Ошибки при эксплуатации тахографа. Почему они возникают и как их предотвратить?

Каждый, кто пользуется тахографами, неизбежно сталкивается с различными трудностями. Одни ошибки можно сразу поправить, для исправления других придётся обращаться в мастерскую. Какой бы характер не носили ошибки, игнорировать их нельзя. В этом материале мы разберём популярные недочёты, исследуем суть проблем и дадим важные советы, которые помогут избежать многих неприятностей.
Дата: 19 февраля 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 14 минут
Проблемы в работе тахографа возникают по следующим причинам:

  • По вине водителя (неправильные действия с картой, неверный ввод режимов, сознательные попытки нарушить работоспособность оборудования).

  • Вследствие непрофессиональной установки (некорректная калибровка, неправильное подключение питания).

  • Из-за ошибок в программном обеспечении тахографа (старая прошивка, системные ошибки).

  • Из-за неисправности тахографа (производственный брак, дефекты, поломки).

  • По причине недостатков автомобиля (износ спидометра и/или датчика скорости, проблемы с бортовой сетью).

Как правило, тахографы распознают большинство типовых ошибок. Для них проработаны кодовые обозначения и соответствующие пиктограммы. Они выводятся для водителя на экране тахографа, хранятся в памяти устройства, распечатываются на чековой ленте, отображаются в программах для считывания и анализа таходанных.

Коды ошибок и их расшифровки обязательно указываются в инструкциях для тахографа. Базовый перечень мы приведем на примере инструкции к тахографам АТОЛ со своими комментариями относительно причин возникновения ошибок.
01. Ввод недействительной карточки. Это может быть просроченная карта, поломанная карта или ввод карты, которая относится к другому типу тахографа (СКЗИ, ЕСТР).
02. В слот 1 и слот 2 введены несовместимые карты. Редкая ситуация, когда вставлены карты разного типа. Например, в одном слоте находится карта предприятия, а во втором – карта мастерской.
03. Время последней записи на карте больше текущего времени в тахографе. Такое может происходить, если устройство изначально неправильно было установлено, если есть проблемы с прошивкой, если нарушался порядок вставки/изъятия карты водителя. Данный случай мы разберем подробнее ниже.
04. Управление без соответствующей карточки. Как и в первом случае, это ошибка в действиях водителя, и она будет сохранена в памяти тахографа.
05. Ввод карты в процессе управления. Причина аналогичная. Ошибка фиксируется на карте водителя.
06. Последний сеанс использования карты завершен некорректно. Чаще всего это происходит из-за проблем с питанием тахографа. Подробнее опишем в пункте «08».
07. Превышение скорости. Даже если в реальности, согласно приборам автомобиля, этого не происходило, нарушение может быть зафиксировано, когда превышено пороговое значение, заданное при первоначальной настройке тахографа.
08. Прекращение электропитания. Это одна из самых распространенных ошибок. Происходит преимущественно из-за неправильного подключения тахографа к аккумулятору. Если в момент отключения электропитания идет запись данных на карту, то карта может быть испорчена. А если повезло и в это время ничего не записывалось, то другой тахограф при вставке этой карты обязательно зафиксирует в своей памяти ошибку «06».
09. Ошибка данных о движении и 10. Конфликт движения ТС. В обоих случаях речь идёт о расхождениях в показаниях датчиков движения автомобиля и тахографа, то есть когда один показывает, что движение происходит, а другой, что нет. Причин может быть несколько: отсутствие связи тахографа с датчиком, неисправность датчика, попытки вмешательства со стороны водителя.
В инструкциях к тахографам вы найдете немало дополнительных ошибок, встречающихся на практике чаще, реже или вовсе никогда. Но суть многих бед "крутится" в целом вокруг одного и того же. Поэтому чтобы читатели могли лучше разобраться в теме, мы обратимся к первопричинам возникновения проблем. Это позволит найти верные и понятные рекомендации.

Почему возникают ошибки?

◼ Качество установки тахографа

Сейчас тахографами должны оснащать свой транспорт все владельцы грузовиков N2, N3 и автобусов M2, M3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – все обязаны соблюдать закон и все находятся под гнетом повышенных штрафов. Иначе не избежать финансовых потерь и лишиться прибыли. Это порождает ажиотажный спрос и стремление установить тахограф как можно быстрее и дешевле. Даже если тахографическая мастерская является сертифицированной и внесена в реестр ФБУ "Роставтотранс", это не гарантирует, что всё будет сделано на должном уровне.

Самое грубое и далеко не редкое, что допускают мастера – неправильно подключают питание к тахографу вопреки инструкциям. Смысл в том, что даже когда двигатель заглушен, контрольное устройство всё равно должно получать резервное питание от аккумулятора. Если тахограф не запитан, то на нём сбросятся часы. Он будет некорректно завершать запись в своей внутренней памяти. Это повлечет множество ошибок и ложных сообщений. Например, по причине сброса электропитания (ошибка 08) в памяти может фиксироваться только часть рабочего времени, пробеги будут неправильные, а интервалы смен растянутся от 1970 до 2020 года (ошибка 03).

Затем следует корректность настройки (калибровки) тахографа. Крайне важно, чтобы пробег, который определяет тахограф, соответствовал настоящему пробегу автомобиля. На практике вполне часто встречается, что мастерские калибруют "на глаз": в 2 раза меньше и даже в 10 раз больше. К чему это приведет? К тем самым ошибкам данных о движении, которые подтянут за собой множество других проблем.
08. Прекращение электропитания
03. Время последней записи на карте больше текущего времени в тахографе
МОЖНО ЛИ НА ЭТО ПОВЛИЯТЬ?

Как бы себя замечательно не рекламировала мастерская, нельзя полагаться во всём на установщиков. Если вы действительно хотите дальше работать без проблем, необходим личный контроль при монтаже. Важно самостоятельно удостовериться во всех мелочах. Устанавливая по 10-20-30 тахографов в день, мастер навряд ли будет сильно усердствовать над каждой машиной. Но ваше право, как заказчика услуг, проконтролировать все этапы и убедиться в том, что услуги оказаны профессионально. С первой же поездки надо проверять и сравнивать пробеги. Если данные одометра или системы спутникового мониторинга не сходятся с показаниями тахографа, то скорее всего надо перекалибровать устройство. Столь же важно убедиться, что тахограф фиксирует правильное время, и проверить, сопоставляется ли рабочее время водителя по тахографу с табельным учетом. Когда есть очевидные противоречия, мастерская должна в этом разобраться и исправить.

◼ Качество тахографов и ПО

Каждый тахограф, официально разрешенный Минтрансом к использованию на российских ТС, имеет свои достоинства и недостатки. Мы не будем советовать конкретные модели, но все же подчеркнем, что лучше приобретать "топовые" марки, нежели потом сотню раз пожалеть об "экономичном" варианте. Качество сборки рассматривать не станем – исполнения в целом одинаковые. Идеального тахографа нет, все они более или менее вырабатывают свой срок эксплуатации. На что нужно обращать особое внимание, так это на актуальность ПО, то есть насколько свежей является версия прошивки тахографа.

В пользу российских тахографов с блоком СКЗИ стоит сказать, что их разработчики в основном исправляют недочёты и выкладывают в открытый доступ свежие версии программного обеспечения (с европейскими тахографами ситуация сложнее). Если прошивка старая, то всегда могут возникнуть проблемы с правильной фиксацией, обработкой и передачей данных о работе транспортных средств.
КАК В ЭТОМ УБЕДИТЬСЯ?

Опять же, в этом можно удостовериться на этапе установки тахографа. Его нужно не только надёжно подключить, но и обновить ПО на самое последнее. Если проблемы не заявят о себе сразу, то обязательно возникнут позже. В некоторых тахографах пользователи сами могут обновить прошивку, закачав обновления прямо с флешки. Но изначально это должно быть не заботой клиента, а задачей мастерской. При этом повторим, что собственный контроль на каждом этапе монтажа и настройки будет только к лучшему.

◼ Недостатки автомобиля

Это во многом зависит от схемотехники самих тахографов – каждый может по-разному реагировать на индивидуальные особенности ТС. Но почти во всех современных тахографах схемы питания реализованы с очень большим запасом напряжения (от 80 до 100 В), они стабильно работают в связке с бортовой сетью новых и старых автомобилей. Так что проблема перепадов напряжения грозит менее всего.

Второй момент – исправность спидометра и датчика скорости. Проблема их износа не столь частая, но может встречаться.
КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ?

Эти проблемы редко возникают, но всегда решаются путём замены спидометра и/или датчика скорости. Однако будет совсем нехорошо, если они нагрянут в процессе эксплуатации тахографа. И здесь мы снова возвращаемся к важности контроля за первоначальной установкой: профессиональный мастер, особенно при калибровке, не может не заметить, что датчик проблемный или спидометр работает некорректно. Если в мастерской это не проверялось, то вы наверняка вскоре обнаружите ошибки в пробегах.

