Кому принадлежит карта водителя?

Мы обновили данную статью 28 сентября 2020 года и немного расширили вопросы, связанные с тем, кому принадлежит карта водителя для тахографа. Теперь вы сможете найти ответы на следующие вопросы:

▼1. Кому принадлежит эта карта – водителю или предприятию, на котором он работает?
▼2. Кто обеспечивает водителя картой для тахографа - водитель сам или предприятие?
▼3. Должен ли водитель вернуть карту работодателю при увольнении?
▼4. Может ли водитель в период срока действия карты получить еще одну карту на свое имя?
▼5. Может ли работодатель требовать с работника возмещения расходов, понесенных работодателем на получение такой карты?
▼6. Может ли работодатель отстранить от работы, если вы не оставили карту водителя на работе после смены или на выходные?
▼7. Законно ли требовать от вас уничтожения карты водителя купленной за счёт работодателя?
▼8. Надо ли меня карту водителя при замене водительских прав?
▼9. Можно ли управлять транспортным средством с тахографом в период оформления карты водителя?
▼10. Можно ли в водителю самостоятельно скачивать данные с карты водителя, помимо прохождения такой процедуры на предприятии?
Дата: 28 сентября 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 6 минут

Кому принадлежит карта водителя?

Ответ — водителю. В п. 10 Порядка выдачи карт, используемых в тахографах, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.05.2012 №145 (далее — Порядок) говорится, что заявителем в случае обращения за выдачей карты водителя является физическое лицо, т.е. карта выдается именно ему, и именно он является ее владельцем (смотрите третий абзац п. 23 Порядка).

Кто должен обеспечить сотрудника картой водителя?

Ответ - владелец транспортных средств.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» оснащение транспортных средств тахографами является обязанностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Как следует из п.2 Приложения №1 к приказу Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее — Приложение к приказу №36), в состав тахографа входят бортовое устройство и внешние компоненты, к которым относится карта водителя (п. 4 Приложения к приказу №36).

Карта водителя обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя. Она содержит информацию о его фамилии, имени, дате рождения, номере его водительского удостоверения и наименовании выдавшего его органа, фотографию водителя и прочее.

Может ли работодатель требовать с работника возмещения расходов, понесенных за выпуск карты водителя?

С одной стороны, карта принадлежит водителю, с другой - работодатель правомерно считает её своей собственностью. Пока такая правовая коллизия не разрешена ответ — нет. Во-первых, возможность реализации работодателем права требования возмещения работником расходов, понесенных на оформление того или иного официального документа на работника, не зависит от того, у кого именно находится оригинал документа. Во-вторых, мы считаем, что в случае судебного разбирательства такое требование работодателя суд не поддержит (это подтверждается судебной практикой, например https://www.garant.ru/news/1223111/), поскольку именно на работодателей закон возлагает обязанность по оснащению транспортных средств, на которых осуществляют свою трудовую деятельность водители, тахографами, в состав которых входят карты водителей.

Тем не менее, водитель должен понимать, что карта водителя это его личный документ, который был изготовлен за деньги работодателя, и в случае увольнения водителя работодатель фактически теряет часть вложенных средств. Именно поэтому мы рекомендуем, в первую очередь, решать вопрос мирно, в досудебном порядке, и советуем водителям при увольнении вернуть работодателю остаточную часть за карту водителя.
Кроме того, большинство работодателей при найме теперь требуют наличие карты водителя, так что справедливо и разумно "выкупить" карту у предыдущего работодателя и продолжить профессиональную деятельность на другом предприятии без задержек на перевыпуск.

Должен ли водитель вернуть карту работодателю при увольнении?

Ответ — нет. Ни ТК РФ, ни Приказ №36, ни Порядок, не обязывают водителя, которому в период действия трудовых отношений с той или иной организацией была оформлена карта водителя, вернуть ее работодателю при увольнении. Кроме того, действия работодателя по удержанию карты водителя, при увольнении работника, на наш взгляд, лишены практического смысла, поскольку после того, как трудовые отношения с работником прекратятся, работодатель не сможет воспользоваться именным документом работника, либо передать этот документ в пользование другим лицам (другим работникам). О чем больше стоит беспокоится работодателю, так это о здоровом повышении эффективности труда, чему может поспособствовать правильная эксплуатация тахографов и программного обеспечения для тахографов.

Можно ли выпустить карту водителя при наличии действующей?

Такой вопрос часто возникает, когда работодатель настаивает на изъятии карты водителя при увольнении, аргументируя тем, что водитель может выпустить себе новую.

Ответ — нет. Расторжение трудового договора с организацией, которая на момент выдачи карты состояла в трудовых отношениях с водителем не является причиной для замены карты водителя.

Замена действующей карты водителя производится только в случае:

  • когда срок действия карты истекает;
  • наличия дефекта карты, делающего ее использование невозможным или при работе карты со сбоями;
  • утери или кражи карты.
А при выпуске новой карты водителя, изготовитель проверяет наличие действующей карты водителя у заявителя. При обнаружении этого факта, изготовитель откажет в изготовлении карты.

Следовательно, работодатель, удерживая у себя карту водителя при увольнении работника, лишит последнего возможности трудиться в дальнейшем в другой организации по должности водителя, поскольку оформление другой карты на него будет невозможно до окончания срока действия удержанной карты (или до ее утраты или кражи).

Может ли работодатель требовать оставлять карту водителя на работе в нерабочее время (выходные или отпуск)?

Ответ - нет. С точки зрения закона Российской Федерации водитель не обязан оставлять свою карту у работодателя, так как владельцем карты является водитель (см. п.5 Приказа №145 Минтранса РФ). Следовательно, любые "карательные" меры со стороны работодателя за то, что именная карта водителя для тахографа не была оставлена на работе, являются не законными и прямо противоречат закону РФ. Если вы столкнулись с такой или подобной ситуацией и вас каким-либо образом "наказали", то вы в праве оспорить данное решение и защитись свои права через суд.

Работодателя можно понять - он видит риск "нецелевого" использования карты в нерабочее время, что может привести к штрафам на юрлицо. Однако законодатель четко урегулировал этот момент в КоАП 11.23. Теперь должностное лицо и владелец ТС понесет наказание только если будет доказано, что водителю было выдано задание на движение, которое противоречит нормам труда и отдыха. В выходные дни и дни отпуска таких заданий быть не может по определению, следовательно и рисков получить штраф работодатель не несет.

Законно ли требовать уничтожения карты водителя купленной за счёт работодателя?

Ответ - нет. Согласно Приказу Минтранса 145, пункту 5: "Карты водителя выдаются физическим лицам". Владельцем карты являетесь вы, даже если за нее платила ваша организация. Поэтому возникает правовая коллизия, когда плательщиком была организация, а владельцем карты является водитель.

В данном случае мы рекомендуем спокойно объяснить свои права и договориться с работодателем. Возможно, справедливым решением будет возмещение работодателю расходов за оставшийся период использования карты после увольнения и до истечения её срока годности.

Надо ли менять карту водителя при замене водительских прав?

Ответ - нет. В соответсвии с законом, допускается управление транспортным средством с картой водителя до истечения её срока годности, даже если после получения карты водителя водитель получил новое водительское удостоверение. Это прописано в приказе минтранса РФ от 21 мая 2012 г. N 145, п. 21. "В случае замены водительского удостоверения в течение срока действия карты замена карты водителя не производится."

Можно ли управлять транспортным средством с тахографом в период оформления карты водителя?

Ответ - нет. Карта водителя является обязательной составной частью тахографа. Если карта водителя отсутствует, то данное нарушение засчитывается за отсутствие (или за неисправность) тахографа и инспектор, при проверке, может выписать штраф водителю, должностному лицу и юридическому лицу (или ИП) в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ.

Если речь идет про замену карты, то, как сказано в приказе минтранса РФ от 21 мая 2012 г. N 145, владелец карты может продолжать управлять транспортным средством без карты водителя в течение не более 15 календарных дней или в течение более продолжительного периода, если это необходимо для возвращения транспортного средства на предприятие.". Обязательно возите с собой документы, подтверждающие, что карта действительно на перевыпуске.

Однако, если такая необходимость есть, мы рекомендуем возить с собой документы, которые могли бы подтвердить, что карта заказана и находится в процессе изготовления. Кроме того, в обязательном порядке делать распечатки с тахографа и подтверждать их личной подписью, в качестве подтверждения соблюдения режима труда и отдыха. Но, повторимся, отсутствие карты является нарушением, кроме случая, когда карта находится на перевыпуске.

Можно ли водителю самостоятельно скачивать данные с карты водителя, помимо прохождения такой процедуры на предприятии?

Ответ - да. Водитель может скачивать данные с карты водителя любое количество раз в любое время. Для этого, кстати, отлчно подойдет бесплатная версия программы GR.CARDS. Более того, если речь идёт о карте водителя для тахографа с блоком СКЗИ, то самостоятельное скачивание данных с карты водителя обезоапсит от штрафа по ст. 12.23 КоАП РФ, который может быть наложен на водителя, если данные с карты будут считаны реже чем 1 раз в 28 дней. Об этом прямо говорится в приказе минтранса №36.

Если карта тахографа заблокировалась, может ли водитель или предприятие самостоятельно разблокировать данную карту?

Ответ — да. Законом допускается самостоятельная разблокировка карты водителя для тахографа. Для этого вам понадобиться считыватель карт, бесплатное программное обеспечение и конверт от заблокированной карты водителя с PUK-кодом. Далее вам нужно пройти все шаге вот по этой инструкции, и вы сможете разблокировать свою карту самостоятельно.

Автоматизировать работу по считыванию и анализу данных с карт водителей и контролировать правильность их эксплуатации вам поможет сервис GR.Cards. Основные функции доступны бесплатно, расширенные возможности предоставляются по абонентской и весьма скромной плате. Запишитесь на онлайн-презентацию, чтобы узнать о всех преимуществах GR.Cards!
Поделиться статьёй в социальных сетях:
На любые вопросы о правилах работы с картами водителя мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога