Штрафы за отсутствие тахографа и несоблюдение режимов труда и отдыха в 2020 году

В этом году российские перевозчики стали нести повышенную ответственность за нарушение требований по эксплуатации тахографов и за игнорирование норм времени управления транспортными средствами. Новые штрафы распространяются на всех владельцев и водителей грузовиков категорий N2, N3, автобусов категорий M2, M3. Наряду с коммерческими организациями, обязанность устанавливать тахографы теперь возлагается и на физических лиц, правда для некоторых категорий "частников" есть отсрочка. Основные моменты, о которых нужно знать, мы постарались перечислить в этом обзоре.
Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория M2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса не превышает 5 тонн.
Категория M3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения. Технически допустимая максимальная масса превышает 5 тонн.
Дата: 29 января 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 15 минут

Законодательная база

Все нововведения были приняты согласно ряду постановлений и приказов, принятых российскими властями в течение 2018-2019 гг.

  • Сначала появился ФЗ №386, который обязывает физические лица устанавливать тахографы на грузовики (массой от 3,5 тонн) и автобусы (свыше 8 пасс. мест).
  • В дальнейшем президент подписал ФЗ №216, согласно которому в Кодексе РФ об административных правонарушениях была закреплена ответственность за езду без тахографа и за несоблюдение РТиО в виде новых штрафов.
  • Дополнительно в 2019 году Минтранс конкретизировал требования по оснащению транспорта физлиц в главных тахографических приказах №273 и №36.
  • Правительство, в свою очередь, утвердило новые правила техосмотра, согласно которым все ТС категорий N2, N3, M2 и M3 должны проверяться на предмет наличия тахографа.
  • И, наконец, в преддверии 2020 года в ПДД был внесен раздел №26, определяющий четкие нормы времени управления транспортным средством и отдыха для физических лиц.

Главное о новых штрафах

В случае, когда транспорт вышел в рейс без тахографа, либо с тахографом, который не соответствует закону, перевозчики рискуют получить штрафы, прописанные в первых двух частях Статьи 11.23 КоАП.
КоАП РФ. Статья 11.23. Часть 1.
1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
КоАП РФ. Статья 11.23. Часть 2.
2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Стоит отметить, что к штрафам может привести нарушение требований к эксплуатации тахографов. Например, отсутствие карты водителя или передвижение с просроченной картой, неправильная эксплуатация карты, отсутствие руководства по эксплуатации тахографа и калибровочной таблички в кабине.

В случае несоблюдения норм времени управления ТС и выявления нарушений режимов труда и отдыха перевозчикам грозит ответственность, обозначенная в 3-й части этой же статьи кодекса.
КоАП РФ. Статья 11.23. Часть 3.
3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Важно понимать, что теперь за нарушение режима труда и отдыха будут привлекаться и должностные лица, и юридические лица, но только если доказано, что водитель действовал согласно составленному графику движения. Для этого у юрлица будут запрошены необходимые материалы, а представителя вызовут на комиссию для расследования инцидента.
Более наглядно все новые санкции представлены в этой таблице:
Вид нарушения /штраф
Водитель
Должностное лицо
Юрлицо
ИП
Ст. 11.23 КоАП, ч. 1-2
Отсутствие тахографа, нарушение правил эксплуатации тахографа, выпуск на линию ТС без тахографа
от 3 до 5 тыс. руб.
от 7 до 10 тыс. руб.
от 20 до 50 тыс. руб.
от 15 до 25 тыс. руб.
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3
Несоблюдение норм времени управления ТС, нарушение режимов труда и отдыха водителей
от 1,5 до 2 тыс. руб.
от 7 до 10 тыс. руб.
от 20 до 50 тыс. руб.
от 15 до 25 тыс. руб.

Главное о режимах труда и отдыха водителей

Многие водители и владельцы транспорта справедливо задаются вопросом, как на самом деле они должны соблюдать режимы труда и отдыха. В отношении компаний (юрлица и ИП), сотрудники которых работают на автомобилях, требования сформулированы в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Для физических лиц, эксплуатирующих грузовики и автобусы, нормы РТиО изложены в новом пункте ПДД, который в целом похож на требования ЕСТР. Приведём текст полностью:
ПДД. Раздел №26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха.
26.1. Не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством. Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут.

26.2. Время управления транспортным средством не должно превышать:

  • 9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более 2 раз в течение календарной недели;
  • 56 часов в течение календарной недели;
  • 90 часов в течение 2 календарных недель.

26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:

  • не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха;
  • не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых). Допускается сокращение этого времени до 24 часов, но не более одного раза в течение 2 подряд календарных недель. Разница времени, на которую сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть в течение 3 подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен, использована водителем на отдых от управления транспортным средством.

26.4. При достижении предельного времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 и (или) абзацем вторым пункта 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:

  • на 1 час - для случая, указанного в пункте 26.1 настоящих Правил;
  • на 2 часа - для случая, указанного в абзаце втором пункта 26.2 настоящих Правил.

Примечание. Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов. Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, предоставляют доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществляют по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа.

Кто в обязательном порядке должен использовать тахографы?

Транспорт коммерческих организаций (категории N2, N3, M2, M3) уже давно должен передвигаться с тахографами на борту, за исключением городских автобусов, которым предписано установить контрольное оборудование не позднее 1 июля 2020 года. При этом для всех грузовиков и автобусов действует строгое правило устанавливать цифровые тахографы, так как аналоговые тахографы давно под запретом. Если транспорт работает в пределах РФ, то обязательно нужно использовать тахографы с блоком СКЗИ. Если компания осуществляет зарубежные рейсы, то позволено применять тахографы ЕСТР, но при наличии лицензии международного перевозчика. Использовать оба типа тахографов одновременно запрещено: об этом прямо говорится в Приказе №36 (Приложение №3, Пункт №2).

Что касается физических лиц, то после появления ФЗ №386 было непонятно, какие категории частного транспорта должны быть оборудованы тахографами с 1 ноября 2019 года, а у каких есть отсрочка. Позже ясность внёс Минтранс: в новой редакции Приказа №273 появились этапы оснащения "частников". Выглядит это так:
Категории ТС
физ. лиц

М3
(свыше 5 т)

М2
(до 5 т)

N3
(свыше 12 т)
N2
(от 3,5 до 12 т)

Экологический класс не определен
до 1 ноября 2019
до 1 августа 2020
до 1 марта 2020
до 1 декабря 2020
Экологический класс 0...3
до 1 февраля 2020
до 1 ноября 2020
до 1 июня 2020
до 1 марта 2021
Экологический класс >4
до 1 мая 2020
до 1 февраля 2021
до 1 сентября 2020
до 1 июня 2021
ТС, принадлежащие многодетным родителям
_____
до 1 января 2022
_____
_____

Дополнительные требования и ответственность

В отношении пассажирских перевозчиков, независимо от формы собственности, действуют также новые правила лицензирования и требования ПП №153 (вступают в действие 31 мая 2020 года). Вкратце: к предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров могут допускаться только автобусы, оснащенные тахографами и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.
Ещё больше усиливают ответственность изменённые правила техосмотра. С этого года обязательная диагностика грузовиков и автобусов включает в себя проверку тахографа. Важно доказать не просто факт его установки, а соответствие таким требованиям, как: опломбировка, настройка, присутствие устройства в федеральном реестре средств измерений (ФГИС «АРШИН») и т.д. Непрохождение техосмотра чревато следующими штрафами:

– управление транспортом без техосмотра: 500-800 рублей для водителя;
– выпуск на линию транспорта без техосмотра: 500 рублей для должностных лиц, 50 000 рублей для юридических лиц.

Кто уполномочен проверять ТС на наличие тахографа и выписывать штрафы?

В первую очередь, это прерогатива ГИБДД. И сейчас, когда требования к тахографам и штрафы окончательно закреплены в законах, у сотрудников Госавтоинспекции не остаётся юридических препятствий. Инспектор вправе удостовериться в том, что:

– в автомобиле установлен тахограф, отвечающий требованиям законодательства;
– водитель правильно эксплуатирует тахограф и карту водителя;
– в кабине есть установочная табличка и руководство по эксплуатации тахографа.

С водителя могут потребовать распечатку информации о последних рейсах, чтобы убедиться в умении работать с тахографом и удостовериться в соблюдении РТиО. Кстати, в некоторых регионах сотрудники Госавтоинспекции используют программные комплексы анализа данных с карты водителя, которые позволяют, считав карту, увидеть все совершенные нарушения режимов труда и отдыха, записанные на её чипе.

Но инспектор ГИБДД не имеет полномочий запрашивать свидетельство о поверке тахографа и другие дополнительные документы технического плана. Их придется предъявить, если проверку осуществляют сотрудники Ространснадзора или Росстандарта. Факт внесения тахографа в реестр ФГИС "Аршин" будет проверяться при техосмотре. Нельзя забывать и о Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), которая может проинспектировать автопарк на предмет соблюдения норм времени управления ТС.
Непосредственно на постах ГИБДД автомобили, которые должны быть оснащены тахографами, могут совместно проверять представители Ространснадзора и технического надзора Госавтоинспекции. В случае обнаружения нарушений, водителям выписывается штраф в соответствии с частями 1 и 3 Статьи 11.23 КоАП. Для должностных и юридических лиц, которым полагается взыскание согласно 2-й части Статьи 11.23, будет оформлен вызов на комиссию.
До сих пор активность госорганов в плане проверки тахографов в основном сводилась к профилактическим мероприятиям. Многим перевозчикам известны так называемые рейды "Тахограф", когда наказания носили избирательный характер и ограничивались чаще всего штрафами только для водителей. Однако нельзя сомневаться в том, что сейчас контроль усилится и строгую ответственность будут действительно нести должностные лица и руководство компаний. Прецеденты есть.
В 2017 году в Якутии автомобиль, перевозящий детей Нюрбинской ДЮСШ, не был оборудован тахографом. Водитель получил тогда штраф в 1000 рублей за отсутствие тахографа и сверх того 3000 рублей за несоблюдение правил перевозки несовершеннолетних. Но этим не ограничилось. Тренеру, как должностному лицу, был выписан штраф в 25 000 рублей за то же самое нарушение согласно Статье 12.23 КоАП РФ. Приведём ещё один подобный пример из Тверской области. Транспорт Оленинского пассажирского автопредприятия не был оснащен тахографами (в числе других недочетов). Прокуратура внесла представление, и руководитель был оштрафован на 10 000 рублей. В обоих случаях штрафы налагались по старым "расценкам". В нынешних реалиях водители, должностные лица и руководители могут столкнуться с более обременительными санкции.
Нередко встречаются ситуации, когда автомобили оборудованы тахографами, которые не соответствуют закону. Прежде всего, речь идёт об аналоговых устройствах. Это тоже считается нарушением требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов. Так, в Хабаровске компания настаивала, что наличие блока СКЗИ носит рекомендательный характер, поэтому на транспорте можно использовать аналоговые тахографы. Более того, компанию сначала поддержал арбитражный суд. Но затем решение было пересмотрено, и по итогам нового заседания суд подтвердил, что использование цифрового тахографа с СКЗИ строго обязательно для российских перевозчиков.

Как обезопасить себя от штрафов?

1. Установить правильный тахограф.

2. Проинструктировать водителей, как именно они должны пользоваться тахографом, снабдить их инструкцией и лентой для тахографа.

3. Регулярно считывать данные с карт водителей и обеспечивать их хранение.*

4. Следить за исправностью карт водителей и за своевременным перевыпуском карт.**

5. Следить за исправностью тахографов.

6. Контролировать, правильно ли водители используют карты водителя.

7. Контролировать, соблюдают ли водители режимы труда и отдыха.

* Приказ Минтранса №36 обязывает выгружать данные о работе водителей каждые 28 дней и хранить их не менее 1 года.
** По закону карту водителя необходимо переоформлять каждые три года. По истечении этого срока карта считается недействительной.



Делать все это вручную – огромный труд.

Наш интернет-сервис GR.CARDS поможет автоматизировать контроль водителей и тахографов. При минимальных вложениях и даже бесплатно вы можете:


считывать и хранить данные с карт водителей (бесплатно);

оперативно расшифровывать данные с карт водителей (бесплатно);

контролировать, как сотрудники соблюдают свои обязанности;

отслеживать потенциальные неисправности в тахографах;

формировать табель учета рабочего времени;

своевременно пресекать нарушения режимов труда и отдыха.


Запишитесь на онлайн-презентацию, чтобы узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!
Подробная информация о работе модулей сервиса GR.Cards доступна в справочных разделах нашего сайта:

Поделиться статьёй в социальных сетях:
На любые вопросы о штрафах, требованиях и о работе GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога