Для бесплатного считывания карт водителей в сервисе GR.Cards скачайте программу-считыватель, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.

Служебное расследование ДТП в автопарке

Почему компании должны расследовать аварии с участием своего транспорта? Какие законы это регламентируют? Как проводить внутренний анализ причин ДТП и правильно оформлять результаты? Как информация, считанная с карт водителей, помогает должностным лицам объективно расследовать и предотвращать аварии.

В статье вы можете скачать шаблоны документов, необходимых для оформления служебных расследований.
Дата: 29 ноября 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 10 минут
Как проводить служебное расследование ДТП в автопарке

Содержание

Зачем проводить расследование ДТП внутри предприятия

Служебные расследования ДТП должны проводиться в каждой компании, владеющей транспортом. Это касается и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

На это есть четыре веские причины:

1. Результаты служебных расследований обязательно потребуются при рассмотрении административных и уголовных дел.

2. При плановых проверках журнал учета ДТП и акты служебных проверок может затребовать Ространснадзор.

3. В случае резонансных аварий проверить автопарк могут проверить следственные органы. Так как проведение служебных расследований внутри автопарка – это одно из правил обеспечения безопасности перевозок.

4. Служебные расследования помогают понять, какие проблемы в работе автопарка могут приводить к авариям, и принимать меры, чтобы пресекать их повторение.

В каких законах сказано о таком требовании

Во-первых, об этом говорится в федеральном законе №196 "О безопасности дорожного движения":

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Подробные требования изложены в Приказе Минтранса РФ №145 от 30.04.2021 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

14. В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

В полном тексте этого пункта изложены требования к документальному оформлению расследования (о них мы расскажем далее).
Раскрыть весь текст пункта 14 приказа №145
14. В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

При осуществлении указанного анализа устанавливаются:

1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее - водитель):

фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве (данные сведения устанавливаются также в отношении других водителей - участниках ДТП (при наличии);

прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, - обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;

соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;

соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;

наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;

прохождение повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;

2) в отношении транспортного средства:

модель транспортного средства;

государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта - бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;

наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;

наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;

соблюдение периодичности технического обслуживания транспортного средства, а также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, ответственного за его проведение;

наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;

наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;

3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра;

соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;

меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.

Что будет, если не провести расследование

▣ Если компания не анализирует ДТП и не проводит служебные расследования, значит она нарушает требования закона "О безопасности дорожного движения" и "Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

За это может быть назначен штраф по статье 12.21.1 КоАП, часть 6: "Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

  • должностные лица: 10 000 руб.
  • юридические лица: 25 000 руб.

▣ Без служебного расследования будет сложно доказать невиновность руководства автопарка в суде. Отсутствие в автопарке работы по внутреннему анализу ДТП может усугубить положение – особенно в случае с уголовными делами.

Без тщательного анализа причин аварий навряд ли удастся выработать правильный комплекс мер для их предотвращения.

Как происходит расследование ДТП: регламент, этапы, документы

  • Для проверки обстоятельств дорожно-транспортного происшествия руководитель предприятия формирует специальную комиссию и назначает лицо, ответственное за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.
Такое положение автопарк разрабатывает самостоятельно, ориентируясь на рекомендации и требования Приказа Минавтотранса РСФСР № 49 от 26 апреля 1990 года.

Вы можете скачать приказ по этой ссылке, либо посмотреть текст в раскрывающемся списке.
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно - транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

- обстоятельства, предшествующие происшествию;

- причины происшествия;

- влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно - транспортного происшествия;

- последствия происшествия;

- лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

- недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно - транспортных происшествий.

1.4. Служебное расследование проводится:

- руководителем автотранспортного предприятия (организации) - всех дорожно - транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

- руководителем территориального производственного объединения - дорожно - транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

- руководителем министерства, а также начальниками: отдела по безопасности движения, Главных управлений по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) - дорожно -транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.

2. Передача информации о дорожно - транспортном происшествии и действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при получении этой информации

2.1. Водители предприятий министерства в случае участия в дорожно - транспортном происшествии обязаны без промедления сообщить об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.

2.2. При невозможности сообщения о дорожно - транспортном происшествии в свое предприятие водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и пр. и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно - транспортного происшествия в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта.

2.3. Информация о дорожно - транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно - эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно - транспортном происшествии не от ГАИ последняя немедленно ставится об этом в известность.

2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно - транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.

2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.

При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно - транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.

2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.

Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в отдел по безопасности движения, в Главные управления по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитетпрофсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства - также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.

В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.

Отдел по безопасности движения министерства немедленно информирует о происшествии отдел охраны труда ЦК профсоюза.

2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:

- дата, время, место и вид происшествия;

- модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;

- вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);

- обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;

- последствия происшествия;

- фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж, стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;

- дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;

- сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;

- фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.

2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, отдела по безопасности движения, Главного управления по транспортному обслуживанию населения, Главного управления по транспортному обслуживанию народного хозяйства, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно - транспортном происшествии, покоторому ими должно проводиться служебное расследование (см. п. 1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.

2.9. Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов.

2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно - транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.

2.11. Руководитель службы безопасности движения территориального производственного объединения при поступлении к нему информации о дорожно - транспортном происшествии с участием транспорта министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия.

3. Действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при служебном расследовании дорожно - транспортного происшествия

3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению "вторичных происшествий" <*> и выявлению очевидцев происшествия.

<*> Под "вторичным происшествием" понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями на дороге в результате данного дорожно - транспортного происшествия.

3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

- осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;

- уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

- дату и точное время (местное) происшествия;

- место происшествия:

в городе - улица, район;

на дороге - категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, - принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;

- модель и номерной знак транспортного средства;

- число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);

- техническое состояние транспортного средства;

- характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

- кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях - участниках происшествия);

- состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

- на каком часу работы водителя произошло происшествие;- цель поездки;

- вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;

- по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

- вид дорожно - транспортного происшествия;

- погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

- освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;

- дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

- ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно - транспортного происшествия и снять с них копии;

- зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и их принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновениепроисшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;

- осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно - транспортные документы на перевозимый груз или билетно - учетный лист.

3.3. При анализе происшествия необходимо:

- выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;

- выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие, и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял егосостояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;

- оценить:

действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).

3.4. При совершении дорожно - транспортного происшествия водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан составить акт по установленной форме (Приложение) и вручить его пассажиру или наследникам для получения страховой суммы в органах государственного страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года.

4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при проверке организации работы по безопасности движения в предприятии (организации)

Для установления связи между причинами возникновения дорожно - транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушенийтребований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:

- соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;

- соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

- имелись ли до этого у водителя случаи дорожно - транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

- как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

- какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);

- обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

- проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

- техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

- как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

- как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;

- соблюдается ли порядок стажировки водителей.

Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасностью движения и комиссии по борьбе с пьянством.

5. Порядок оформления результатов служебного расследования дорожно - транспортных происшествий (составление и представление акта служебного расследования)

5.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности:

- в территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;

- в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно - транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек;

- при необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.

5.2. Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов.

В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно - транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.

Во втором разделе акта "Условия, предшествующие происшествию" указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.

Третий раздел акта "Сведения о дорожных условиях" должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно - транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется).

В четвертом разделе "Сведения о водителе" указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно - транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее унего взыскания от администрации и ГАИ (если были, - за что), участвовал ли ранее в дорожно - транспортных происшествиях и т.д.

В пятом разделе "Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)" отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.

В шестом разделе "Состояние профилактической работы по безопасности движения" дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно - транспортного происшествия, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.

В седьмом разделе "Заключение" или "Выводы" указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.

Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.

К акту прилагаются:

копия протокола осмотра места дорожно - транспортного происшествия и осмотра транспорта;

копия схемы дорожно - транспортного происшествия;

объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно - транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно - транспортного происшествия;

список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

6. Разбор дорожно - транспортного происшествия в автотранспортном предприятии (организации), территориальном производственном объединении

6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими с участием общественных организаций в 5-суточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

6.2. Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в 7-дневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий.

Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий.

  • Комиссия для служебного расследования ДТП состоит минимум из трех человек. Если меньше трех, то выводы комиссии суд может не принять. Председателем комиссии назначается сам руководитель организации или один из его заместителей.

  • Членами комиссии могут быть работники технических подразделений, сотрудники отдела персонала, бухгалтеры. Особенно важно присутствие специалиста, ответственного за охрану и безопасность труда. При наличии в штате специалиста по безопасности дорожного движения его обязательно нужно включить в комиссию.

