Для бесплатного считывания карт водителей в сервисе GR.Cards скачайте программу-считыватель, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сделать это позже, закройте всплывающее окно.

Предрейсовый контроль

В этой статье расскажем о порядке и правилах проведения предрейсового контроля для компаний с собственным автопарком. Как его правильно провести, на что обратить внимание. И как предрейсовый контроль поможет компании избежать штрафов за тахограф.
Дата: 28 июня 2022
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 5 минут
Предрейсовый контроль

Содержание

Зачем проводить предрейсовый контроль технического состояния

Проведение предрейсового контроля транспортного средства выполняет несколько целей: 
  1. Снижение аварийности на дорогах. За счет предрейсового контроля дефекты и неисправности автомобиля выявляются перед рейсом. И транспортные средства, которым нужен ремонт на линию не допускаются.
  2. Соблюдение законодательства. Предрейсовый контроль обязателен для компаний, перевозящих людей и грузы. 
  3. Снижение штрафов за тахограф на компанию. Об этом расскажем в пункте 10 статьи.

Нормативные документы регламентирующие проведение предрейсового контроля:


  1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2021 № 9 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств". Будет действителен до до 1 сентября 2027 года.
  2. Требования к квалификации контролера, проводящему предрейсовый контроль указаны в приказе Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282. Срок действия документа до 1 января 2027 года.

Для каких предприятий предрейсовый контроль обязателен?

Предрейсовый контроль обязателен для всех предприятий или ИП, имеющих грузовики и автобусы в автопарке которые:
  • перевозят грузы и пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (коммерческие перевозки),
  • перевозят людей или материальные объекты на автобусах или грузовых автомобилях не по договору, для собственных нужд.
Для организаций и ИП, которые эксплуатируют только легковые автомобили, новый Порядок проведения предрейсового контроля необязателен.

Но для легковых машин обязателен технический контроль. Это следует из статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, пункта 2.3.1 Правил дорожного движения в РФ, пункта 9 правил по охране труда на автомобильном транспорте (Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»).
Важно! Компании, в автопарке которых на балансе хотя бы один грузовик или автобус  обязаны соблюдать порядок проведения предрейсового технического контроля относительно всего автопарка. В том числе, и легковых машин.

Когда проводят предрейсовый контроль

Контроль проводится либо непосредственно перед рейсом, либо в любой момент времени с момента въезда транспортного средства на парковку до выезда с нее. 

Если рейс длится несколько дней (например, длительная командировка), и во время него за руль автомобиля садятся разные водители, предрейсовый контроль проводится один раз — перед выездом транспорта с парковки. 

В этом случае оформляют один путевой лист. 
При сменной работе водителей на автомобиле контроль проводится до начала рейса или смены того водителя, который первым выезжает с парковки.

В Приказе Минтранспорта  РФ от 15.01.2021 № 9 подчеркивается, что предрейсовый контроль должен проводится на парковке. Это попытка привязать контроль к парковке компании. Ведь есть водители, которые ставят служебный транспорт у дома. И выезжая с такой парковки ни предрейсового контроля, ни медосмотра не проходят. Что является нарушением. 

Кто проводит предрейсовый контроль?

Проводить предрейсовый контроль может: 
  • сотрудник предприятия
  • сотрудник сторонней организации, оказывающей услуги предрейсового контроля транспортных средств
  • ИП, который оказывает услуги контролёра.
Квалификация и профессиональные требования к контролёрам указаны в приказе Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282 (п. 13.3). Срок действия приказа до 1 января 2027 года.
Что должен знать контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
  • нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
  • нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
  • основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  • порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты
Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен уметь проводить предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния.

Требования к квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта

Так любой сотрудник организации с высшим образованием после профессиональной подготовки может выполнять работу контролера.

Например ИП, который занимается перевозками и работает в качестве водителя, при наличии высшего образования и профессиональной переподготовки сам может проводить предрейсовый контроль. 

Проведение предрейсового контроля. Что проверяют?