◼ Упущения водителей

Ошибки по вине водителей происходят, в первую очередь, из-за неумения пользоваться тахографом и персональной картой. Даже самый ответственный водитель по первости может неверно вводить PIN-код, неправильно указывать режимы, несвоевременно вставлять карту в слот в начале работы и забывать извлекать по завершении смены. Ошибаются как опытные водители, так и новички. Здесь вариант исправления ситуации один: учить инструкцию и обращаться к ней каждый раз, когда что-то вызывает вопросы (поэтому инструкция всегда должна быть под рукой).

Также водитель должен сам следить, чтобы время на тахографе совпадало с реальным. Это касается и пробега. Когда есть нестыковки в показаниях, нужно обязательно сообщать об этом механику автопарка и специалистам мастерской, где производилась установка или последняя настройка устройства.

Бывает, что водители пытаются повлиять на работу тахографов с помощью каких-либо ухищрений. Правда, итоговые показания тахографа они скорректировать всё равно не смогут. Максимум, на что можно повлиять – это на пробег одометра. Но в тахографии пробеги фиксируются вовсе не одометрами. К тому же любая "накрутка" легко распознается в программах анализа данных с тахографа.

В интересах водителя действовать строго по инструкции и вообще не вмешиваться в работу тахографа, чтобы каждая секунда его работы была записана правильно.
КАК C ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ?

Водителям необходимо тщательно изучать инструкции к тахографам и не пытаться как-либо вмешиваться в их работу. При возникновении любых подозрений на работоспособность тахографа нужно сообщать об этом механику и/или сразу в мастерскую, которая производила установку.

◼ Невнимательность владельцев ТС

Никогда нельзя оставлять без контроля установку тахографов на свои автомобили. Если вы стремитесь избежать ошибок в работе тахографа, нужно самостоятельно убедиться в качестве оснащения, пристально проверяя:

  • Подключение питания
  • Калибровку
  • Работу штатных систем ТС, с которыми взаимодействует тахограф

Во всём стоит убедиться на месте, чтобы в будущем избежать проблем.

В начале эксплуатации контрольного устройства не забудьте сверить пробег по тахографу с показаниями одометра или системы спутникового мониторинга. Если расхождения превышают 10%, то наверняка калибровка была проведена непрофессионально. Возможно, есть проблемы в прошивке тахографа или в бортовой сети автомобиля.

Водителей следует обучить работе с тахографами и строго следить за соблюдением требований к эксплуатации: правильно использовать карту, верно работать с вводом режимов труда и отдыха, уметь распечатывать чеки, считывать данные и т.д. Об этом подробнее читайте в статье "Как правильно пользоваться тахографом".
КАК ВСЁ ПРЕДУСМОТРЕТЬ?

Самое главное, наряду с обучением водителей: сверять пробег по тахографу с показаниями других приборов, чтобы вовремя обнаружить и исправить нестыковки. Есть немало автопарков, которые за счёт своего внимания к деталям добились идеальной точности показаний тахографов. Опираясь на время работы водителей, зафиксированное тахографом, компании насчитывают зарплату в программе 1С. Если возникают несоответствия, бухгалтер сверяется с табелем и проверяет таходанные. А самих водителей это мотивирует правильно эксплуатировать тахограф и соблюдать нормы управления транспортом.

Как избежать ошибок при эксплуатации тахографов? Рекомендации

1
Контролировать работу мастеров по установке тахографов на всех этапах, включая подключение питания и калибровку.
2
Проверять актуальность прошивки.
3
Самостоятельно сверять фактический пробег с пробегом по тахографу.
4
Учить водителей пользоваться тахографами согласно инструкции.
В случае обнаружения какой-либо проблемы, пусть даже самой небольшой, нельзя её игнорировать. Возможно, за этой некритичной ошибкой скрывается нечто большее, и она повлечёт за собой множество других неприятностей. Не поленитесь обратиться в мастерскую: проверить питание, калибровку, версию ПО, работоспособность спидометра и датчика скорости.


Своевременно распознать ошибки и упущения в работе с тахографами помогает сервис по считыванию и анализу данных с карт водителей GR.Cards. С помощью этой программы вам удастся:





Основные функции GR.Cards доступны бесплатно. Другие возможности предоставляются по абонентской плате. Запишитесь на онлайн-презентацию, чтобы узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!
Подробная информация о работе модулей сервиса GR.Cards представлена по этим ссылкам:

Поделиться статьёй в социальных сетях:
На любые вопросы о правилах работы с тахографами и картами водителя, о требованиях закона, об актуальных штрафах и о функциях сервиса GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога