Для бесплатного считывания карт водителей в сервисе GR.Cards скачайте программу-считыватель, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.

Охрана труда водителей с использованием риск-ориентированного подхода

Эта статья будет первой частью одной большой темы «Охрана труда водителей».
Материала по теме охрана труда много, мы решили разделить его на логические части. Всего получилось 5 частей вместе они дают понимание темы «охрана труда на транспорте».

1 часть. Риск-ориентированного подход при организации охраны труда водителя.
2 часть. Как нанять водителя на работу. Обязательные требования к водителю
3 часть. Проведение медосмотров для водителей
4 часть. Проведение инструктажей
5 часть. Составление графиков работы водителей

Охрана труда водителей - это система мероприятий, цель которой снизить риски возникновения ДТП, производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В этой статье расскажем о риск-ориентированном подходе в организации охраны труда водителей на предприятии. Как воздействуя на основные риски можно существенно сократить ДТП по вине водителей компании.
Дата: 6 июня 2022
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 8,5 минут
Что делать, если сломался тахограф?

Содержание

Что такое риск-ориентированный подход

ДТП это трагедия для водителей и их семей, ДТП - это дорого для предприятий. Рассмотрим пример тяжелого ДТП по вине водителя компании. Сильно пострадал грузовик, сильно пострадал груз, есть погибшие.

Затраты на ДТП:

Так как ДТП по вине водителя, на страховые возмещения можно не рассчитывать. Компанию и ее должностных лиц ожидают проверки, штрафы и наказания.

На возникновение ДТП влияет много факторов: 
  • недосып между сменами
  • превышение скорости
  • плохая дорога
  • поломка автомобиля
  • неблагоприятные погодные условия
  • резкое ухудшение самочувствия водителя
  • незнание водителем ППД

Если пытаться снизить все риски, то у инспектора по БДД просто не хватит времени и ДТП будут продолжаться. 

Чтобы снизить количество и серьезность ДТП, нужно выделить все риски приводящие к аварии и работать в первую очередь с критичными. В этом и заключается риск-ориентированный подход. Он позволяет при минимуме действий получить максимальное сокращение ДТП.

Задача инспектора по БДД выписать основные риски, которые есть на предприятии, выделить из них самые критичные и работать в первую очередь с ними, составить примерно такую таблицу
Это метод начинают применять надзорные органы и прогрессивные перевозчики.

Немного про бюрократию в охране труда

Есть много нормативных документов регулирующих охрану труда водителя
Приказ Минтруда от 9 декабря 2020 г. N 871н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте"


Трудовой кодекс статья 212: работодатель должен обеспечить безопасность своих сотрудников в процессе их работы с учетом специфики их должностных обязанностей.

Приказы Минздрава от 12 апреля 2011 года N 302н - вводит список вредных и опасных факторов, создающих повышенные риски при выполнении разных видов операций и от 15 декабря 2014 года N 835н - устанавливает порядок организации предсменных и послесменных, а также предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей;

Совместное письмо Минздрава и Минтранса об особенностях организации медицинских осмотров от 21 августа 2003 года N 2510/9468-03-32;
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ: нормы безопасности движения по дорогам;

Приказ Минтранса от 20 августа 2004 года N 15 - регламентирует порядок организации режимов работы и отдыха для водителей транспорта;

Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N 424 - устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях в компаниях любой формы собственности, осуществляющим перевозную деятельность на территории Российской Федерации
Помимо своей основной задачи - снижения рисков возникновения ДТП и  производственного травматизма инструктор по БДД должен вести обязательные документы. Список с ними мы собрали в отдельный документ. 

Ссылка на документ:
Документы, которые необходимо подготовить предприятию, занимающегося грузоперевозками. 
Если нужных журналов нет,  при проверке выпишут штраф. 

