Ошибки тахографа: коды и расшифровка

Почему выдает и как предотвратить?

При работе с тахографами неизбежно возникают сбои. Одни ошибки можно сразу поправить, для исправления других придётся обращаться в мастерскую. Но даже незначительные ошибки нельзя игнорировать.

В этом материале мы разберём распространенные вопросы, исследуем суть проблем и дадим важные советы, как исключить ошибки тахографа.
Дата: 19 февраля 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 14 минут
Почему возникают проблемы в работе тахографа? Причины и решения.

Содержание

Почему тахограф выдает ошибку

Причины:

КАКИЕ ШТРАФЫ ЗА НЕИСПРАВНЫЙ ТАХОГРАФ?

  • Водитель – от 3 000 до 5 000 рублей
  • Должностное лицо – от 7 000 до 10 000 рублей
  • Юрлицо – от 20 000 до 50 000 рублей
  • ИП – от 15 000 до 25 000 рублей

Подробнее о том, за какие неисправности могут оштрафовать и как их определяет инспектор, читайте в нашей статье "Штраф за неисправный тахограф".
Программа для планирования техобслуживания GR.CARDS
Подходит для любого транспорта
Отправит уведомления о предстоящих работах по SMS и e-mail
Можно работать с телефона и компьютера подключенного к интернету

Как расшифровываются коды ошибок тахографа

Контролирующие устройства распознают большинство типовых ошибок. Для них проработаны кодовые обозначения и соответствующие пиктограммы. Они выводятся для водителя на экране, хранятся в памяти устройства, распечатываются на чековой ленте, отображаются в программах для считывания и анализа таходанных.

Коды ошибок тахографа и их расшифровки обязательно указываются в инструкциях к прибору. Базовый перечень мы приведем на примере инструкции к моделям АТОЛ со своими комментариями.
  • Ошибка 01. Ввод недействительной карточки. Это может быть просроченная, неисправная карта или ввод карты от другого типа тахографа (СКЗИ, ЕСТР).
  • Ошибка 02. В слот 1 и слот 2 введены несовместимые карты. Редкая ситуация, когда вставлены карты разного типа. Например, в одном слоте находится карта предприятия, а во втором – карта мастерской.
  • Ошибка 03. Время последней записи на карте больше текущего времени в тахографе. Такое может происходить, если устройство изначально неправильно было установлено, если есть проблемы с прошивкой, если нарушался порядок вставки/изъятия карты водителя. Этот случай мы разберем подробнее ниже.
  • Ошибка 04. Управление без карточки. Как и в первом случае, это ошибка в действиях водителя, и она будет сохранена в памяти устройства.
  • Ошибка 05. Ввод карты в процессе управления. Причина аналогичная. Ошибка фиксируется на карте водителя.
  • Ошибка 06. Последний сеанс использования карты завершен некорректно. Чаще всего это происходит из-за проблем с питанием тахографа. Подробнее опишем в пункте «08: Прекращение электропитания».
  • Ошибка 07. Превышение скорости. Даже если в реальности по приборам автомобиля этого не происходило, нарушение может быть зафиксировано, когда превышено пороговое значение, заданное при первоначальной настройке тахографа.
  • Ошибка 08. Прекращение электропитания. Это одна из самых распространенных ошибок. Происходит чаще всего из-за неправильного подключения тахографа к аккумулятору, когда питание отключается при выключении зажигания. Если в момент отключения электропитания идет запись данных на карту, то карта может быть испорчена. А если повезло и в это время ничего не записывалось, то другой тахограф при вставке этой карты обязательно зафиксирует в своей памяти ошибку «06».
  • Ошибка 09. Ошибка данных о движении и 10. Конфликт движения ТС. В обоих случаях речь идёт о расхождениях в показаниях датчиков движения автомобиля и тахографа, то есть когда один показывает, что движение есть, а другой, что нет. Причин может быть несколько: отсутствие связи тахографа с датчиком, неисправность датчика, попытки вмешательства со стороны водителя.
В инструкциях к тахографам указан целый ряд дополнительных ошибок, встречающихся на практике. Но суть многих бед "крутится" в целом вокруг одного и того же. Поэтому, чтобы читатели могли лучше разобраться в теме, мы обратимся к причинам ошибок. Это позволит найти верные и понятные рекомендации.
Программа для планирования техобслуживания GR.CARDS
Подходит для любого транспорта
Отправит уведомления о предстоящих работах по SMS и e-mail
Можно работать с телефона и компьютера подключенного к интернету

