Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сначала дочитать статью, закройте это всплывающее окно и возвращайтесь к регистрации попозже.

Техосмотр автобусов
Требования закона, порядок и условия прохождения

Какие правила технического осмотра автобусов действуют c 2021 года? Как проходит ТО и как подготовить к нему транспортное средство? На что обращать внимание в случае с проверкой тахографов? Как выбрать станцию технического осмотра? Делимся ответами на вопросы в нашем материале.

Для владельцев грузовиков ответы на вопросы про техосмотр представлены по этой ссылке.
Дата: 23 июля 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 10 минут
2021-й год принес целый ряд важных изменений в правилах техосмотра автобусов

Содержание

Какие правила техосмотра действуют для автобусов с 2021 года

В Российской Федерации технический осмотр транспортных средств регламентируется двумя основными документами. Это:


Наряду с этим для автобусов (категории M2, М3) зафиксированы отдельные требования в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 741 “Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов". Эти правила также вступают в силу с 1 октября 2021 года.
Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.
Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.
Главное отличие новых правил состоит в том, что техосмотр автобусов уже сейчас проводится в присутствии уполномоченного сотрудника ГИБДД. Это призвано усилить контроль за техническим состоянием автобусов с целью предотвращения ДТП.

Сама процедура техосмотра претерпела ряд изменений. Согласно новому регламенту:
    • Владелец автобуса подает заявку по телефону или электронной почте аккредитованному оператору технического осмотра. В заявке указываются сведения об автобусе и желаемая дата проведения ТО.
    • Техосмотр автобуса осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления заявки к оператору. При этом в ТО может быть отказано, если в желаемый день нет свободных мест. Так что заявку лучше подавать еще раньше. В любом случае, оператор должен предоставить ответ в течение дня, прошедшего с подачи заявки.
    • Перед началом и после окончания техосмотра производится обязательная фотофиксация транспорта с геопозиционированием. Изображения, на которых должны быть указаны данные транспорта (госномер, марка, модель, цвет), место и дата ТО, загружаются в базу ЕАИС и хранятся там 5 лет. Это сделано, чтобы исключить факты выдачи диагностических карт без реального присутствия ТС на пункте техосмотра.
    • Непосредственно техосмотр проводит технический специалист аккредитованного оператора. В свою очередь, сотрудник ГИБДД лично проверяет соответствие результатов диагностики требованиям законодательства и сверяет данные автобуса со сведениями из паспорта ТС и госреестра.
    • По итогам техосмотра сотрудник ГИБДД вносит в диагностическую карту, сформированную в ЕАИС, свое заключение о соответствии транспорта требованиям ТО и заверяет его квалифицированной электронной подписью.
    Диагностическая карта теперь представлена в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. Но по желанию владельца ТС оператор может дополнительно выдать диагностическую карту на бумажном носителе с подписями и печатями.


    Периодичность обязательного техосмотра для автобусов составляет:
      • 1 раз в год, если транспорт выпущен менее 5 лет назад
      • 1 раз в шесть месяцев, если транспорт старше 5 лет
      Примечание. Правила техосмотра не распространяются на автобусы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность

      Как проводится техосмотр автобуса

      В ходе техосмотра автобус проверяется по следующим параметрам (детальные описания представлены в раскрывающихся списках):
      I. Тормозные системы
      1. Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения
      2. Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям
      3. Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения
      4. Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер
      5. Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе
      6. Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением
      7. Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов
      8. Отсутствие трещин остаточной деформации деталей тормозного привода
      9. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем
      10. Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания
      11. Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов
      II. Рулевое управление
      12. Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса
      13.Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе
      14.Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении
      15.Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма
      16.Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе
      17.Отсутствие устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией
      II. Внешние световые приборы
      18.Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям
      19.Отсутствие разрушений рассеивателей световых приборов
      20.Работоспособность и режим работы сигналов торможения
      21.Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям
      22.Наличие и расположение фар и сигнальных фонарей в местах, предусмотренных конструкцией
      23.Соответствие источника света в фарах
      IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели
      24.Наличие стеклоочистителя и форсунки стеклоомывателя ветрового стекла
      25.Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла
      26.Работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей
      V. Шины и колеса
      27.Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям
      28.Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации
      29.Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес
      30.Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес
      31.Отсутствие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес
      32.Установка шин на транспортное средство в соответствии с требованиями
      VI. Двигатель и его системы
      33.Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям
      34.Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания
      35.Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива
      36.Герметичность системы питания транспортных средств, работающих на газе. Соответствие газовых баллонов установленным требованиям
      37.Соответствие нормам уровня шума выпускной системы
      VII. Прочие элементы конструкции
      38.Наличие зеркал заднего вида в соответствии с требованиями
      39.Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям
      40.Соответствие норме светопропускания ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей
      41.Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя
      42.Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства
      44.Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки
      45.Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы
      46.Наличие работоспособного звукового сигнального прибора
      47.Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам
      52.Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача
      54.Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям
      55.Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности
      56.Наличие знака аварийной остановки
      57.Наличие не менее 2 противооткатных упоров
      58.Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям
      59.Надежное крепление поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки
      60.Работоспособность механизмов регулировки сидений
      63.Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса
      65.Соответствие каплепадения масел и рабочих жидкостей нормам
      66.Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с требованиями
      67.Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб
      68.Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований
      69.Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям
      70.Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа)
      В случае удачного прохождения техосмотра в диагностическую карту вносится отметка, что транспорт соответствует требованиям закона. Если обнаружены технические неисправности и несоответствия, в карте появится отметка, что нужно устранить недочеты и пройти новый техосмотр. На это отводится 20 дней. Если повторным техосмотром занимается тот же оператор, что и в первый раз, то проверка должна быть бесплатной и охватывать только позиции, по которым были зафиксированы отклонения от требований закона.

      Требования к тахографам при техосмотре

      В ПП №741 указано, что одним из условий прохождения техосмотра является наличие работоспособного тахографа (пункт 70). Более детально обязательные требования к тахографам прописаны в ПП №1434 (пункт 82 раздела "Прочие элементы конструкции").
      Требования техосмотра к тахографам СКЗИ (для передвижения по российским дорогам):
      "Тахограф должен иметь настройку, проведенную не позднее 3 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр, выводить на печать информацию о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер (при их наличии), номере активизированного в составе этого тахографа программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени. Сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений." (ФГИС "АРШИН")
      Требования техосмотра к тахографам ЕСТР (для осуществления международных рейсов):
      "Контрольное устройство (тахограф) должно быть проверено, в том числе откалибровано, в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), не позднее 2 лет до дня представления транспортного средства на очередной технический осмотр, а также иметь знак официального утверждения типа".
      Также в правилах проведения техосмотра подчеркивается, что в автомобиле, оснащенном тахографом, должна быть установлена табличка с информацией о "характеристическом коэффициенте транспортного средства и дате его определения, об эффективной окружности шин колес и о дате их измерения".

      По факту проверки транспорта на предмет наличия работоспособного тахографа информация об этом вносится в диагностическую карту с указанием марки, модели и серийного номера устройства.

      Ознакомиться со всеми требованиями к тахографам, которые должны быть установлены на грузовиках и автобусах, вы можете в нашей статье "Тахографы и закон".

      Как подготовить автобус к прохождению техосмотра

      Во-первых, нужно убедиться, что состояние автобуса отвечает всем техническим требованиям, указанным в приложении к ПП № 741 (тормозные системы, рулевое управление, стеклоочистители и стеклоомыватели, шины и колеса, двигатель и его системы, прочие элементы конструкции). В частности, не забудьте проверить работоспособность тахографа и умение водителя с ним обращаться, а также срок действия карточки водителя для тахографа.

      Перед техосмотром транспортное средство следует хорошо вымыть. Плюс необходимо проверить наличие аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя, запасных колес. Не лишним будет напомнить, что все документы на автомобиль должны быть в порядке. И, конечно, советуем не полениться изучить правила техосмотра, чтобы разбираться в требованиях/регламентах и держать ситуацию под личным контролем.

      Как определить аккредитованного оператора техосмотра

      Техосмотр могу проводить только операторы с государственной аккредитацией на собственной, специально оснащенной базе. Если диагностическую карту выдает неаккредитованная организация, это грозит ей уголовным делом. Не говоря уже о том, что владелец автобуса потеряет деньги и не получит ничего взамен.

      Список аккредитованные станций техосмотра представлен на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).


      Важно знать, что техосмотр можно провести в любом субъекте РФ, независимо от "прописки" автомобиля и владельца.

      Комментарий эксперта


      Дьячков Владимир Владимирович
      Руководитель АССОЦИАЦИИ ТЕХОСМОТРОВ КУБАНИ
      В процедуре техосмотра нет мелочей или требований, которые могут казаться слишком придирчивыми. Особенно это важно в случае с автобусами, перевозящими пассажиров. Все параметры, по которым проверяется транспорт, оказывают прямое влияние на безопасность дорожного движения. Если при подготовке к техосмотру или в процессе его проведения выявляются и исправляются технические недочеты, это становится важным шагом к предотвращению потенциальных ДТП. Даже малейшая трещина на стекле может вызвать блики, которые способны привести к тяжелой аварии. Проверяя и устраняя подобные, на первый взгляд, мелочи, вы повышаете свою безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

      Дополнительные рекомендации

      Механикам автопарков необходимо заранее оптимально планировать техосмотры и своевременно подготавливать транспорт к диагностике. В части выполнения требований, касающихся тахографического оборудования, вам поможет GR.Cards – сервис для считывания данных с карт водителей и тахографов.

      В специальном модуле "Контроль автопарка" доступны такие функции, как:

      – Автоматическое распознавание проблемы с тахографами;
      – Напоминание о необходимости замены блока СКЗИ или перекалибровке;
      – Информирование о проведении технических работ через определенный пробег или время эксплуатации автомобиля.

      Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы бесплатно проверить возможности GR.Cards!

      Поделиться своим мнением и задать уточняющие вопросы нашим специалистам вы можете в этой форме комментариев.

      comments powered by HyperComments
      Другие материалы нашего блога