Список элементов подлежащих проверке указан в приказе №9
При проведении контроля должны быть проверены: 
1. исправность: 
  • тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства); 
  • рулевого управления; 
  • стеклоомывателей; 
  • колес (кроме трамвая); 
  • шин (кроме трамвая); 
  • звукового сигнала; 
  • тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) <2>; 
  • аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) <3>; 
  • устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если обязательность его (ее) установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) <4>;  
2. исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства: 
  • замков дверей кузова или кабины, 
  • запоров бортов грузовой платформы, 
  • запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта); 
  • устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья; 
  • устройств обогрева и обдува стекол; 
  • тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей); 
  • держателя запасного колеса (кроме трамвая); 
  • фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии); 
3. наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства: 
  • индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе); 
  • стекол и обзорности с места водителя; 
  • зеркал заднего вида и их креплений; 
  • заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков; 
  • ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) <5> и (или) подголовников сидений и их работоспособность; 
4. работоспособность в установленном режиме: 
  • стеклоочистителей; 
  • внешних световых приборов и световозвращателей; 
5. герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств; 
6. укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов); 
7. отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V Технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии); 
8. отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб; 
9. дополнительно для транспортных средств городского наземного электрического транспорта: 
  • состояние и крепление колесных пар и трамвайных тележек (для трамвая); 
  • соответствие силы тока утечки предельно допустимым значениям; 
  • исправность токоприемников, тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи, контрольно-измерительных приборов электрического оборудования. 
На основании этого списка, мы подготовили таблицу, которую можно распечатать и отмечать в ней проверенные элементы.
Если автомобиль исправен, то контролер ставит в путевом листе отметку "Контроль технического состояния транспортного средства пройден", ставит свою подпись, фамилию и инициалы, дату и время проведения предрейсового контроля.

Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Также отметка о прохождении контроля должна быть внесена в специальный журнал регистрации результатов предрейсового контроля. Журнал - это таблица со следующими полями:
  • наименование марки, 
  • модели транспортного средства; 
  • государственный регистрационный номер транспортного средства; 
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего контроль; 
  • дату, время проведения контроля; 
  • показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля; 
  • отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден); 
  • подпись лица, проводившего контроль. 
Журнал можно вести на бумажном или электронном носителе. 
Подпись водителя транспортного средства не требуется.

Штраф за отсутствие предрейсового контроля

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.31 КоАП:
Наказание накладывается:
  • на водителя - 3 000 рублей,
  • на контролера - 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо или ИП - 30 000 рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Как проведение предрейсового контроля помогает избежать компании и должностным лицам штрафов за тахограф?

Тахограф - один из элементов необходимых для проверки при предрейсовом контроле.
Его проверка может “спасти” от штрафов за тахограф компанию и должностные лица.
Ведь если есть отметка о предрейсовом контроле - это прямое доказательство, что перед выездом прибор был исправен. Тогда штраф за неисправный тахограф выписывают только на водителя.   

Про штрафы за неисправный тахограф писали в статье “Штраф за неисправный тахограф”

Как проверить тахограф перед рейсом

Список действий, которые проводят с тахографом перед рейсом: 
  1. Проверка наличия пломбы на лицевой панели тахографа
  2. Контроль срока плановой настройки (калибровки)
  3. Проверка работоспособности тахографа 
Проверка работоспособности проводится через меню

Ниже представлен алгоритм, как проверить работоспособность тахографа АТОЛ
Заходим в “Настройки”, выбираем “Тест тахографа” 

Текст включает в себя:
1) Проверку дисплея. Не допускается наличие вертикальных или горизонтальных полос
2) Проверку принтера. При тестовой печати должна быть видна штриховка и символы читабельны
3) Проверку работы тахографа с картой. Нужно запустить проверку, вставить карту. Карта должна быть обнаружена, а связь в норме. 
Если автомобиль используется двумя водителями в составе экипажа, то проводится тест со второй картой
4) Тест работы клавиатуры - поочередно нажимается каждая из клавиш
После нажатия всех клавиш должно появится сообщение “тест клавиатур. норм.”
5) Тест НКМ. После прохождения теста выводится сообщение, что тест пройден нормально. В распечатанном отчете нужно проверить чтобы каждый из пунктов поля статус НКМ и состояние НКМ был отмечен “+”. 

Так же обратите внимание на дату замены НКМ. Эксплуатация тахографа с просроченной датой НКМ запрещена
6) Проверку блока памяти. При успешной проверке выводится сообщение “тест памяти ОК”

Дополнительно можно провести тест GSM модуля, если таковой установлен

Как правильно пользоваться тахографом рассказываем в статье.

Как контролировать исправность тахографов с помощью GR.Cards

Для оперативного контроля неисправности тахографа рекомендуем использовать сервис GR.Cards и отчет “Проблемы тахографов”.

В отчете указываются ошибки тахографа, которые могут говорить о его неисправности
Отчет проблемы тахографов
Используя GR.Cards вы можете контролировать исправность тахографов и соблюдать требования законодательства. 

Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы бесплатно проверить возможности GR.Cards!

РЕГИСТРАЦИЯ В GR.CARDS

Регистрация необходима, чтобы доступ к персональным данным был исключительно у вас.
Данные о работе водителей не будут переданы третьим лицам и госорганам (только при судебном запросе).
Ваша электронная почта
Ваш номер телефона
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

Другие материалы нашего блога
Примеры работы автопарков с программой GR.Cards