Как проверить исправность тахографов с помощью карт водителей
Анализ данных с карты мастерской
30.05.2016
Даем преимущество мастерским
03.06.2016

Аудит тахографов за 5 минут

Тахографический аудит

Мы действительно можем сделать такой отчет за 5 минут. Для этого считайте все карты водителей нашей программой.

С сентября 2014 года мы расшифровали уже более 62 269 дампов и изучили поведение всех тахографов на рынке России. Мы копнули достаточно глубоко и сформулировали две проблемы, которые не дают тахографии развиваться так, как задумано.

Две проблемы тахографии

Первая проблема в том, что сложно проверить «внутреннее» качество установки тахографа.
Есть мастерские, которые пользуются этим и ставят тахографы как попало. Ведь внешне тахограф на месте, включается, пищит. Но как узнать - правильно ли он работает?

Вот пример: клиенту установили тахограф, но подключили его к бортовой сети, а не к аккумулятору. В итоге у тахографа регулярно пропадало питание. Это привело к сбросам времени на тахографе. Из-за скачков времени на карту водителя записалась каша. Инспектор проверил. Ничего не понял. Постановил нарушения оснащения. Штраф.

Вторая проблема - отсутствие культуры использования тахографов и карт водителей на предприятии.
Часть водителей не знает как использовать карту и тахограф, другая игнорирует эту необходимость, а инженеры по безопасности не знают как за этим следить.

Снова пример: водитель не переключился на режим «отдых» когда пошел на обед. В итоге тахограф записал ему режим «работа». Инспектор проверил. Перерыва для отдыха и питания нет. Смена длиннее чем нужно. Штраф.

Мы привели утрированные примеры, которые сводились к штрафам. Конечно же штрафуют еще не везде, и реальных прецедентов пока мало.  
Беда больше в том, что эти проблемы мешают получить с тахографа полезные данные. Данные, которые можно использовать в бизнес-целях, как, например, учет работ водителя, и тормозят развитие тахографии в целом.

Решение проблемы №1

Проверить «внутреннее» качество установок тахографов можно. Для этого нужно считать карту водителя и провести небольшой анализ того, что туда записали тахографы. Нюанс – все новые тахографы нужно «погонять» с картами хотя бы пару дней. Иначе данных не хватит.

Теперь уточним:

«считать карту водителя» можно любой программой для считывания
«Провести простой анализ» - найти признаки, по которым можно понять, как установлен тахограф

Признаки, по которым мы проводим анализ:

Признак 1: Нет данных по автомобилю

Посмотрите дату последнего использования автомобиля. Если данных давно нет, то возможно:
  • - Автомобиль действительно не используется
  • - Карту водителя не вставляют в тахограф этого автомобиля
  • - Не считали карту водителя, который ездил на этой машине
  • - Тахограф неисправен

Признак 2: Проблема подключения электропитания

Тахограф записывает на карту ошибку «Прекращение подачи электропитания» если он подключен не "на постоянку" (не от аккумулятора). Известны случаи повреждения карты водителя в моменты отключения электропитания. Проверьте чтобы на картах не было таких ошибок

Признак 3: Аномальный пробег

Просмотрите значения пробега по суткам и сверьте их с показаниями путевых листов. Значения могут не совпадать, могут быть отрицательными, а могут составлять тысячи километров в день. Так может быть потому что:
  • - Была перекалибровка с изменением показаний одометра
  • - Неверно настроили тахограф (неверно указали длину окружности колеса)
  • - Накрутили пробег

Признак 4: Проблема с гос-номером

При установке тахографа мастерская заносит в него гос-номер автомобиля. Несоответствие номера на тахографе и на автомобиле – это нарушение правил использования тахографа (КоАП ст. 11.23: Штраф водителю от 1 до 3 тысяч рублей, должностному лицу от 5 до 10 тысяч рублей) Проверьте чтобы гос-номера совпадали

Признак 5: Несопоставимые данные на карте

Проверьте пробеги и записи активности. Если на карте есть данные о пробеге, но нет ни одной записи «движение», то такой тахограф неисправен.

Признак 6: Проблема с подключением датчика скорости

Проверьте пробеги и записи активности. Бывает, что на карте много записей об активности водителя, но записи о пробеге отсутствуют. Обычно это значит, что датчик скорости не подключен или сломался.

Решение проблемы №2

Мы хорошо изучили поведение тахографов и знаем, что будет если водитель неправильно использует карту. И вывели 3 простых правила для водителей

  • Всегда вставляете карту водителя в начале смены и доставайте в конце
  • Не давайте карте «ночевать» в тахографе
  • Устанавливайте режим «отдых» когда уходите на перерыв

Этих правил нет в законе, но если их соблюдать – проблем точно станет меньше
Итак, решение проблемы №2 возьмите информацию с карт водителей и проведите анализ.

Признаки, которые мы используем для анализа:

Признак 1: Езда без карты

Если прочитать все карты на предприятии, то можно найти пробелы в пробегах автомобилей. Этот пробел и означает, что какой-то водитель не вставил карту в тахограф. Некоторые компании перешли в режим – «не вставил карту = ездил по своим нуждам = оплатил бензин сам»

Признак 2: Низкий процент режима «отдых»

Анализируем соотношение режимов «работа» и «отдых». В режим «работа» тахограф может перейти сам. А вот в режим «отдых» его нужно переводить вручную. Если водитель хочет уберечь себя от ложных переработок, ему надо стремиться уменьшать долю режима «работа».

Признак 3: Ночевка карты в тахографе

Нигде не сказано, что карту нельзя оставлять в тахографе. Но тахограф не рассчитан на такое, он просто сделает неверную отметку на карте и все.
  • - В лучшем случае вместо междусменного отдыха запишется режим «работа». Тогда две смены сольются в одну и появится огромная переработка
  • - В худшем, тахограф испортит карту водителя – придется отправлять ее на перевыпуск. Такое в нашей практике бывало не раз.
Определяем просто – на карте есть записи о вставке и извлечении карты. Соотносим с реальными сменами водителя, делаем выводы.

Решение обоих проблем за 5 минут

Наша программа, GR.CARDS, умеет делать такой аудит автоматически. В него входят и результаты анализа качества установки тахографов, и результаты анализа использования тахографов водителями. Вот пример.

Скоро мы сделаем кнопку в кабинете cards.georoute.ru и отчет по аудиту можно будет загрузить автоматически.

Чтобы получить результат аудита сейчас, то отправьте письмо на info@georoute.ru с темой: “хочу получить результат аудита” или отправьте такой же запрос прямо из своего личного кабинета 

get tacho report

В комментариях вы можете задавать любые вопросы.
На вопросы по теме - ответим, спам - удалим.
Следите за новостями ;)
GEOROUTE (ООО "Геороут")

2 Комментарии

  1. Валер ий:

    «Этих правил нет в законе, но если их соблюдать – проблем точно станет меньше»
    В приказе Минтранса №36 в приложении 3 все это прописано в обязанностях водителя.

    Такой аудит- очень полезная штука. Пожелание- в будущем сделайте возможность помесячного аудита.

    • georoute:

      В 36 приказе в приложении 3 (п.9) действительно есть правило, что карту нужно вставлять в начале смены и доставать после.
      Но рекомендации выбирать режим «отдых», когда водитель уходит на перерыв — нет (есть описание возможности ввода данных о предыдущей деятельности, но это не то).

      Пока что мы никого не ограничиваем в количестве запросов на получение отчета по аудиту. Запрашивайте хоть каждый день.
      Дело в том, что разобравшись в этом отчете один раз, можно отслеживать нужные показатели в кабинете GR.CARDS

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *