Инструктаж по охране труда для водителей

Дата: 21 июня 2022
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 6,5 минут
Инструктаж по охране труда водителя

Зачем проводить инструктаж по охране труда для водителей?

Инструктаж по охране труда - обучение сотрудников выполнять свою работу безопасно с минимальными рисками производственных травм, оказывать первой помощи пострадавшим на производстве.

Инструктаж по охране труда проводится для всех сотрудников компании и для водителей в том числе.

Основная цель инструктажа по охране труда - снизить производственный травматизм, рассказать о том, как безопасно обращаться с техникой.
Для водителей основной источник опасности на производстве - автомобиль, поэтому часто инструктаж по охране труда для водителей путают с с инструктажем по безопасности дорожного движения (БДД). Но это два разных инструктажа и они должны проводится отдельно друг от друга и регистрироваться в разных журналах. 
О том, какие инструктажи по БДД предприятие обязано проводить мы писали в статье “Инструктажи для водителей по безопасности”

Посмотрим, в чем отличия инструктажа по БДД и по охране труда водителей
Инструктаж по охране труда водителей должен проводиться отдельно от инструктажа по БДД и для него должен быть отдельный журнал.

Нормативные документы регламентирующие проведение инструктажей по охране труда

Нормативные документы регламентирующие проведение инструктажей по охране труда

Виды инструктажей по охране труда водителей

Виды инструктажей определены пунктами Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 

  • вводный инструктаж по охране труда для водителей проводят при приеме водителя на работу в компанию;
  • первичный инструктаж проводят на рабочем месте, для ознакомления с особенностями рабочего места, его характеристиками и потенциальными опасностями. Вводный и первичный инструктажи сотрудник обязан пройти до того, как приступить к самостоятельной работе; 
  • повторный инструктаж по охране труда для водителей проводят после трех месяцев с момента первичной подготовки. Каждые 12 месяцев для водителей организуется аттестация знаний по охране труда;
  • внеплановый (внеочередной) инструктаж проводят при наступлении особых обстоятельств. Например, при нарушениях водителем требований охраны труда или после перерыва в работе больше 30 календарных дней;
  • целевой инструктаж проводят, при привлечении водителя к выполнению дополнительных обязанностей, требующих особых знаний или навыков в сфере охраны труда. 
Для каждого типа инструктажа разрабатывается отдельная инструкция по охране труда для водителя. Факт проведения всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах с подписью инструктируемого и подписью инструктирующего, указанием даты инструктажа.

Для журналов нет утвержденных форм. Конкретнее о формах журналов инструктажей по охране труда сказано в ГОСТ 12.0.004-2015 утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст:

Инструкция по охране труда для водителей

Кто должен разрабатывать инструкции и проводить инструктаж по охране труда?

Четкого ответа на этот вопрос у Министерства труда нет. По трудовому кодексу разрабатывать инструкцию по охране труда водителей должен работодатель. Какой именно сотрудник -  не указано. В большинстве компаний инструкцию готовит специалист по охране труда или руководитель структурного подразделения ответственный за охрану труда водителей. 

Инструктажи по охране труда проводятся руководителем подразделения, в котором работает сотрудник. 

После проведения инструктажа по охране труда проводится устная проверка полученных знаний. Водитель может попросить копию инструкции по охране труда.

Как составить инструкцию по охране труда водителей?

Инструкция по охране труда водителей на каждом предприятии разрабатывается индивидуально с учетом характера и специфики работы. 

Мы рекомендуем при разработке использовать риск-ориентированный подход. Когда, из всех рисков, которые могут привести к ДТП и несчастным случаям на производстве выделяются наиболее существенные, и первоочередная работа ведется по ним. Так инструкция и инструктаж по охране труда будут нести для водителей практическую ценность, а не будут процедурами “для галочки”. Подробнее о подходе писали в статье. 

Многие компании для образца используют типовую инструкцию по охране труда для водителя автомобиля (ТОИ Р-200-01-95), утвержденную приказом департамента автотранспорта при Минтрансе РФ от 27.02.1996 № 16 . Хотя в соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2020 № 308 она отменена. 

Инструкция по охране труда водителей составляется с учетом документов: 

Разработку инструкций по охране труда можно начинать после выпуска приказа от руководителя компании. 

Основные разделы инструкции по охране труда

Закон не предъявляет строгих требований к содержанию и структуре документа. Примерная структура инструкции по охране труда может быть такой:

Какие штрафы грозят компании и должностным лицам за отсутствие инструктажей по охране труда

По закону работодатель должен обеспечивать безопасность своих сотрудников на рабочем месте. Поэтому ответственность по проведению инструктажей по охране труда лежит на руководителях компании.

За допуск к работе водителя не прошедшего инструктаж по охране труда нанимателю грозят штрафы КоАП (статья 5.27.1)
При неоднократных нарушениях по охране труда деятельность предприятия могут приостановить на срок от от 3 месяцев до 3 лет. 

Если водитель не прошедший обязательные инструктажи по охране труда стал виновником ДТП с пострадавшими и погибшими работодателю грозит уголовная ответственность (тюремное заключение до 5 лет)

Хотите наладить систему по охране труда водителей в компании, читайте статьи по этой теме 

Риск-ориентированный подход к организации охраны труда
Как нанять на работу водителя грузового автомобиля
Как организовать проведение медосмотров для водителей

Хотите наладить систему контроля за нарушениями водителей и анализировать данные с тахографов - регистрируйтесь в сервисе GR.CARDS.
Ознакомиться со всеми функциями GR.Cards вы можете по этим ссылкам:
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

Примеры работы автопарков с программой GR.Cards