Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сначала дочитать статью, закройте это всплывающее окно и возвращайтесь к регистрации попозже.

Часто задаваемые вопросы по картам водителя

Когда можно и когда нельзя извлекать карту водителя из тахографа? Какой будет штраф, если не считывать с неё данные каждые 28 дней? В каких случаях и сколько дней дозволено ездить без карты? Разбираем все самые важные моменты.
Дата: 6 апреля 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 15 минут
GR.Cards. Часто задаваемые вопросы по картам водителя.
▼1. Можно ли устанавливать карту водителя во второй слот при пустом первом слоте
▼2. Нужно ли считывать информацию с тахографа, если регулярно считываются данные с карт водителей
▼3. Может ли один человек владеть несколькими картами водителя
▼4. В каких случаях и сколько дней можно водить автомобиль без карты водителя
▼5. Какой срок действия у карт водителя, мастерской, предприятия и какова их стоимость
▼6. Нужно ли менять карту при смене водительского удостоверения
▼7. На какой срок выдается новая карта водителя в случае, если срок действия старой ещё не закончился
▼8. Когда можно и когда нельзя извлекать карту водителя
▼9. Какой будет штраф, если не считывать информацию с карты водителя
▼10. Несут ли должностные и юридические лица ответственность за нарушение правил эксплуатации карты водителя
▼11. Когда требуется замена карты
▼12. Может ли получить российскую карту для тахографа СКЗИ лицо с зарубежными водительскими правами
▼13. Что делать, если тахограф не принимает или не распознает карту
▼14. Кто должен оплачивать выпуск карты и кому она в итоге принадлежит: водителю или работодателю
▼15. Может ли один водитель передавать свою карту для работы другому водителю
▼16. Какие документы нужны для оформления карты, требуется ли ходатайство с работы
▼17. Можно ли эксплуатировать карту для тахографа СКЗИ в тахографе ЕСТР и наоборот
    ▼1. Можно ли устанавливать карту водителя во второй слот при пустом первом слоте
    ▼2. Нужно ли считывать информацию с тахографа, если регулярно считываются данные с карт водителей
    ▼3. Может ли один человек владеть несколькими картами водителя
    ▼4. В каких случаях и сколько дней можно водить автомобиль без карты водителя
    ▼5. Какой срок действия у карт водителя, мастерской, предприятия и какова их стоимость
    ▼6. Нужно ли менять карту при смене водительского удостоверения
    ▼7. На какой срок выдается новая карта водителя в случае, если срок действия старой ещё не закончился
    ▼8. Когда можно и когда нельзя извлекать карту водителя
    ▼9. Какой будет штраф, если не считывать информацию с карты водителя
    ▼10. Несут ли должностные и юридические лица ответственность за нарушение правил эксплуатации карты водителя
    ▼11. Когда требуется замена карты
    ▼12. Может ли получить российскую карту для тахографа СКЗИ лицо с зарубежными водительскими правами
    ▼13. Что делать, если тахограф не принимает или не распознает карту
    ▼14. Кто должен оплачивать выпуск карты и кому она в итоге принадлежит: водителю или работодателю
    ▼15. Может ли один водитель передавать свою карту для работы другому водителю
    ▼16. Какие документы нужны для оформления карты, требуется ли ходатайство с работы
    ▼17. Можно ли эксплуатировать карту для тахографа СКЗИ в тахографе ЕСТР и наоборот
      В этом обзоре мы часто ссылаемся на два основных законодательных акта, регулирующих требования к картам водителя для тахографа. Тексты документов доступны по следующим ссылкам:

      ➔ Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"

      ➔ Приказ Министерства транспорта РФ от 23 октября 2020 г. N 435 "Об утверждении Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, и Порядка ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах"

      1. Можно ли устанавливать карту водителя во второй слот при пустом первом слоте?

      Нет. В соответствии с Приказом №440 тахограф регистрирует режим «Управление» только для карты водителя, которая установлена в левый слот тахографа, тогда как карта второго водителя, не занятого вождением, вставляется в правый слот. Если второй водитель сменяет первого за рулем, то им необходимо переставить карты. Если водитель едет один и вставил карту во второй (т.е. в правый) слот, то тахограф выдаст ошибку «Езда без карты» и данные не будут записываться. Нарушение данного правила может повлечь наложение административного взыскания.

