Как пользоваться тахографом с двумя водителями

Все тахографы с блоком СКЗИ и тахографы стандарта ЕСТР имеют два слота для карт. Это сделано с целью одновременной фиксации режимов труда и отдыха водителей, работающих в составе одного экипажа. В этой статье вы узнаете о главных требованиях к эксплуатации тахографа с двумя картами и о том, как правильно анализировать соблюдение норм времени управления ТС в таких случаях.
Дата: 17 марта 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 5 минут
Инструкция по распечатке с тахографа
Когда речь идёт о работе в экипаже, второй водитель, не находящийся за рулём, тоже должен вставлять свою персональную карту в слот тахографа. Иначе ГИБДД и Ространснадзор могут выписать протокол об административном правонарушении, закрепленном в Статье 11.23 КоАП РФ. Штраф получит не только водитель (от 3 до 5 тыс. руб.), но и его работодатель (от 20 до 50 тыс. руб.). Плюс надо знать, что нормы труда и отдыха для экипажа шире, чем для одного водителя. Об этом подробнее во второй части нашей статьи.

Правила использования двух карт в тахографе

Базовые правила для водителей при работе в экипаже зафиксированы в Приказе Минтранса №440 (приложение 3, пункт 11.1):

"Перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя)".

Смена водителя и перестановка карт в течение рабочей смены производится только во время стоянки автомобиля. В процессе движения извлечение любой карты из тахографа – управляет человек машиной или нет – запрещено.

У нас также есть инструкции по эксплуатации каждого тахографа и общие рекомендации для всех тахографов, вы можете с ними ознакомиться в этой статье. А если у вас есть вопрос по работе с тахографом или картой водителя, то вы можете их задать в комментариях к соответствующей статье из этого списка:

Программа для планирования техобслуживания GR.CARDS
Подходит для любого транспорта
Отправит уведомления о предстоящих работах по SMS и e-mail
Можно работать с телефона и компьютера подключенного к интернету
На дисплее тахографа действия экипажа (при вставленных картах обоих водителей) отображаются с помощью соответствующих символов:
На этом экране видно, что Водитель №1 занят управлением – это иллюстрирует пиктограмма в виде молоточков. Водитель №2 находится в режиме готовности – об этом свидетельствует перечеркнутый прямоугольник. Для водителя, не занятого вождением, тахограф всегда автоматически выставляет режим "Готовность".

О том как расшифровать значки на распечатке тахографа, вы можете прочитать в этой статье.
Отчёт о действиях двух водителей на распечатке из памяти тахографа выглядит так:

Как считать режим труда и отдыха при работе в экипаже?

Обычно экипаж нужен, когда один водитель просто физически не может в одиночку выполнить длительный рейс. А если он всё же на это способен, то без нарушений режима труда и отдыха поездка не обойдется. Да и безопасными такие рейсы называть нельзя. Работа в экипаже позволяет осуществлять дальние рейсы быстрее, повышать безопасность на дорогах и избегать нарушений режима труда и отдыха.
В случае с двумя водителями для соблюдения РТиО нужно отталкиваться от следующих правил:

Каждый водитель должен отдыхать не менее 9 часов в день.

Для всех водителей рабочим днем (сменой) будет считаться промежуток между этими 9-часовыми отдыхами. Следовательно, остаются в силе такие требования, как:

  • Управлять ТС не более 9 часов за рабочий день (смену). Можно до 10, но не более 2-х раз в неделю.
  • Суммарное время управление не должно превышать 56 часов за неделю и 90 часов за 2 недели.
  • Необходимо делать перерыв не менее 45 минут в первые 4 часа управления, а затем через каждые 2 часа по столько же до конца своей смены
  • Еженедельный отдых не менее 45 часов, и он включает в себя ежедневный.
Нормы для экипажа:
  • водители обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых;
  • длительность ежедневного периода может составлять до 30 часов;
  • время работы второго водителя пока он не управляет автомобилем НЕ включается в рабочее время.

Отдельно отметим, что режим "Готовность" позволяет водителю уменьшить рабочее время иногда даже наполовину. Чем меньше рабочего времени, тем ниже вероятность нарушить режимы труда и отдыха.
О том, как пользоваться тахографом в экипаже, вы можете узнать в инструкциях разных производителей, размещенных в нашем справочнике. Принципы профессионального анализа РТиО изложены в нашей прошлой статье "Расшифровка данных с тахографа".

Также советуем ознакомиться с обзором "Режим труда и отдыха водителей в 2022 году".

Как эффективнее анализировать работу водителей в экипаже?

В распечатанном виде отчёты о работе одного или нескольких водителей нужны для проверки сотрудниками ГИБДД на трассе. Ручной анализ распечаток в автопарке занимает крайне много времени и в целом непродуктивен, так как сверка всех чеков неизбежно приведёт к ошибкам. Гораздо рациональнее пользоваться программой по считыванию и анализу данных с карт водителей GR.Cards. Этот сервис автоматически анализирует работу групп водителей, своевременно выявляет недочеты и позволяет оперативно исправить нарушения, допущенные, в том числе, при работе в экипаже. С его помощью вы сможете:
Основные функции GR.Cards доступны бесплатно. Расширенные функции, в том числе, для контроля за соблюдением РТиО и за эксплуатацией тахографов, предоставляются по абонентской плате. Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы лично узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!
Более подробно с полезными функциями GR.Cards вы можете ознакомиться по этим ссылкам:
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

    Примеры работы автопарков с программой GR.Cards