Далее рассмотрим этапы расследования:
▊ЭТАП 1. CБОР ИНФОРМАЦИИ

Начинать расследование нужно на месте происшествия. Как только руководство компании узнало о ДТП с участием собственного транспорта, туда должен выехать сотрудник – обычно это специалист по БДД.

Необходимо собрать максимум информации об аварии. Сведения следует фиксировать в карточке осмотра места ДТП. Вы можете использовать этот распространенный шаблон или сделать на его основе свой образец.
    Источник шаблона: https://kulikavto.ru/
    На месте происшествия нужно выяснить и занести в карточку следующие детали:

    1. Дата, место, точное время
    2. Категория и километр дороги, где произошла авария
    3. Организация, в ведении которой находится дорога
    4. Марка, модель транспортного средства
    5. Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений
    6. Данные водителя, иные факторы (состояние здоровья, продолжительность смены на текущий день, опыт, рабочие условий и т.д.)
    7. Тип перевозок, факты отклонения от маршрута
    8. Погодные условия, освещенность, видимость
    9. Дорожные условия
    10. Тип груза
    11. Пассажировместимость или фактическая загрузка
    12. Число пострадавших
    13. Материальный ущерб
    14. Наличие связи между фактом аварии и нарушением ПДД

    При этом у сотрудников Госавтоинспекции нужно запросить копии документов, которые они оформляли. Либо на месте (что не всегда возможно), либо по запросу, который направляется от имени руководителя компании на имя начальника территориального отдела ГИБДД. Полученная информация будет в дальнейшем требоваться для составления акта технического расследования причин аварии.

    Вместе с этим рекомендуется сделать максимальное количество фотографий:

    • общий вид автомобилей, попавших в ДТП
    • расположение их относительно друг друга, линий разметки и дорожных знаков
    • поврежденные и неповрежденные части транспортных средств
    • следы торможения и другие заметные признаки аварийной ситуации

    Проследите, чтобы в кадре были регистрационные знаки всех транспортных средств.

    В целом, старайтесь делать как можно больших фотографий с разных ракурсов и на разных расстояниях. Даже незначительные, на первый взгляд, детали могут в дальнейшем доказать невиновность или виновность участников ДТП.

    При сложных и противоречивых авариях стоит дополнительно провести видеосъемку.
      ▊ЭТАП 2. ПРОВЕДЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

      На основе сведений, собранных самостоятельно и полученных в ГИБДД, комиссия автопарка проводит детальный разбор причин дорожной аварии. Расследование включает:

      • анализ обстоятельств ДТП и всех повлиявших на него факторов
      • оценку действий водителя с точки зрения правил дорожного движения
      • выявление недочетов, допущенных руководством и должностными лицами автопарка

      Задача расследования состоит не просто в том, чтобы найти истинные причины аварии. Комиссия должна сделать выводы, с какими факторами риска необходимо работать в автопарке для предотвращения новых ДТП.

      Поэтому в рамках расследования нужно проверить:

      • как соблюдались правила перевозок
      • как соблюдались режимы труда и отдыха водителя
      • нарушал ли ранее водитель правила дорожного движения и внутренние правила компании
      • проводились ли с ним инструктажи по БДД
      • разбирались ли дорожные условия на маршруте
      • в каком техническом состоянии был автомобиль перед выходом на линию и кто за это отвечал
      • как организована работа по обеспечению БДД и техобслуживанию в автопарке

      Найденные ответы призваны помочь устранить недостатки и принять правильные меры для предотвращения аварий в дальнейшем.
        ▊ЭТАП 3. СОСТАВЛЕНИЕ АКТА СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП

        Итоги работы комиссии оформляются в виде акта служебного расследования.

        Форма акта официально в законах не прописана, но в нем должна быть следующая информация:

        • Состав комиссии (ФИО, должности)
        • Информация о водителе автомобиля, попавшего в ДТП
        • Технические характеристики автомобиля и дата последнего ТО
        • Подробное описание обстоятельств аварии

        В акте служебного расследования комиссия указывает свои выводы о причинах аварии. Заключение комиссии принимается во внимание при судебных разбирательствах.

        К акту должен прикладываться пакет документов, включая:

        1. Копию протоколов осмотра транспорта и места аварии
        2. Копию схемы дорожно-транспортного происшествия
        3. Перечень пострадавших с указанием травм
        4. Объяснение водителя и должностных лиц автопарка
        5. Справку об организации профилактических мероприятий для устранения причин аварий

        Если в ходе расследования была выявлена вина сотрудников компании, то руководство издает приказ о привлечении конкретных лиц к дисциплинарной ответственности. Подобные документы тоже прикладываются к акту.

        Акт подписывается всеми членами комиссии и должен храниться в организации не менее 3-х лет.
            Наряду с актом, по итогам расследования в автопарке должна быть заполнена форма учета дорожно-транспортных происшествий для предоставления ГИБДД и следственным органам. Образец формы под названием "Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования" утвержден приказом Минтранса РФ №22 от 2.04.1996.

            Этим же приказом утверждена форма журнала учета ДТП под названием "Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел". Журнал учета ДТП нужно вести всегда в любом автопарке, даже если нет аварий, и каждый месяц сверять его с данными Госавтоинспекции.

            Вы можете скачать шаблоны этих форм в PDF.
            Одна из наиболее частых причин аварий – это усталость водителя. В коммерческих автопарках переутомление, как правило, является прямым следствием нарушений режимов труда и отдыха водителей.

            В случае с грузовиками (от 3,5 тонн) и автобусами (от 8 пасс. мест) контролировать соблюдение режимов труда и отдыха позволяет обязательная установка тахографов. Однако многие подходят к работе с тахографами формально, либо не умеют извлекать из тахографических данных полезные возможности.
            Регулярное считывание и анализ ddd-файлов с карт водителей для тахографа реально помогают объективно расследовать и пресекать ДТП. Главное – использовать эффективные программы для расшифровки и обработки данных.
            Рассмотрим такие возможности на примере сервиса GR.Cards, который расшифровывает информацию с карт водителей (СКЗИ, ЕСТР) и предоставляет должностным лицам подробные сведения о их работе.
            ▊РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП

            В первую очередь, вы можете полагаться на данные отчета "Нарушения". Он показывает, соблюдал или игнорировал водитель требования к режимам труда и отдыха. Что должно было быть по правилам (Норма) и что происходило в действительности (Факт).
              Разобрать работу водителя поминутно можно с помощью отчета "Смены".

              Желтая шкала на графике – это управление. Зеленая шкала – отдых. Под графиком представлена вся активность водителя по минутам. В дополнительных вкладках можно посмотреть анализ смены и анализ режимов труда и отдыха.
              Еще один полезный отчет – "Превышения скорости". По нему видно, в какой момент они допускались по данным тахографа. Его показания точнее, чем у одометра и даже трекеров ГЛОНАСС/GPS.
              Вся эта информация – при внимательном изучении – позволяет оценить степень виновности водителя в ДТП и выяснить, совершил он нарушение сам или по вине должностных лиц. Допустим, если график работы был составлен так, что водитель вынужден был нарушать.
              ▊ПРОФИЛАКТИКА ДТП

              С этой целью использовать как отчеты по конкретным водителям, так и по всему автопарку, чтобы видеть полную картину нарушений.

              В отчете "Статистика" графики и диаграммы демонстрируют, какие нарушения происходят чаще всего и кто из водителей их допускает. Отталкиваясь от общей статистики, вы можете переходить к частным случаям.
                Вместе с нарушениями режимов труда и отдыха, в отчетах GR.Cards отображаются нарушения требований к использованию тахографов и карт водителя. Занимаясь профилактикой этих нарушений, можно предотвращать не только ДТП, но и штрафы за тахограф. Ведь любой такой штраф, выписанные водителю, сейчас ведет к административному делу в отношении должностных лиц и компании. Об этом подробнее читайте в нашей статье "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит?".
                ТАКЖЕ GR.CARDS ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ

                  Проверить, как решаются перечисленные задачи на практике, вы можете в любой момент. Достаточно зарегистрироваться в GR.Cards, считать карту водителя и отправить данные в программу для расшифровки и анализа.

                  Базовые функции сервиса бесплатные. Расширенные предлагаются за абонентскую плату.

                  При первой регистрации каждый пользователь получает 7 дней полного доступа ко всем возможностям сервиса!

                  Узнать подробнее об инструментах сервиса GR.Cards вы можете по этим ссылкам:
                  Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях
                  Задавай уточняющие вопросы нашим специалистам в этой форме комментариев

                  comments powered by HyperComments
                  Другие материалы нашего блога
                  Примеры работы автопарков с программой GR.Cards