      2. Нужно ли считывать информацию с тахографа, если регулярно считываются данные с карт водителей?

      Для тахографов СКЗИ – нет. Считывание информации из памяти европейских тахографов (согласно ЕСТР) должно производиться 1 раз в 90 дней. Но документов, которые бы обязывали периодически выгружать данные из памяти российских тахографов, нет.

      Единственное требование к тахографам с блоком СКЗИ: после утилизации устройства владелец ТС должен хранить информацию, считанную из памяти тахографа, в течение одного года (Приказ 440, приложение 3, пункт 13). При этом выгрузить данные и передать их ему должна мастерская (Приказ 440, приложение 4, пункт 9).

      Ознакомиться с нашими советами по эксплуатации тахографов вы можете в статье "Как правильно пользоваться тахографом: правила, инструкции, рекомендации"

      3. Может ли один человек владеть несколькими картами водителя?

      Нет. У каждого водителя должна быть своя индивидуальная уникальная карта. По закону РФ один человек, управляющий транспортным средством, не может иметь более одной карты одного типа. В Приказе №440 об этом сказано так: "Водителю передается одна карта водителя" (приложение 3, пункт 5). В Приказе №435 также зафиксировано это правило: "лицу, претендующему на выдачу карты водителя, выдается только одна карта такого типа" (приложение 1, пункт 4).

      4. В каких случаях и сколько дней можно водить автомобиль без карты водителя?

      Передвигаться без карты можно не более 15 дней, если она перевыпускается по причине неисправности, утери, кражи. Управлять ТС сверх этого срока без карты в данных ситуациях разрешается, когда необходимо возвратить автомобиль на базу (Приказ №435, п.24).

      При первичном оформлении карты подобные поблажки не допускаются. Когда же срок действия карты истекает (через 3 года), её владелец должен направить заявление на выдачу новой карты не позже, чем за 15 дней до финальной даты. А организация, занимающаяся оформлением карт, должна обеспечить замену старой карты на новую в течение пяти дней с момента поступления заявления от водителя (Приказ №435, пункт 23). Но в реальности изготовление карты может занять более длительное время. Поэтому лучше как можно раньше приступать к переоформлению карты, а если процесс затягивается, запастись подтверждающими документами и надеяться на понимание надзорных органов.

      5. Какой срок действия у карт водителя, мастерской, предприятия и какова их стоимость?

      3 года для карт водителя и для карт предприятия, 1 год для карт мастерской. По истечении этих сроков карты считаются недействительными.

      Стоимость определяется организациями-изготовителями (ФГУП «НТЦ «Атлас», АО «НТЦ «СПЕЦПРОЕКТ», ПАО «Микрон», ООО «ИНВЕНТА», ООО «ИКЦ Транспортные Технологии»). К этому добавляются затраты на услуги компаний, осуществляющих оформление и выдачу карт. Поэтому итоговая стоимость может везде отличаться. Уточняйте информацию в компаниях своего региона. Список аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте ФБУ "Росавтотранс".

      6. Нужно ли менять карту при смене водительского удостоверения?

      Нет. Согласно пункту 22 Приказа Минтранса РФ №435: "В случае замены водительского удостоверения в течение срока действия карты замена карты водителя не производится".

      7. На какой срок выдается новая карта водителя в случае, если срок действия старой ещё не закончился?

      Если до конца срока использования старой карты остается больше полугода, то срок действия карты, выдаваемой взамен, будет таким же, как у предшествующей карты. Но если до истечения срока эксплуатации старой карты остается менее шести месяцев, то новая карта будет оформлена на новые три года (Приказ №435, пункт 27).

      8. Когда можно и когда нельзя извлекать карту водителя?

