Служебное расследование ДТП в автопарке

Почему компании должны расследовать аварии с участием своего транспорта? Какие законы это регламентируют? Как проводить внутренний анализ причин ДТП и правильно оформлять результаты? Как информация, считанная с карт водителей, помогает должностным лицам объективно расследовать и предотвращать аварии.

В статье вы можете скачать шаблоны документов, необходимых для оформления служебных расследований.
Дата: 29 ноября 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 10 минут
Как проводить служебное расследование ДТП в автопарке

Содержание

Зачем проводить расследование ДТП внутри предприятия

Служебные расследования ДТП должны проводиться в каждой компании, владеющей транспортом. Это касается и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

На это есть четыре веские причины:

1. Результаты служебных расследований обязательно потребуются при рассмотрении административных и уголовных дел.

2. При плановых проверках журнал учета ДТП и акты служебных проверок может затребовать Ространснадзор.

3. В случае резонансных аварий проверить автопарк могут проверить следственные органы. Так как проведение служебных расследований внутри автопарка – это одно из правил обеспечения безопасности перевозок.

4. Служебные расследования помогают понять, какие проблемы в работе автопарка могут приводить к авариям, и принимать меры, чтобы пресекать их повторение.

В каких законах сказано о таком требовании

Во-первых, об этом говорится в федеральном законе №196 "О безопасности дорожного движения":

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Подробные требования изложены в Приказе Минтранса РФ №145 от 30.04.2021 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

14. В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

В полном тексте этого пункта изложены требования к документальному оформлению расследования (о них мы расскажем далее).

Что будет, если не провести расследование

▣ Если компания не анализирует ДТП и не проводит служебные расследования, значит она нарушает требования закона "О безопасности дорожного движения" и "Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

За это может быть назначен штраф по статье 12.21.1 КоАП, часть 6: "Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

  • должностные лица: 10 000 руб.
  • юридические лица: 25 000 руб.

▣ Без служебного расследования будет сложно доказать невиновность руководства автопарка в суде. Отсутствие в автопарке работы по внутреннему анализу ДТП может усугубить положение – особенно в случае с уголовными делами.

Без тщательного анализа причин аварий навряд ли удастся выработать правильный комплекс мер для их предотвращения.

Как происходит расследование ДТП: регламент, этапы, документы

  • Для проверки обстоятельств дорожно-транспортного происшествия руководитель предприятия формирует специальную комиссию и назначает лицо, ответственное за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.
  • Комиссия для служебного расследования ДТП состоит минимум из трех человек. Если меньше трех, то выводы комиссии суд может не принять. Председателем комиссии назначается сам руководитель организации или один из его заместителей.

  • Членами комиссии могут быть работники технических подразделений, сотрудники отдела персонала, бухгалтеры. Особенно важно присутствие специалиста, ответственного за охрану и безопасность труда. При наличии в штате специалиста по безопасности дорожного движения его обязательно нужно включить в комиссию.

Далее рассмотрим этапы расследования:
▊ЭТАП 1. CБОР ИНФОРМАЦИИ

Начинать расследование нужно на месте происшествия. Как только руководство компании узнало о ДТП с участием собственного транспорта, туда должен выехать сотрудник – обычно это специалист по БДД.

Необходимо собрать максимум информации об аварии. Сведения следует фиксировать в карточке осмотра места ДТП. Вы можете использовать этот распространенный шаблон или сделать на его основе свой образец.
    Источник шаблона: https://kulikavto.ru/
    На месте происшествия нужно выяснить и занести в карточку следующие детали:

    1. Дата, место, точное время
    2. Категория и километр дороги, где произошла авария
    3. Организация, в ведении которой находится дорога
    4. Марка, модель транспортного средства
    5. Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений
    6. Данные водителя, иные факторы (состояние здоровья, продолжительность смены на текущий день, опыт, рабочие условий и т.д.)
    7. Тип перевозок, факты отклонения от маршрута
    8. Погодные условия, освещенность, видимость
    9. Дорожные условия
    10. Тип груза
    11. Пассажировместимость или фактическая загрузка
    12. Число пострадавших
    13. Материальный ущерб
    14. Наличие связи между фактом аварии и нарушением ПДД

    При этом у сотрудников Госавтоинспекции нужно запросить копии документов, которые они оформляли. Либо на месте (что не всегда возможно), либо по запросу, который направляется от имени руководителя компании на имя начальника территориального отдела ГИБДД. Полученная информация будет в дальнейшем требоваться для составления акта технического расследования причин аварии.

    Вместе с этим рекомендуется сделать максимальное количество фотографий:

    • общий вид автомобилей, попавших в ДТП
    • расположение их относительно друг друга, линий разметки и дорожных знаков
    • поврежденные и неповрежденные части транспортных средств
    • следы торможения и другие заметные признаки аварийной ситуации

    Проследите, чтобы в кадре были регистрационные знаки всех транспортных средств.

    В целом, старайтесь делать как можно больших фотографий с разных ракурсов и на разных расстояниях. Даже незначительные, на первый взгляд, детали могут в дальнейшем доказать невиновность или виновность участников ДТП.

    При сложных и противоречивых авариях стоит дополнительно провести видеосъемку.
      ▊ЭТАП 2. ПРОВЕДЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

      На основе сведений, собранных самостоятельно и полученных в ГИБДД, комиссия автопарка проводит детальный разбор причин дорожной аварии. Расследование включает:

      • анализ обстоятельств ДТП и всех повлиявших на него факторов
      • оценку действий водителя с точки зрения правил дорожного движения
      • выявление недочетов, допущенных руководством и должностными лицами автопарка

      Задача расследования состоит не просто в том, чтобы найти истинные причины аварии. Комиссия должна сделать выводы, с какими факторами риска необходимо работать в автопарке для предотвращения новых ДТП.

      Поэтому в рамках расследования нужно проверить:

      • как соблюдались правила перевозок
      • как соблюдались режимы труда и отдыха водителя
      • нарушал ли ранее водитель правила дорожного движения и внутренние правила компании
      • проводились ли с ним инструктажи по БДД
      • разбирались ли дорожные условия на маршруте
      • в каком техническом состоянии был автомобиль перед выходом на линию и кто за это отвечал
      • как организована работа по обеспечению БДД и техобслуживанию в автопарке

      Найденные ответы призваны помочь устранить недостатки и принять правильные меры для предотвращения аварий в дальнейшем.
        ▊ЭТАП 3. СОСТАВЛЕНИЕ АКТА СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП

        Итоги работы комиссии оформляются в виде акта служебного расследования.

        Форма акта официально в законах не прописана, но в нем должна быть следующая информация:

        • Состав комиссии (ФИО, должности)
        • Информация о водителе автомобиля, попавшего в ДТП
        • Технические характеристики автомобиля и дата последнего ТО
        • Подробное описание обстоятельств аварии

        В акте служебного расследования комиссия указывает свои выводы о причинах аварии. Заключение комиссии принимается во внимание при судебных разбирательствах.

        К акту должен прикладываться пакет документов, включая:

        1. Копию протоколов осмотра транспорта и места аварии
        2. Копию схемы дорожно-транспортного происшествия
        3. Перечень пострадавших с указанием травм
        4. Объяснение водителя и должностных лиц автопарка
        5. Справку об организации профилактических мероприятий для устранения причин аварий

        Если в ходе расследования была выявлена вина сотрудников компании, то руководство издает приказ о привлечении конкретных лиц к дисциплинарной ответственности. Подобные документы тоже прикладываются к акту.

        Акт подписывается всеми членами комиссии и должен храниться в организации не менее 3-х лет.
            Наряду с актом, по итогам расследования в автопарке должна быть заполнена форма учета дорожно-транспортных происшествий для предоставления ГИБДД и следственным органам. Образец формы под названием "Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования" утвержден приказом Минтранса РФ №22 от 2.04.1996.

            Этим же приказом утверждена форма журнала учета ДТП под названием "Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел". Журнал учета ДТП нужно вести всегда в любом автопарке, даже если нет аварий, и каждый месяц сверять его с данными Госавтоинспекции.

            Вы можете скачать шаблоны этих форм в PDF.
            Одна из наиболее частых причин аварий – это усталость водителя. В коммерческих автопарках переутомление, как правило, является прямым следствием нарушений режимов труда и отдыха водителей.

            В случае с грузовиками (от 3,5 тонн) и автобусами (от 8 пасс. мест) контролировать соблюдение режимов труда и отдыха позволяет обязательная установка тахографов. Однако многие подходят к работе с тахографами формально, либо не умеют извлекать из тахографических данных полезные возможности.
            Регулярное считывание и анализ ddd-файлов с карт водителей для тахографа реально помогают объективно расследовать и пресекать ДТП. Главное – использовать эффективные программы для расшифровки и обработки данных.
            Рассмотрим такие возможности на примере сервиса GR.Cards, который расшифровывает информацию с карт водителей (СКЗИ, ЕСТР) и предоставляет должностным лицам подробные сведения о их работе.
            ▊РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП

            В первую очередь, вы можете полагаться на данные отчета "Нарушения". Он показывает, соблюдал или игнорировал водитель требования к режимам труда и отдыха. Что должно было быть по правилам (Норма) и что происходило в действительности (Факт).
              Разобрать работу водителя поминутно можно с помощью отчета "Смены".

              Желтая шкала на графике – это управление. Зеленая шкала – отдых. Под графиком представлена вся активность водителя по минутам. В дополнительных вкладках можно посмотреть анализ смены и анализ режимов труда и отдыха.
              Еще один полезный отчет – "Превышения скорости". По нему видно, в какой момент они допускались по данным тахографа. Его показания точнее, чем у одометра и даже трекеров ГЛОНАСС/GPS.
              Вся эта информация – при внимательном изучении – позволяет оценить степень виновности водителя в ДТП и выяснить, совершил он нарушение сам или по вине должностных лиц. Допустим, если график работы был составлен так, что водитель вынужден был нарушать.
              ▊ПРОФИЛАКТИКА ДТП

              С этой целью использовать как отчеты по конкретным водителям, так и по всему автопарку, чтобы видеть полную картину нарушений.

              В отчете "Статистика" графики и диаграммы демонстрируют, какие нарушения происходят чаще всего и кто из водителей их допускает. Отталкиваясь от общей статистики, вы можете переходить к частным случаям.
                Вместе с нарушениями режимов труда и отдыха, в отчетах GR.Cards отображаются нарушения требований к использованию тахографов и карт водителя. Занимаясь профилактикой этих нарушений, можно предотвращать не только ДТП, но и штрафы за тахограф. Ведь любой такой штраф, выписанные водителю, сейчас ведет к административному делу в отношении должностных лиц и компании. Об этом подробнее читайте в нашей статье "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит?".
                ТАКЖЕ GR.CARDS ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ

                  Проверить, как решаются перечисленные задачи на практике, вы можете в любой момент. Достаточно зарегистрироваться в GR.Cards, считать карту водителя и отправить данные в программу для расшифровки и анализа.

                  Базовые функции сервиса бесплатные. Расширенные предлагаются за абонентскую плату.

                  При первой регистрации каждый пользователь получает 7 дней полного доступа ко всем возможностям сервиса!

                  Узнать подробнее об инструментах сервиса GR.Cards вы можете по этим ссылкам:
                  Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

                  Другие материалы нашего блога

                  Примеры работы автопарков с программой GR.Cards