Подробный разбор причин проблем с тахографами

◼ Качество установки тахографа

Сейчас контрольными устройствами оснащают свой транспорт все владельцы грузовиков N2, N3 и автобусов M2, M3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – все обязаны соблюдать закон и все находятся под гнетом повышенных штрафов. Поэтому возникает желание установить тахограф быстрее и дешевле. Даже если тахографическая мастерская является сертифицированной и внесена в реестр ФБУ "Роставтотранс", это не гарантирует, что всё будет сделано по правилам.

В чем ошибаются мастерские:
  1. Неправильно подключают питание к тахографу вопреки инструкциям. Смысл в том, что даже когда зажигание выключено, контрольное устройство всё равно должно получать резервное питание от аккумулятора. Если тахограф не "запитан", то на нём сбросятся часы. Он будет некорректно завершать запись в своей внутренней памяти. Это повлечет множество ошибок и ложных сообщений. Например, по причине сброса электропитания (ошибка 08) в памяти может фиксироваться только часть рабочего времени, пробеги будут неправильные, а интервалы смен растянутся от 1970 до 2020 года (ошибка 03).
  2. Некорректная настройка (калибровка) тахографа. Важно, чтобы пробег, который определяет прибор, соответствовал фактическому пробегу автомобиля. На практике встречается, что мастерские настраивают халатно, что приводит к ошибкам в работе.

Чтобы удостовериться в павильности установки ваших тахографов, воспользуйтесь бесплатным тахоаудитом, о котором мы подробно пишем в этой статье.
08. Прекращение электропитания
03. Время последней записи на карте больше текущего времени в тахографе
МОЖНО ЛИ НА ЭТО ПОВЛИЯТЬ?

Сразу после настройки или установки нового тахографа, нужно сверить данные по пробегу. Если данные одометра или системы спутникового мониторинга разнятся с показаниями прибора, то требуется его повторная настройка. Важно убедиться, что тахограф фиксирует правильное время работы водителя и оно совпадает с табелем. При расхождениях необходимо обращаться в мастерскую.

Проверить сертифицирована ли мастерская можно на сайте ФБУ "Росавтотранс". Или можно ориентироваться на наш выбор проверенных мастерских.

◼ Качество тахографов и ПО

Все модели, официально разрешенных Минтрансом для использования в нашей стране, имеют свои достоинства и недостатки. Все утвержденные модели выполняют свои функции и служат заявленный срок, но приобретая зарекомендовавшие себя марки, сокращаются затраты на обслуживание и последствия ошибок в будущем. Важно обращать внимание на актуальность ПО тахографа, то есть насколько свежая версия прошивки.

В пользу российских устройств с блоком СКЗИ выступает то, что их разработчики в основном исправляют недочёты и выкладывают последние версии программного обеспечения (с европейскими тахографами ситуация сложнее). Старая прошивка может приводить к возникновению ошибок с фиксацией, обработкой, записью и передачей данных об использовании ТС и режиме труда и отдыха водителя.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Многих осложнений в будущем можно избежать, если серьезно подойти к установке тахографа:
  • подобрать подходящую модель;
  • обратиться в квалифицированную мастерскую, которая произведет качественную настройку параметров, обновит прошивку до последней версии, правильно установит тахограф на ТС и корректно подключит устройство к бортовой сети автомобиля;
  • убедиться, что тахограф считывает показания и записывает данные корректно (как следить за исправностью оборудования тут, как определяются проблемы здесь)

◼ Недостатки автомобиля

Это во многом зависит от схемотехники самих тахографов – каждый может по-разному реагировать на индивидуальные особенности ТС. Но почти во всех современных моделях схемы питания реализованы с большим запасом напряжения (от 80 до 36 В), они стабильно работают в связке с бортовой сетью новых и старых автомобилей. Так что ошибки из-за перепадов напряжения возможны, но не так часты.

Второй момент- исправность датчика скорости и спидометра. Датчики скорости ломаются нечасто, но это все же случается. Они не ремонтируются. Поэтому при ошибках в считывании данных, если со спидометром и сигнальным кабелем все в порядке, датчик просто заменяется на новый.
Если возникла неисправность, то:
  • скорость на экране тахографа отображается неверно либо указано «0»;
  • скорость на спидометре не отображается, стрелка скачет по шкале либо показания завышены.)
Спидометр обеспечивает нормальную работу тахографа, при параллельном подключении.
На основании получаемых данных тахограф определяет:
  • режим работы, который должен быть активирован;
  • скорость движения авто (она сравнивается с показателями встроенных в СКЗИ датчиков);
  • пройденные промежутки пути, которые также сравниваются с собственными данными контрольного прибора, собираемыми на основании информации от спутниковых датчиков.
Получить данные о скорости движения и пройденном пути ТС можно тремя основными способами:
1
Подключение к штатному датчику: данные о пробеге рассчитываются на основе данных получаемых с датчика скорости, установленного в автомобиле. Если тахограф и спидометр подключены параллельно, то добиться отсутствия расхождений в показаниях практически невозможно, так как одометры, даже электронные, имеют свои погрешности. Более точно работает система, когда датчик скорости подключается к тахографу, а от него уже идёт выход на одометр. Но наиболее точно работает схема подключения: датчик скорости- тахограф- CAN-шина автомобиля. При такой схеме показания полностью сходятся.
2
Подключение к CAN-шине автомобиля и получение информации о скорости движения и пройденном пути непосредственно с контроллера AБС или бортового компьютера ТС (для ТС, необорудованных датчиком скорости, таких как Форд Транзит и пр.). В этом случае значения скорости и пройденного пути в тахографе и в транспортном средстве будут совпадать.

Примечание: даже полное совпадение значений в тахографе и на одометре, описанное в пунктах 1 и 2, не гарантирует отсутствие погрешностей при измерении скорости и пройденного пути. Суммарная погрешность измерений составит более 10%.
3
Получение данных о пробеге на основе системы ГНСС ГЛОНАСС/GPS, акселерометра, гироскопа и т.п.. Этот способ менее точный по сравнению с двумя предыдущими с точки зрения измерения скорости и пройденного расстояния, что гарантированно приводит к расхождениям в показаниях. У любой навигационной системы при определённых условиях сигнал может не доходить до приёмника, или приходить со значительными искажениями или задержками. Например, при помощи ГНСС практически невозможно определить своё точное расположение в подвале или в тоннеле. Наличие акселерометра и гироскопа позволяет определить траекторию, скорость и пробег без доступных спутников, но точность, пока, остаётся не такой высокой, что ограничивает использование ГНСС ГЛОНАСС/GPS в качестве оптимальной для определения скорости и пройденного пути ТС.
КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ?

Следует внимательно отнестись к выбору оборудования и мастерской, в которой профессионально проверят состояние всех приборов, датчиков и произведут качественную установку и настройку тахографа. Это поможет избежать многих проблем с тахографом в будущем и предотвратить финансовые потери из-за ремонта и простоя техники.

◼ Ошибки водителей

Ошибки по вине водителей происходят, в первую очередь, из-за неумения пользоваться тахографом и персональной картой.

  1. Неправильно введен PIN-код
  2. Неправильно указаны режимы
  3. Несвоевременно вставлена карту в слот в начале работы и не извлечена по завершении смены.
Ошибаются как опытные водители, так и новички. Здесь вариант исправления ситуации один: учить инструкцию и обращаться к ней каждый раз, когда что-то вызывает вопросы (поэтому инструкция всегда должна быть под рукой).

Водитель должен сам следить, чтобы время на тахографе совпадало с реальным. Это касается и пробега. Когда есть нестыковки в показаниях, нужно сообщать об этом механику автопарка и специалистам мастерской, где производилась установка или последняя настройка устройства.

Бывает, что водители пытаются повлиять на работу тахографов с помощью каких-либо махинаций. Правда, итоговые показания прибора они скорректировать всё равно не смогут, в том числе из-за криптографической защиты. Максимум, на что можно повлиять – это на пробег одометра. Но в тахографии пробеги фиксируются вовсе не одометрами. К тому же любая "накрутка" легко распознается в программах анализа данных с тахографа.

В интересах водителя действовать строго по инструкции и вообще не вмешиваться в работу тахографа, чтобы каждая секунда его работы была записана правильно.
КАК C ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ?

Водителям необходимо изучать инструкции к тахографам и не пытаться как-либо вмешиваться в их работу. При возникновении любых подозрений на работоспособность контролирующего устройства нужно сообщать об этом механику и/или сразу в мастерскую, проводившую установку.

◼ Невнимательность владельцев ТС

Никогда нельзя оставлять без контроля установку оборудования на свои автомобили. Чтобы избежать ошибок в работе тахографа, нужно самим убедиться в качестве оснащения, пристально проверяя:

  • Подключение питания
  • Калибровку
  • Работу штатных систем ТС, с которыми взаимодействует тахограф

Во всём стоит убедиться на месте, чтобы в будущем избежать проблем.

В начале эксплуатации контрольного устройства не забудьте сверить пробег по тахографу с показаниями одометра или системы спутникового мониторинга. Если расхождения превышают 10%, то настройка была проведена непрофессионально. Возможно, есть проблемы в прошивке прибора или в бортовой сети автомобиля.

Водителей следует обучить работе с тахографами и строго следить за соблюдением требований к эксплуатации: правильно использовать карту, верно работать с вводом режимов труда и отдыха, уметь распечатывать чеки, считывать данные и т.д. Об этом подробнее читайте в статье "Как правильно пользоваться тахографом".
КАК ВСЁ ПРЕДУСМОТРЕТЬ?

Самое главное, наряду с обучением водителей: сверять пробег по тахографу с показаниями других приборов, чтобы вовремя обнаружить и исправить нестыковки. Есть немало автопарков, которые за счёт своего внимания к деталям добились идеальной точности показаний этих устройств.
Опираясь на время работы водителей, зафиксированное тахографом, компании насчитывают зарплату в программе 1С. Если возникают несоответствия, бухгалтер сверяется с табелем и проверяет таходанные. А самих водителей это мотивирует правильно эксплуатировать тахограф и соблюдать нормы управления транспортом.

Как избежать проблем с тахографом? Рекомендации

  • 1
    Контролировать работу мастеров по установке тахографов на всех этапах, включая подключение питания и калибровку
  • 2
    Проверять актуальность прошивки
  • 3
    Самостоятельно сверять фактический пробег с пробегом по тахографу
  • 4
    Учить водителей пользоваться тахографами по инструкции
Даже небольшие проблемы с тахографами нужно своевременно исправлять. Возможно, за этой некритичной ошибкой скрывается нечто большее, и она повлечёт за собой множество других неприятностей. Обратитесь в мастерскую, чтобы проверить питание, настройку, версию ПО, работоспособность спидометра и датчика скорости.
Своевременно распознать ошибки и упущения в работе с тахографами помогает программа для считывания данных с карт водителей GR.Cards.
Более подробно с полезными функциями GR.Cards вы можете ознакомиться по этим ссылкам:
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

    Примеры работы автопарков с программой GR.Cards