Инструктажи для водителей по безопасности

Требования закона с 1 сентября 2021 года. Правила проведения инструктажей. Ответственность должностных лиц и штрафы. Почему важно проводить инструктажи по тахографам.

Инструктажи для водителей по безопасности

Требования закона с 1 сентября 2021 года. Правила проведения инструктажей. Ответственность должностных лиц и штрафы. Почему важно проводить инструктажи по тахографам.
Дата: 30 октября 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 9 минут
Инструктажи водителей по БДД

Содержание

1. Кто обязан проводить инструктажи БДД, в каких законах об этом сказано и какие штрафы грозят

Инструктажи для водителей по безопасности перевозок обязаны проводить:

  • все юрлица и ИП, эксплуатирующие грузовики и автобусы

Требование указано в Приказе Минтранса №145 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (ссылка на текст приказа).

Приказ вступил в силу с 1 сентября 2021 года и пришел на замену Приказу Минтранса России №7 от 15.01.2014, который перестал действовать 1 января.
Положения приказа №145 распространяются на любые организации, в штате которых есть хотя бы один грузовик или автобус. Инструктажи по БДД для водителей проводятся в случае со всеми видами перевозок:

  • коммерческие рейсы (на основании договора перевозки или договора фрахтования)
  • перевозки для внутренних нужд организации (без заключения договоров с иными лицами)

Также обратите внимание, что обязанность выполнять требования приказа №145 зафиксирована в федеральном законе №196 "О безопасности дорожного движения". Статья 20, пункт 2:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

"соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта".

Если при проверках госорганы выяснят, что водитель не прошел обязательный инструктаж, это приведет к штрафам по статье 12.31.1 КоАП РФ:

  • должностное лицо, ответственное за БДД – 10 000 р.
  • юр. лицо – 30 000 р.
Важно знать: Соблюдение требований по проведению инструктажей по безопасности защищает должностных лиц и компании от претензий надзорных органов в случае нарушений, допущенных водителем на трассе.

2. Инструктажи для водителей. Типы:


  • Вводный инструктаж. Проводится при приеме водителей на работу. Включает информацию по общим требованиям по безопасной эксплуатации транспортных средств в автопарке.

  • Предрейсовый инструктаж. Проводится перед отправлением водителя в рейс, за исключением второго и следующего рейсов по одному и тому же маршруту. Информация по соблюдению БДД на конкретном маршруте.

  • Сезонный инструктаж. Проводится со всеми водителями два раза в год – перед весенне-летним и осенне-зимним периодами. Включает вопросы безопасности дорожного движения в погодных и дорожных условиях межсезонья.

  • Специальный инструктаж. Проводится, если возникают факторы, влияющие на привычные условия работы водителей (новые законы и правила, нештатные ситуации, угроза терактов и т.п.).
Важно знать: Иногда водители и работодатели путают инструктажи по БДД с инструктажами по охране труда. Это разные виды инструктажей. Инструктажи по охране труда тоже делятся на несколько типов (первичный, повторный, внеплановый, целевой) и регламентируются Трудовым кодексом РФ и приказом Минтруда и соцзащиты от 9.12.2020 г. №871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте (ссылка на приказ).

В автопарке должны проводится оба типа инструктажей.

3. Регламент проведения инструктажей

Нормативно-правовые акты РФ не содержат требований к содержанию инструктажей. В законах не говорится о том, что инструктаж должен быть обязательно в письменном или устном виде.

Главное: вести журнал учета инструктажей, в котором по факту их проведения расписываются водители и должностные лица. Журнал можно вести в бумажном и в электронном виде, если у работодателя и водителя есть цифровые подписи (ЭЦП).
Несмотря на отсутствие строгих требований к содержанию и форме, в автопарках следует иметь тексты инструктажей.

  • Во-первых, это удобно если на предприятии сменился механик или специалист БДД. Ему не придётся «изобретать велосипед» при проведении инструктажа.
  • Во-вторых, имея текст инструктажа, проще доказать, что водитель был проинструктирован по тому или иному вопросу.

При создании и проведении инструктажей можно пользоваться Положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Документ старый, но в качестве подспорья подойдёт. Ссылка на документ.

4. Кто проводит инструктаж по БДД

Инструктаж по БДД проводит сотрудник автопарка, который:

  • имеет профильное образование, либо свидетельство о профессиональной переподготовке
  • аттестован в УГАДН
  • назначен приказом работодателя за обеспечение безопасности дорожного движения

Требования к аттестации изложены в Приказе Минтранса РФ от 31.07.2020 №283 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью" (ссылка на документ).
Важно знать: Инструктажи по безопасности дорожного движения не вправе проводить специалист, ответственный только за охрану труда.

