Аудит тахографов за 5 минут

С сентября 2014 года мы расшифровали уже более 62 269 дампов и изучили поведение всех тахографов на рынке России. Мы копнули достаточно глубоко и сформулировали две проблемы, которые не дают тахографии развиваться так, как задумано.
Две проблемы тахографии

Первая проблема в том, что сложно проверить «внутреннее» качество установки тахографа.
Есть мастерские, которые пользуются этим и ставят тахографы как попало. Ведь внешне тахограф на месте, включается, пищит. Но как узнать - правильно ли он работает?

Вот пример: клиенту установили тахограф, но подключили его к бортовой сети, а не к аккумулятору. В итоге у тахографа регулярно пропадало питание. Это привело к сбросам времени на тахографе. Из-за скачков времени на карту водителя записалась каша. Инспектор проверил. Ничего не понял. Постановил нарушения оснащения. Штраф.

Вторая проблема - отсутствие культуры использования тахографов и карт водителей на предприятии.
Часть водителей не знает как использовать карту и тахограф, другая игнорирует эту необходимость, а инженеры по безопасности не знают как за этим следить.

Снова пример: водитель не переключился на режим «отдых» когда пошел на обед. В итоге тахограф записал ему режим «работа». Инспектор проверил. Перерыва для отдыха и питания нет. Смена длиннее чем нужно. Штраф

Мы привели утрированные примеры, которые сводились к штрафам. Конечно же штрафуют еще не везде, и реальных прецедентов пока мало. Беда больше в том, что эти проблемы мешают получить с тахографа полезные данные. Данные, которые можно использовать в бизнес-целях, как, например, учет работ водителя, и тормозят развитие тахографии в целом.

Мы действительно можем сделать такой отчет за 5 минут. Для этого считайте все карты водителей нашей программой.

Решение проблемы №1


Проверить «внутреннее» качество установок тахографов можно. Для этого нужно считать карту водителя и провести небольшой анализ того, что туда записали тахографы. Нюанс – все новые тахографы нужно «погонять» с картами хотя бы пару дней. Иначе данных не хватит.

Теперь уточним:

«считать карту водителя» можно любой программой для считывания
«Провести простой анализ» - найти признаки, по которым можно понять, как установлен тахограф


Признаки, по которым мы проводим анализ:
Признак 1: Нет данных по автомобилю
Посмотрите дату последнего использования автомобиля. Если данных давно нет, то возможно:
- Автомобиль действительно не используется
- Карту водителя не вставляют в тахограф этого автомобиля
- Не считали карту водителя, который ездил на этой машине
- Тахограф неисправен
Признак 2: Проблема подключения электропитания
Тахограф записывает на карту ошибку «Прекращение подачи электропитания» если он подключен не "на постоянку" (не от аккумулятора). Известны случаи повреждения карты водителя в моменты отключения электропитания. Проверьте чтобы на картах не было таких ошибок.
Признак 3: Аномальный пробег
Просмотрите значения пробега по суткам и сверьте их с показаниями путевых листов. Значения могут не совпадать, могут быть отрицательными, а могут составлять тысячи километров в день. Так может быть потому что:
- Была перекалибровка с изменением показаний одометра
- Неверно настроили тахограф (неверно указали длину окружности колеса)
- Накрутили пробег
Признак 4: Проблема с гос-номером
При установке тахографа мастерская заносит в него гос-номер автомобиля. Несоответствие номера на тахографе и на автомобиле – это нарушение правил использования тахографа (КоАП ст. 11.23: Штраф водителю от 1 до 3 тысяч рублей, должностному лицу от 5 до 10 тысяч рублей). Проверьте чтобы гос-номера совпадали.
Признак 5: Несопоставимые данные на карте
Проверьте пробеги и записи активности. Если на карте есть данные о пробеге, но нет ни одной записи «движение», то такой тахограф неисправен.
Признак 6: Проблема с подключением датчика скорости
Проверьте пробеги и записи активности. Бывает, что на карте много записей об активности водителя, но записи о пробеге отсутствуют. Обычно это значит, что датчик скорости не подключен или сломался.

Решение проблемы №2


Мы хорошо изучили поведение тахографов и знаем, что будет если водитель неправильно использует карту. И вывели 3 простых правила для водителей

  • Всегда вставляете карту водителя в начале смены и доставайте в конце
  • Не давайте карте «ночевать» в тахографе
  • Устанавливайте режим «отдых» когда уходите на перерыв

Этих правил нет в законе, но если их соблюдать – проблем точно станет меньше
Итак, решение проблемы №2 возьмите информацию с карт водителей и проведите анализ.

Признаки, которые мы используем для анализа:
Признак 1: Езда без карты
Если прочитать все карты на предприятии, то можно найти пробелы в пробегах автомобилей. Этот пробел и означает, что какой-то водитель не вставил карту в тахограф. Некоторые компании перешли в режим – «не вставил карту = ездил по своим нуждам = оплатил бензин сам».
Признак 2: Низкий процент режима «отдых»
Анализируем соотношение режимов «работа» и «отдых». В режим «работа» тахограф может перейти сам. А вот в режим «отдых» его нужно переводить вручную. Если водитель хочет уберечь себя от ложных переработок, ему надо стремиться уменьшать долю режима «работа».
Признак 3: Ночевка карты в тахографе
Нигде не сказано, что карту нельзя оставлять в тахографе. Но тахограф не рассчитан на такое, он просто сделает неверную отметку на карте и все.
- В лучшем случае вместо междусменного отдыха запишется режим «работа». Тогда две смены сольются в одну и появится огромная переработка
- В худшем, тахограф испортит карту водителя – придется отправлять ее на перевыпуск. Такое в нашей практике бывало не раз.
Определяем просто – на карте есть записи о вставке и извлечении карты. Соотносим с реальными сменами водителя, делаем выводы.

Решение обоих проблем за 5 минут


Наша программа, GR.CARDS, умеет делать такой аудит автоматически. В него входят и результаты анализа качества установки тахографов, и результаты анализа использования тахографов водителями. Вот пример.

Скоро мы сделаем кнопку в кабинете cards.georoute.ru и отчет по аудиту можно будет загрузить автоматически.

Чтобы получить результат аудита сейчас, то отправьте письмо на info@georoute.ru с темой: "хочу получить результат аудита" или отправьте такой же запрос прямо из своего личного кабинета.

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога