Для бесплатного считывания карт водителей в сервисе GR.Cards скачайте программу-считыватель, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.

Ремонт тахографа
Варианты поломок, базовые действия, стоимость ремонта, способы контроля исправности тахографа

Какие проблемы могут возникать с тахографом? Как действовать при его поломке, особенно в пути? Где лучше ремонтировать оборудование? Сколько это стоит? Как заранее обнаружить неисправности и не получить штраф?
Дата: 29 декабря 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 9 минут
Что делать, если сломался тахограф?

Содержание

Как понять, что тахограф неисправен

Современные цифровые тахографы – это достаточно надёжные устройства. Но по разным причинам они, как и любая техника, могут нестабильно работать или просто выходить из строя. В числе факторов, которые приводят к поломкам тахографа:

  • производственные дефекты
  • непрофессиональная установка
  • проблемы, связанные с программным обеспечением ("прошивка" тахографа)
  • проблемы соединения с бортовой сетью автомобиля, неисправности спидометра и датчика скорости
  • небрежная эксплуатация и пренебрежение инструкциями
  • сознательные попытки повлиять на работоспособность оборудования

Механические, электрические и программные неисправности могут быть как явными, так и не совсем очевидными.

Тахограф точно неисправен, когда:

  • не загорается дисплей
  • не срабатывают кнопки
  • не работает принтер
  • не принимаются карты водителя (если сама карта при этом не сломана и не заблокирована)
  • не фиксируется пробег и режим "Управление"

Тахограф, скорее всего, неисправен или неправильно установлен, когда:

  • происходит неожиданное отключение электропитания
  • сбрасываются настройки времени
  • расходятся показания датчиков движения тахографа и автомобиля

Большинство неисправностей и ошибок фиксируются в памяти тахографа. Их можно увидеть на распечатках в виде кодовых обозначений и пиктограмм, а также в сервисах для расшифровки таходанных.

Но разобраться в истинных причинах проблем с тахографом и восстановить работоспособность может только профессиональная мастерская – об этом мы расскажем далее.

Что делать, если тахограф сломался и как не получить штраф за поломку в пути

Первое и самое главное действие при обнаружении неисправностей – сразу обратиться в мастерскую для диагностики и ремонта тахографа.

Об этом прямо сказано в приказе Минтранса №440 (Приложение N 3. Правила использования тахографов):

– Владельцы транспортных средств должны.... обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских.

Ни в коем случае не пытайтесь что-либо починить самостоятельно!

Вы навряд ли сами справитесь с проблемами и только сделаете хуже. Если будет нарушена опломбировка и возникнут признаки вмешательства, то можно сразу попрощаться с гарантией производителя тахографа и с гарантией мастерской, в которой он был установлен. Для примера приведём правила производителя "АТОЛ Тахографы Drive":

– Гарантийный ремонт осуществляется только при наличии акта диагностики неисправности (Акта рекламации), оформленном мастерской, включенной ФБУ «Росавтотранс» в Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов, проводившей демонтаж и диагностику неисправного тахографа.

Самое неприятное, что может произойти – это поломка тахографа в пути.

Если на трассе инспектор ГИБДД обнаружит передвижение с неисправным тахографом, то не избежать штрафов по статье 11.23 КоАП (водитель – от 3 до 5 т.р., должностное лицо – от 7 до 10 т.р., юр.лицо – от 20 до 50 т.р., ИП – от 15 до 25 т.р.).

Но в законах есть важная оговорка: штрафы накладываются "за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства". Таким образом, задача водителя: доказать, что тахограф был исправен при выходе ТС на линию. Как это сделать?

Перед выходом в рейс всегда делайте распечатку технических данных тахографа, чтобы она была у водителя во время поездки. При проверках ГИБДД такая распечатка станет доказательством того, что тахограф работал исправно до поломки в пути.

Также об исправности тахографа свидетельствует отметка в путевом листе о прохождении контроля технического состояния автомобиля. Напомним, что с 2021 года при проведении тех.контроля должна проверяться работоспособность тахографа (подробнее об этом читайте в статье "Путевые листы 2022 для грузовиков и автобусов").

В случае возникновения поломки водитель должен направиться либо к месту базирования транспортного средства, либо сразу в мастерскую, с которой есть договоренность о ремонте.

При этом нужно продолжать вручную фиксировать информацию о режимах своей работы на обратной стороне печатной бумаги тахографа.

Пример рукописной записи деятельности на графике листа ручного ввода (источник: ШТРИХ-ТахоRUS, орфография и пунктуация сохранены)
Режимы труда и отдыха - ручная регистрация на ленте тахографа

В какую мастерскую отдавать тахограф на ремонт

Работой с тахографами – будь то установка, периодическое обслуживание или ремонт – вправе заниматься только мастерские, аккредитованные Минтрансом РФ и обладающие необходимыми лицензиями.

Прежде чем куда-либо обращаться, нужно обязательно удостовериться в том, что мастерская:

  • внесена в реестр ФБУ "Росавтотранс" (проверить можно на сайте ведомства по этой ссылке)
  • имеет лицензию ФСБ на право работы с криптографическими шифровальными средствами, если у вас установлен российский тахограф с блоком СКЗИ

Крайне желательно, чтобы мастерская была авторизованным сервисным партнером производителя вашей марки тахографа. Убедитесь в том, что мастерская закрепляет в договоре с клиентами строгие гарантийные обязательства. И, конечно, никогда не помешает поискать отзывы реальных клиентов мастерской.

Ремонт неисправного тахографа должен производиться:


После ремонта тахограф нужно активизировать, настроить (т.е. откалибровать), осуществить поверку, опломбировать, направить данные в ФБУ "Росавтотранс".... Всё это к слову о том, что не надо пытаться ремонтировать тахограф самостоятельно.
Даже если мастерская есть в перечне ФБУ "Росавтотранс" и имеет клеймо РФ – это еще не говорит о том, что она действительно качественно выполняет ремонт и обслуживание тахографов.

Мы советуем вам дополнительно ориентироваться на наш рейтинг мастерских. Он составлен на основе положительных отзывов должных лиц сотен автопарков, которые используют сервис по считыванию и анализу карт водителей GR.Cards.

ССЫЛКА НА РЕЙТИНГ МАСТЕРСКИХ

Для поиска мастерской укажите в строке город или регион. Если интересующего вас населенного пункта там не окажется, свяжитесь с теми, кто территориально расположен ближе. Не секрет, что мастерские общаются между собой – вам обязательно предложат вариант профессионального сервисного центра рядом.

Пример поиска в рейтинге мастерских по региону на сайте Georoute.ru
Надежные мастерские по установке тахографов

Сколько стоит ремонт тахографа

Вариантов и причин неисправностей тахографа достаточно много, и вычислять среднюю стоимость нет смысла. Так что приведем примеры общих (±) расценок на различные виды работ:
    • демонтаж тахографа: 300-500 р.
    • диагностика тахографа: 700-1000 р.
    • диагностика доп.оборудования (датчики скорости, кабели, соединения): от 500 р.
    • замена дисплея тахографа: от 2500 р.
    • замена термопринтера тахографа: от 2000 р.
    • замена клавиатуры тахографа: от 1500 р.
    • замена антенны: от 1000 р.
    • замена датчика скорости: от 1500 р.
    • обновление ПО тахографа ("прошивка"): от 1000 р.
    • монтаж тахографа: 300-500 р.
    • калибровка тахографа: от 3000 р.
    • поверка тахографа: от 2500 р.
    • пломбировка тахографа, разъемов и датчиков: от 800 р.
    • диагностика доп.оборудования (датчики скорости, кабели, соединения): от 500 р.
    В гарантийных случаях диагностика и сопутствующие работы (монтаж/демонтаж , калибровка) могут быть бесплатными. В зависимости от характера поломки – допустим, по причине брака в период действия заводской гарантии – затрат и вовсе можно избежать. Но в целом ремонт тахографа обходится недешево, поэтому с поломками лучше не сталкиваться.

    Как контролировать исправность тахографа в автопарке

    1. Не игнорируйте любые подозрительные моменты в работе тахографа:

    • должностные лица должны внимательно проверять тахограф на исправность во время предрейсового контроля и обращаться в мастерскую сразу при обнаружении проблем
    • водитель должен сообщать о всех проблемах в работе тахографа своим должностным лицам
    + не забывайте делать распечатку технических данных тахографа перед выходом на линию и выдавать ее водителю – это надёжная страховка от штрафов в случае поломки устройства в пути.

    2. Выполняйте периодическую диагностику тахографа в мастерских. Как минимум, 1 раз в 3 года при замене блока СКЗИ в российских тахографах и 1 раз в 2 года при обязательной повторной калибровке европейских тахографов ЕСТР.

    3. Автоматизируйте контроль за исправностью тахографов в своем автопарке и заранее выявляйте проблемы, которые могут приводить к поломкам.

    Покажем, как это реализовано в нашем сервисе по считыванию, расшифровке и анализу данных с карт водителей GR.Cards.

    В отчете "Автомобили" (модуль "Контроль автопарка") о потенциальных проблемах сигнализирует красный цвет рядом с номером автомобиля. При переходе к подробным данным о ТС можно узнать, какие проблемы встречались и как лучше действовать для их предотвращения.
    В данном случае обнаружен частый сброс электропитания и настроек времени на тахографе. Это значит, что надо попробовать обновить программное обеспечение тахографа и проверить подключение устройства к бортовой сети автомобиля. Если этого не сделать, то тахограф может сломаться при включении-отключении.
    Чтобы автоматически проверять исправность своих тахографов, регистрируйтесь в GR.Cards и получите доступ ко всем возможностям нашего сервиса на 7 дней. Тестируйте и решайте, пользоваться бесплатно базовыми опциями или за небольшие деньги расширенным функционалом.
    Ознакомиться со всеми функциями GR.Cards вы можете по этим ссылкам:
    Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

    Другие материалы нашего блога