БДД – это отдельное направление и отдельная аттестация.

Специалист по охране труда может совмещать должность специалиста по БДД, если он аттестован по каждому направлению.

5. Какие госорганы могут проверить наличие инструктажей в автопарке

Наличие журнала учета инструктажей водителей проверяет Ространснадзор при проведении плановых проверок предприятия.

Право Ространснадзор запрашивать документы о проведении инструктажей зафиксировано в "Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (статья 3.1.2) и в ПП №1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве" (положение 2."з").

Повторим, что если в автопарке обнаружится отсутствие инструктажей, это приведет к штрафам по статье 12.31.1 КоАП РФ:

  • должностное лицо, ответственное за БДД – 10 000 р.
  • юрлицо – 30 000 р.

В случае с резонансными дорожно-транспортными происшествиями проверить факт проведений инструктажей могут правоохранительные органы и прокуратура. Отсутствие инструктажей ухудшит положение обвиняемых по уголовным статьям.

6. Нужны ли инструктажи по тахографам для водителей грузовиков и автобусов

В законах нет прямого требования проводить инструктажи по тахографам и по соблюдению режимов труда и отдыха (РТиО).

Однако, на сегодняшний день соблюдение тахографических правил является важнейшей составляющей БДД для грузовиков и автобусов.

Поэтому проводить такие специальные инструктажи необходимо, чтобы:

  • постоянно учить водителей правильно пользоваться тахографами и не нарушать требований РТиО
  • застраховать должностных лиц и компанию от штрафов по статье 11.23 КоАП (Управление ТС или выпуск на линию ТС без тахографа, несоблюдение норм времени управления ТС и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей).
Важно знать: В поездках водители сплошь и рядом нарушают требования Приказа №440 (об использовании тахографов) и №424 (о соблюдении режимов труда и отдыха). Штрафы, выписанные водителям, автоматически ведут к административным делам в отношении должностных лиц и компаний. Подробно о логике выписывания штрафов вы можете прочесть в нашей статье "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит?".

Наличие инструктажей по тахографам и РТиО поможет доказать невиновность должностных лиц и юридических лиц при обжаловании штрафов на организацию по статье 11.23 КоАП.

7. Как организовать инструктаж по тахографам в автопарке

При проведении инструктажей по тахографам нужно руководствоваться требованиями Приказа Минтранса №440. Водители должны знать наизусть следующие пункты приказа:
Для вашего удобства мы объединили эти требования в понятный для водителей инструктаж, который можно скачать в текстовом формате:
Но достаточно ли просто напоминать водителям о правилах использования тахографов и соблюдении режимов труда/отдыха?

Нет!

Как показывает наша практика, водители повсеместно нарушают тахографические правила и подводят под штрафы должностных и юридических лиц.

Поэтому мы рекомендуем при каждом инструктаже разбирать конкретные нарушения и недоработки, чтобы оградить себя от ненужных взысканий.
Как сделать инструктажи по тахографам эффективными?

При проведении инструктажей рекомендуем опираться на данные, считанные с карт водителей в сервисе GR.Cards.

На основе расшифровки ddd файлов эта программа информирует об упущениях и проблемах, которые нужно сразу решать для пресечения штрафов на водителя, компанию и должностное лицо.
Например, в отчете "Полнота данных" можно вовремя увидеть самое частое нарушение водителей – езду без карты.
Эти и другие нарушения порядка эксплуатации также доступны в модуле "Контроль законодательства".
Плюс вы можете оценить ситуацию по всему автопарку и разобрать конкретные нарушения с помощью отчета "Статистика нарушений"
Контролировать, как менялись режимы труда и отдыха по тахографу в течение смены, можно в отчете "Выработка нормы".
Такой подход позволит вам проводить инструктажи действительно эффективно, а не "для галочки". Разбирая конкретные недочеты в GR.Cards, вы сможете указывать водителям на обнаруженные проблемы при проведении инструктажей и пресекать новые нарушения.
Регистрируйтесь в GR.Cards, чтобы профессионально проводить инструктажи и избегать штрафов. Вы получите бесплатный доступ ко всем функциям на 7 дней. Далее сами решите, пользоваться бесплатно базовым функционалом или за небольшие деньги всеми возможностями.
Ознакомиться со всеми функциями GR.Cards вы можете по этим ссылкам:
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

Примеры работы автопарков с программой GR.Cards