Штрафы за неведение документов
ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда

  • Должностные лица - от 1 до 5 тыс. рублей
  • Юридические лица - от 30 до 50 тыс. рублей
Штрафы за нарушение режима труда и отдыха никто не отменял:
Режим труда и отдыха водителей в 2022 году
Как изменились штрафы за РТиО и тахограф после 6.04.2022.

Возникает задача:
  • У вас есть ДТП, вы плохой инженер по безопасности, но хороший бюрократ - при проверке вам не выпишут штраф за неведение документов. 
 
  • Применяете эффективные методики, у вас нет ДТП, но не ведете документы - при проверке вам выпишут штраф.
 
Решение: 
  1. Новые методики, как риск-ориентированный подход, надо применять. Так как они помогают снизить вероятность наступления дорого ДТП
  2. Введение 100 + журналов никто не отменял и не отменит. Они как минимум организуют работу и делают для неё документальное подтверждение. 
  3. В работе по охране труда уделяем основное внимание и время чрезвычайно высоким рискам.
Безсолицин Николай Павлович
Старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт и транспортная инфраструктура». Заместитель директора НИИ безопасности движения УГЛТУ.
“Проводил в Москве семинар для собственников предприятий. Задал вопрос: “Сколько у вас теряется финансов в связи с тем, что случатся ДТП, нарушения, штрафы?” Назвать точную цифру смогли только единицы. Основная масса наших организаций не знает этих данных, не ведут учета потерь финансовых, материальных в виде штрафов, проверок.

Есть такое мнение, что без штрафов не обойтись. Штраф - это быль. Надо заплатить 100 000 рублей и забыть об этом. Но при этом вложения в безопасность мало кто может оценить. Ее экономический эффект от снижения количества ДТП. 

Поэтому сейчас вся надзорная деятельность, которая есть переходит на риск- ориентированный подход.”

Риск-ориентированный подход в государственном надзоре и контроле за охраной труда на предприятии

В контроле и надзоре за охраной труда тоже начали применять риск-ориентированный подход. 

В  июле 2021 вступил в действие Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он предусматривает применение риск-ориентированного подхода в надзоре за предприятиями. 

Суть риск-ориентированного подхода в надзоре

Надзорный орган делает рейтинг компаний по безопасности. Основа рейтинга - количество ДТП и их тяжесть:
Вверху рейтинга - безопасные компании.
Внизу - самые опасные, которые вносят самый большой вклад в аварийность.

К безопасным компаниям надзор не пойдет. К тем, кто внизу рейтинга пойдет. Там всегда есть с чем работать, выписать штраф гораздо проще. 
Так надзор экономит свои ресурсы на проведение обязательных проверок и повышает безопасность на дороге.

Как это прописано в законе

Применение подхода закреплено в статье 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Для реализации контроля при риск-ориентированном подходе все компании и ИП разделены по степени риска: 
  • чрезвычайно высокий риск; 
  • высокий риск; 
  • значительный риск; 
  • средний риск; 
  • умеренный риск; 
  • низкий риск. 

Плюсы риск-ориентированного подхода в надзоре для компаний

  1. Проверок станет меньше. Будут проводить меньше проверок и применять больше профилактических мер.
  2. Контрольные органы перейдут на электронный документооборот.
В Законе № 248-ФЗ предусмотрено, что контрольные и надзорные органы смогут оформлять документы в электронной форме.
Компании или ИП смогут получать сведения о проверке: по электронной почте, если компания или ИП предоставили ее и она внесена в информационную систему.
3. Появились легальные способы освобождения от проверок
Способы избежать проверку, предусмотренные в Законе № 248-ФЗ
  • Самообследование – предприятия смогут сами оценить соблюдение ими обязательных требований – вся необходимая для этого информация будет размещена на официальных сайтах контрольно-надзорных органов. Если по итогам самостоятельной проверки организация получит высокую оценку, то предприниматель сможет принять декларацию соблюдения обязательных требований и отправить ее в соответствующий орган.
  • Независимая оценка, проводимая аккредитованными организациями. По результатам оценки такая организация выдаст заключение, соблюдает ли компания обязательные требования (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).
  • Вступление в саморегулируемую организацию (ст. 55 Закона № 248-ФЗ). Однако такая возможность должна быть предусмотрена федеральным законом о виде контроля, а само СРО и контрольные органы должны заключить между собой специальное соглашение.
4. Сократится срок проведения проверок. Срок проведения документарной и выездной проверки теперь не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). Раньше этот срок составлял до 20 рабочих дней.
Зарубежная практика