      Карту нельзя извлекать из тахографа во время движения ТС. Но её можно изымать во время остановок в течение смены, например, уходя на обед или по требованию ГИБДД. Правда, при каждой очередной вставке карты в слот тахографа нужно вручную с помощью кнопок меню зафиксировать информацию о своих действиях в период её отсутствия. В конце рабочей смены водитель обязан извлекать карту из тахографа (Приказ №440, приложение 3, пункт 11)

      9. Какой будет штраф, если не считывать информацию с карты водителя?

      Для должностных лиц – от 7 до 10 тыс. руб; для юрлиц – от 20 до 50 тыс. руб.; для ИП – от 15 до 25 тыс. руб; для водителя – от 3 до 5 тыс.руб. Если водитель не является собственником ТС и работает по найму, то штрафы ему не грозят, потому что обязанность выгружать каждые 28 дней данные с карт возлагается именно на владельцев транспорта (Приказ №440, приложение 3).

      Несоблюдение требований по считыванию данных с карт водителя считается нарушением правил эксплуатации тахографа. Штрафы за это прописаны в Статье 11.23 КоАП.

      Подробнее о штрафах мы говорим в этой статье: "Штрафы за отсутствие тахографа и несоблюдение режимов труда и отдыха в 2020 году"

      10. Несут ли должностные и юридические лица ответственность за нарушение правил эксплуатации карты водителя?

      Да. Как уже разъяснялось в предыдущем ответе, правила эксплуатации карты включают обязанность владельцев транспорта выгружать данные каждые 28 дней. Эти и другие требования к владельцам ТС перечислены в Приказе №440 (приложение 3, пункт 13). За нарушение требований должностные лица, юрлица и индивидуальные предприниматели могут получить штраф. Непосредственно во время управления автомобилем ответственность за правильное использование карты лежит на водителе.

      Приглашаем на вебинар по штрафам за тахограф 29 сентября!

      Подробно расскажем о логике выписывания штрафов ГИБДД на должностных лиц автопарков, поделимся рекомендациями, ответим на все вопросы

      11. Когда требуется замена карты?

      В первую очередь, карту водителя для тахографа необходимо переоформлять каждые 3 года по истечении срока её действия. Внеплановая замена потребуется, если карта утеряна, украдена, сломана (содержит дефекты, делающие её эксплуатацию невозможной). Также карту потребуется переоформить при изменении ФИО и места жительства, которые указывались при выдаче.

      Карту для тахографа не нужно менять:

      × при смене водительского удостоверения;
      × при смене работодателя.

      12. Может ли получить российскую карту для тахографа СКЗИ лицо с зарубежными водительскими правами?

      Да. В Приказе №435, который регулирует порядок выдачи карт для тахографов, нет запрета на выдачу карт лицам с зарубежными правами, а также с гражданством других государств. Однако в документе есть отдельное требование, о котором надо знать в таких случаях. Карта водителя выдается физлицам, проживающим на территории РФ в течение не менее 185 дней каждого календарного года.

      Однако, в соответствии с Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 92-ФЗ, с 01 июня 2017 года вступил запрет на допуск к управлению автомобилем водителей на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ТС.

      13. Что делать, если тахограф не принимает или не распознает карту?

      Проверить работоспособность и карты, и тахографа. Для проверки карты нужно проверить её на другом тахографе. Если карта снова не читается, то наверняка она повреждена и её нужно заменить. Если карта воспринимается на другом тахографе, то следует проверить первый тахограф, попробовав в него вставить карты других водителей. Проблема со считыванием любых других карт будет свидетельствовать о том, что нарушена работоспособность самого тахографа. В таком случае оборудованием должны заняться специалисты мастерской.

      14. Кто должен оплачивать выпуск карты и кому она в итоге принадлежит: водителю или работодателю?

      Карта однозначно принадлежит водителю. Оплачивать расходы должен работодатель. В соответствии с российскими законами, владельцы транспорта N2, N3, M2, M3 обязаны не только устанавливать тахографы, но и обеспечивать их функционирование. Карта является неотъемлемым компонентом тахографического контроля, без неё работодатель не сможет соблюдать требования к эксплуатации тахографа и положения о режимах труда и отдыха водителей. Поэтому руководство автопарка должно брать расходы по оформлению карт на себя и не имеет права требовать с водителя возмещения затрат. Но карта оформляется на конкретное физическое лицо и принадлежит исключительно ему. Следовательно, работодатель не вправе её удерживать при увольнении водителя, так как формально лишит его возможности продолжать работу в другой организации.

      Подробные ответы на эти вопросы со ссылками на законы и решения суда вы найдете в нашей прошлой статье и в комментариях к ней.
      Также для работодателей будет не лишним ознакомиться с этой статьей.

      15. Может ли один водитель передавать свою карту для работы другому водителю?

      В этом нет смысла. Карта выдаётся конкретному водителю, содержит его персональные данные (в памяти и на внешней стороне), используется для контроля именно его действий. Если картой пользуется человек, которому она не принадлежит, работодатель не сможет проконтролировать его режимы труда и отдыха. В свою очередь, уполномоченные сотрудники госорганов не смогут проверить, выполняет ли конкретный водитель требования по использованию тахографов и соблюдаются ли в автопарке по отношению к нему нормы времени управления ТС и отдыха. При отсутствии таких сведений штрафы могут быть выписаны всем, кто перечислен в Статье 11.23 КоАП (водитель, должностное лицо, юрлицо, ИП). Пусть даже формально в Приказе №36 нет запрета на использование карты одного водителя другим водителем, тезис о том, что персональной картой должен пользоваться её владелец, прослеживается на всём протяжении документа. И рассматривая факты поездок по чужой карте, суд, скорее всего, согласится с претензиями ГИБДД и Ространснадзора. О том как правильно пользоваться тахографом в экипаже со вторым водителем читайте в этой статье.

      16. Какие документы нужны для оформления карты? Требуется ли ходатайство с работы?

      Нет, ходатайство не требуется. С декабря 2019 года в перечне документов, прикладываемых к заявлению на выдачу карты, больше нет справки с места работы. Это связано с тем, что теперь карты оформляются на физлиц и вместо адреса предприятия на них указывается адрес водителя.

      Для оформления карты требуется заполнить заявление (актуальный образец вы можете скачать на этой странице сайта ФБУ "Росавтотранс") и приложить к нему документы, перечисленные в Приказе №435 и упоминаемые в самой форме заявления:

      1. Копия основного документа, удостоверяющего личность.
      2. Копия водительского удостоверения.
      3. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
      4. Копия свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе на территории РФ (ИНН).
      5. Справка об утере или краже карты (при замене карты водителя).
      6. Копия ранее выданной карты водителя (если имеется).
      7. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов (для иностранных граждан).

      Также пакет документов должен включать: 1. Заявление о присоединении к регламенту удостоверяющего центра. 2. Заявление на регистрацию пользователя удостоверяющего центра и формирование сертификата ключа проверки. 3. Доверенность на получение ключей и сертификата ключа подписи.

      17. Можно ли эксплуатировать карту для тахографа СКЗИ в тахографе ЕСТР и наоборот?

      Нет. Вернее, это не имеет смысла. Карта СКЗИ предназначена только для тахографа СКЗИ. Карта ЕСТР предназначена только для тахографа ЕСТР. Если карта вставлена в слот тахографа, который не соответствует её типу, устройство сообщит о вводе недействительной карточки, либо просто её не распознает. В любом случае далее тахограф будет фиксировать движение без карты, что будет считаться нарушением требований по эксплуатации и приведёт к штрафам.

      Проконтролировать правильность эксплуатации карт водителей, автоматизировать работу по их считыванию и анализу РТиО вам поможет сервис GR.Cards. Основные функции доступны бесплатно, расширенные возможности предоставляются по абонентской плате.

      Вы можете уже сейчас зарегистрироваться в сервисе и бесплатно использовать весь набор функций в течение 7 дней.
      Более подробно с полезными функциями GR.Cards вы можете ознакомиться по этим ссылкам:
      Задавайте свои вопросы в комментариях. Мы ответим на них в таком же формате.

      comments powered by HyperComments
      Другие материалы нашего блога