. В конце вы можете скачать памятку с законами и полезными ссылками в формате PDF.
Дата: 13 июня 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 10 минут

Содержание

Режимы труда и отдыха водителей, нормы времени управления ТС

▊ Коммерческие организации, ИП и наёмные водители: режимы труда и отдыха

Требование соблюдать режимы труда и отдыха для юрлиц и ИП закреплено в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения" (часть 1). Особенности РТиО и условия труда водителей утверждены в Приказе Минтранса № 424 от 16.10.2020, который недавно заменил Приказ №15. Подробнее о нормах РТиО и методах подсчета рабочего времени водителей вы можете прочесть в нашем отдельном материале "Разбор приказа Минтранса РФ №424".

Эти правила касаются всех водителей, их работодателей и предпринимателей, которые трудятся на собственных автомобилях. При этом, Приказ №424 не распространяется на тех, кто управляет автомобилями органов госвласти, МВД, Росгвардии, Минообороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи. Наряду с ними, в перечне исключений находятся международные перевозчики, но лишь потому, что они подчиняются требованиям ЕСТР и некоторых стран СНГ. Они точно так же обязаны ездить с тахографами и соблюдать РТиО, но по отдельным правилам. Эта тема детально раскрыта в тексте "Режим труда и отдыха при международных перевозках".

▊Физические лица: нормы времени управления ТС

Для физлиц, эксплуатирующих грузовики свыше 3,5 тонны и автобусы, требование соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха закреплено в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения" (часть 3). Детально эти нормы прописаны в Статье 26 Правил дорожного движения.

Оснащение транспорта тахографами

На федеральном уровне требование оснащать тахографами грузовики N2, N3 и автобусы M2, M3 зафиксировано в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения". Наряду с этим, обязанность использовать тахограф указана в Статье 26 ПДД (юрлица, ИП - часть 1; физлица - часть 3).

Дополнительно владельцы и водители автобусов должны учитывать Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 №1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами". В нем говорится о том, что наличие тахографа – это одно из условий получения лицензии на пассажирские перевозки.

Порядок оснащения транспорта тахографами прописан в Приказе Минтранса России от 26.10.2020 № 438, который вступил в силу 1 января 2020 года. Этот документ пришел на смену Приказу Минтранса РФ №273. В новом приказе уже нет указания сроков оснащения разных категорий ТС, так как все отсрочки к 2021 году закончились. Остается только отдельное исключение для регулярного городского и пригородного пассажирского транспорта. Согласно Постановлению Правительства №1998 от 03.12.2020 эти автобусы должны быть оснащены тахографами до января 2022 года.

Правила эксплуатации тахографов и прохождение техосмотра

Правила эксплуатации тахографов изложены в Приказе Минтранса №440 от 28.11.2020 (вступил в действие вместо Приказа Минтранса №36). В этом документе перечислены подробные требования к тахографам и картам водителя, описаны правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, указаны категории оснащаемых ТС и приведен полный список исключений. Вы можете с ними ознакомиться в нашем обзоре изменений законодательства (раздел "Кому не нужно оснащаться тахографами").

Все автомобили, которые должны быть оснащены тахографами, проверяются на их наличие при проведении техосмотров. Это условие закреплено в Постановлении Правительства РФ №1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств" ("Общие положения", пункт 4 и "Обязательные требования безопасности транспортных средств", пункт 82). Информация о тахографе вносится в диагностическую карту автомобиля с указанием марки, модели и серийного номера устройства. Результаты проверки отмечаются в поле под названием "Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа)". Подробнее об этом вы можете прочесть в наших статьях про ТО:

С первого сентября 2021 года контроль за наличием тахографа еще больше усиливается вместе со вступлением в силу Приказа Минтранса №9 от 15.01.2021 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». Теперь при проведении техконтроля необходимо будет проверять исправность тахографа. Сведения о пройденном контроле указываются в путевом листе.

Приказ №9. Пункт 7. При проведении контроля должны быть проверены:

1) исправность:

  • тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
  • рулевого управления;
  • стеклоомывателей;
  • колес (кроме трамвая);
  • шин (кроме трамвая);
  • звукового сигнала;
  • тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации)
Приказ №9. Пункт 13:

В случае если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 7-8 настоящего Порядка, сведения о пройденном контроле указываются в путевом листе в соответствии с порядком заполнения путевых листов, утверждаемым Минтрансом России в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", на основании записи о пройденном контроле, внесенной в журнал.

Использование и оформление карт водителя

Обязанность использовать карты водителя указана в правилах эксплуатации тахографов (Приказ Минтранса №440 от 28.11.2020). В нем говорится, что водителям "запрещается использование тахографа без карты водителя". Подробнее об аспектах работы с картами водителя вы можете ознакомиться в нашем постоянно обновляемом материале "Часто задаваемые вопросы по картам водителя" и в других статьях этого блога.

Порядок выдачи карт отдельно изложен в Приказе Минтранса №435 от 23.10.2020 ("Об утверждении Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, и Порядка ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах").

В числе документов, которые нужны для оформления: заявление на выдачу карты, копии личных документов и т.д. Срок действия карты водителя составляет 3 года, поэтому нужно всегда заранее заниматься переоформлением карт, чтобы не допустить штрафов и простоев в работе.

Считывание и хранение тахографических данных

Считывание и хранение данных – это базовое действие, которое нужно выполнять в грузовых и пассажирских автопарках, оснащенных тахографами. В соответствии с Приказом №440, владельцы транспорта обязаны "выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней" и обеспечивать их хранение в течение одного года. Нарушение этого требования приведет к штрафам, которые будут наложены, в первую очередь, на должностных лиц: от 7 до 10 тысяч рублей.

Поставить это процесс на поток и избежать штрафов вы можете с помощью нашего сервиса GR.Cards, базовые функции которого доступны бесплатно. Зарегистрироваться для работы в сервисе считывания и анализа тахографических данных можно по этой ссылке.

Штрафы за нарушения

Ответственность за отсутствие и неправильную эксплуатацию тахографов и за несоблюдение режимов труда и отдыха, зафиксирована в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (Статья 11.23). Штраф могут получить водители, должностные лица, юрлица и ИП в зависимости от характера нарушений и степени ответственности.
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ БЕЗ ТАХОГРАФА, НЕИСПРАВНЫЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ ТАХОГРАФ
  • должностные лица: от 7000 до 1000 руб.
  • водители: от 3000 до 5000 руб.
  • ИП: от 15 000 до 25 000 руб.
  • юрлица: от 25 000 до 50 000 руб.
НАРУШЕНИЕ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ
  • должностные лица: от 7000 до 1000 руб.
  • водители: от 1500 до 2000 руб.
  • ИП: от 15 000 до 25 000 руб.
  • юрлица: от 25 000 до 50 000 руб.
Важно понимать, что нарушением правил эксплуатации тахографа будут считаться многие упущения, в том числе: езда с просроченной картой водителя, игнорирование требований по выгрузке и хранению данных тахографического контроля.

В основном все это находится в зоне ответственности должностных лиц. Более того, должностное лицо может стать "крайним", даже если штраф выписали водителю. Вас могут вызвать на комиссию, состоящую из сотрудников ГИБДД и Ространснадзора, перед которыми придется объяснить свою невиновность. Доказать её на словах навряд ли получится. Поэтому без специальных сервисов, в которых хранятся данные с тахографов и карт водителя, тут не обойтись.

О том, как избежать штрафов, вы можете прочесть в статье "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит?".

Приглашаем на вебинар по штрафам за тахограф 29 сентября!

Подробно расскажем о логике выписывания штрафов ГИБДД на должностных лиц автопарков, поделимся рекомендациями, ответим на все вопросы

Как проверять тахографы и мастерские

В условиях, когда на рынке представлены разные модели тахографов и сотни мастерских, не составляет труда столкнуться с плохим качеством оборудования, непрофессиональным оснащением и даже с мошенничеством. Дабы избежать проблем, нужно знать о требованиях, которые прописаны в приказах №438 (порядок оснащения тахографами) и №440 (требования к тахографам, правила использования, обслуживания и контроля).

На практике мы советуем вам также прибегать к полезным сервисам сайта ФБУ "Росавтотранс". Здесь выложен перечень моделей тахографов, отвечающих требованиям закона:


Также на сайте есть возможность проверить конкретное оборудование по его идентификаторам:


Убедиться в том, что тахографическая мастерская официально допущена к работе с тахографами, можно на странице, где есть поиск мастерских по регионам, по названию, по номеру клейма:


Дополнительно для проверки тахографа на предмет соответствия метрологическим требованиям советуем пользоваться сайтом ФГИС "АРШИН". Это важно потому, что эксплуатировать дозволено только устройства, прошедшие метрологическую поверку. В случае игнорирования такого требования юрлица и должностные лица могут получить внушительные штрафы по Статье 19.19 КоАП (Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений).

Как автоматизировать работу автопарка, чтобы не нарушать законы?

Перед сотрудниками автопарков, ответственными за выполнение перечисленных законов, стоит немало задач. В их числе:

  • Считывать данные с карт водителей не реже 1 раза в 28 дней
  • Анализировать рабочие смены и выявлять нарушения РТиО
  • Контролировать исправность тахографов и выявлять нарушения правил их эксплуатации
  • Следить за своевременной калибровкой тахографов, заменой блоков СКЗИ и карт водителей по истечению срока годности.

Если не заниматься такой работой, то высока вероятность получить штраф. Например, должностным лицам грозят взыскания до 10 000 рублей.
    Вручную справиться этим сложно: требуется масса времени, к тому же, не избежать ошибок. Но данные процессы легко можно автоматизировать с помощью программное обеспечение GR.CARDS. Наш сервис позволит вам выстроить профессиональную работу по тахографическому контролю и обезопасить себя от санкций за несоблюдение законодательных требований.

    Считывание, хранение и базовый анализ данных с карт водителей и тахографов в нашей программе доступны всем пользователям бесплатно. Другие возможности предоставляются по абонентской плате. Подробная информация о возможностях модулей сервиса GR.Cards представлена по этим ссылкам:


    Регистрируйтесь прямо сейчас и лично убедитесь в преимуществах сервиса!

    Памятка с тахографическими законами

    PDF-версия для скачивания

    С активными ссылками на законы
    На любые вопросы о правилах работы с тахографами и картами водителя, о требованиях закона, об актуальных штрафах и о функциях сервиса GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

    comments powered by HyperComments
    Другие материалы нашего блога