В Европейских странах для предупреждения и профилактики нарушений в транспортных перевозках используются электронные сервисы. Инспектора по вопросам безопасности обновляют в них данные по своей компании ежемесячно.  Когда у потребителя возникает вопрос о выборе поставщика услуг – электронный ресурс выдает весь список предприятий с их описанием и рейтингом безопасности. Статистика показала, что публичный рейтинг гораздо эффективнее штрафов.  Инспектор  работает на предупреждение, профилактику и обучение в области недопущения нарушений. 

Штраф не является выгодным инструментом, так как применение крупных взысканий ведет к банкротству или приостановке деятельности предприятия. Инспектор дает рекомендации, срок на устранение, а неиспользованная сумма штрафа направляется предприятием на улучшение состояния безопасности.

Когда риск-ориентированный подход будет применяться на транспорте?

Честно, пока мы не знаем:

  • началось еще в 2016 году с Постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
  • После этого был 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020.
  • Хотя в официальных источниках пишут, что подход уже применяется с 2021 года, пока недостаточно нормативных актов.

Риск-ориентированный подход к организации охраны труда водителя на предприятии

Зная самые критичные риски можно снизить аварийность, затратив минимум усилий.

По данным Центра правовой экспертизы Роскачества в исследовании августа 2021 93% ДТП происходят по вине водителей, а причиной для 85% инцидентов становится невнимательность находящихся за рулем.

Мы подготовили таблицу с основными рисками и мерами, которые помогут их снизить
Это наш личный рейтинг основан на статистике 15230 наших клиентов.
Начинайте работать с рисками из красной и желтой зоны. 

Почему сильный недосып между сменами по критичности - как выпитый алкоголь ?
  • Это нарушение есть в каждой компании.
  • Если спать между сменами по 6 часов и делать это регулярно, то скорость реакции будет как у выпившего человека.
  • Это социально одобряемая практика. Водители и компании больше зарабатывают. 

Как контролировать сильный недосып через GR.Cards

Недосып возникает при снижении время междусменного и еженедельного отдыха. Контролировать время междусменного и еженедельного отдыха водителей в GR.Cards можно с помощью отчета “Нарушения”
Чтобы выявить всех нарушителей по междусменному и еженедельному отдыху, переходим в фильтр, выбираем “Продолжительность ежедневного отдыха” и “Продолжительность еженедельного отдыха”
Из всех водителей, которые работают у нас мы увидим тех, кто нарушает междусменный и еженедельный отдых и с большой вероятностью может стать виновником ДТП.

Для того чтобы посмотреть на нарушения конкретного водителя, кликаем на столбец с нарушениями, напротив его фамилии
После этого смотрим нарушения междусменного и еженедельного отдыха по водителю за выбранный период.
Так вы можете узнать водителей, которым нужно хорошо выспаться и снизите вероятность наступления серьезного ДТП. 

Регистрируйтесь в сервисе уже сейчас!

Ознакомиться со всеми функциями GR.Cards вы можете по этим ссылкам:

Вывод


  1. ДТП для компании - это дорого. 
  2. На возникновение ДТП влияет много факторов. 
  3. Всех рисков избежать невозможно
  4. Фокус на самых критичных рисках даёт быстрый и сильный эффект.
  5. Самый критичный риск - сон между сменами менее 8 часов.
  6. Сон между сменами можно контролировать через GR.Cards
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога