Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств

В этой статье расскажем о порядке и правилах проведения предрейсового контроля для компаний с собственным автопарком. Как его правильно провести, на что обратить внимание. Как осмотр перед рейсом поможет компании избежать штрафов за тахограф.

Предрейсовый контроль

В этой статье расскажем о порядке и правилах проведения предрейсового контроля для компаний с собственным автопарком. Как его правильно провести, на что обратить внимание. И как предрейсовый контроль поможет компании избежать штрафов за тахограф.
Дата: 28 июня 2022
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 5 минут
Предрейсовый контроль

Содержание

Зачем проводить предрейсовый контроль технического состояния

Цели предрейсового контроля транспортного средства:
  1. Снижение аварийности на дорогах. За счет плановой проверки дефекты и неисправности автомобиля выявляются перед рейсом. ТС, которым нужен ремонт, на линию не допускаются.
  2. Соблюдение законодательства. Предрейсовый контроль обязателен для компаний, перевозящих людей или грузы.
  3. Снижение штрафов за тахограф на компанию. Об этом расскажем в пункте 10 статьи.

Нормативные документы регламентирующие проведение предрейсового контроля:


  1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2021 № 9 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств". Будет действителен до до 1 сентября 2027 года.
  2. Требования к квалификации контролера, проводящему проверку указаны в приказе Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282. Срок действия документа до 1 января 2027 года.
Программа для планирования техобслуживания GR.CARDS
Подходит для любого транспорта
Отправит уведомления о предстоящих работах по SMS и e-mail
Можно работать с телефона и компьютера подключенного к интернету

Для каких предприятий предрейсовый контроль обязателен?

Проверка обязательна для всех предприятий или ИП, имеющих грузовики и автобусы в автопарке которые:
  • перевозят грузы или пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (коммерческие перевозки),
  • перевозят людей или материальные объекты на автобусах или грузовых автомобилях не по договору, для собственных нужд.
Для организаций и ИП, которые эксплуатируют только легковые автомобили, новый Порядок проведения предрейсового контроля необязателен.

Но для легковых машин обязателен технический контроль. Это следует из статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, пункта 2.3.1 Правил дорожного движения в РФ, пункта 9 правил по охране труда на автомобильном транспорте (Приказ Минтруда России от 09.12.2020 N 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»).
Компании, в которых на балансе хотя бы один грузовик или автобус обязаны соблюдать порядок проведения предрейсового технического контроля относительно всего автопарка. В том числе, легковых машин.

Когда проводят предрейсовый контроль

Осмотр проводится либо непосредственно перед рейсом, либо в любой момент времени с момента въезда транспортного средства на парковку до выезда с нее.

Если рейс длится несколько дней (например, длительная командировка), и во время него за руль автомобиля садятся разные водители, проверка проводится один раз — перед выездом транспорта с парковки.

В этом случае оформляют один путевой лист.
При сменной работе водителей на автомобиле диагностика проводится до начала рейса или смены того водителя, который первым выезжает с парковки.

В Приказе Минтранспорта РФ от 15.01.2021 № 9 подчеркивается, что предрейсовый контроль проводится на парковке. Это попытка привязать проверку к парковке компании. Ведь есть водители, которые ставят служебный транспорт у дома. А выезжая с такой парковки ни предрейсовой диагностики, ни медосмотра не проходят. Это считается нарушением.

Кто проводит предрейсовый контроль?

  • сотрудник предприятия
  • сотрудник сторонней организации, оказывающей услуги предрейсового контроля транспортных средств
  • ИП, который оказывает услуги контролёра.
Квалификация и профессиональные требования к контролерам указаны в приказе Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282 (п. 13.3). Срок действия приказа до 1 января 2027 года.

Требования к квалификации контролера технического состояния ТС автомобильного транспорта

Так любой сотрудник организации с высшим образованием после профессиональной подготовки может выполнять работу контролера.

ИП, который занимается перевозками и работает в качестве водителя, при наличии высшего образования и профессиональной переподготовки сам может проводить предрейсовый контроль.

Что проверяют перед рейсом?

На основании этого списка, мы подготовили таблицу, которую можно распечатать и отмечать в ней проверенные элементы.
Если автомобиль исправен, то контролер ставит в путевом листе отметку "Контроль технического состояния транспортного средства пройден", ставит свою подпись, фамилию и инициалы, дату и время проведения предрейсового контроля.

Журнал регистрации результатов проверки

Также отметка о прохождении осмотра должна быть внесена в специальный журнал регистрации результатов предрейсового контроля. Журнал - это таблица со следующими полями:
  • наименование марки,
  • модели транспортного средства;
  • государственный регистрационный номер ТС;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего проверку;
  • дату, время проведения осмотра;
  • показания одометра (полные километры пробега);
  • отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
  • подпись проверяющего.
Журнал можно вести на бумажном или электронном носителе.
Подпись водителя транспортного средства не требуется.

Штраф за отсутствие предрейсового контроля

Штраф за нарушение правил прохождения технического осмотра перед рейсом предусмотрен статьей 12.31 КоАП:
Наказание накладывается:
  • на водителя - 3 000 рублей,
  • на контролера - 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо или ИП - 30 000 рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Как проведение предрейсового контроля помогает избежать компании и должностным лицам штрафов за тахограф?

Тахограф - один из элементов, необходимых для проверки при осмотре.
Его диагностика может “спасти” от штрафов за тахограф компанию и должностные лица.
Ведь если есть отметка о предрейсовом контроле - это прямое доказательство, что перед выездом прибор был исправен. Тогда штраф за неисправный тахограф выписывают только на водителя.

Про штрафы за неисправный тахограф писали в статье “Штраф за неисправный тахограф”

Как проверить тахограф перед рейсом

Список действий, которые проводят с тахографом перед рейсом:
  1. Проверка наличия пломбы на лицевой панели тахографа
  2. Контроль срока плановой настройки (калибровки)
  3. Проверка работоспособности тахографа
Проверка работоспособности проводится через меню

Ниже представлен алгоритм, как проверить работоспособность тахографа АТОЛ
Заходим в “Настройки”, выбираем “Тест тахографа”

Текст включает в себя:
1) Проверку дисплея. Не допускается наличие вертикальных или горизонтальных полос
2) Проверку принтера. При тестовой печати должна быть видна штриховка и символы читабельны
3) Проверку работы тахографа с картой. Нужно запустить проверку, вставить карту. Карта должна быть обнаружена, а связь в норме.
Если автомобиль используется двумя водителями в составе экипажа, то проводится тест со второй картой
4) Тест работы клавиатуры - поочередно нажимается каждая из клавиш
После нажатия всех клавиш должно появится сообщение “тест клавиатур. норм.”
5) Тест НКМ. После прохождения теста выводится сообщение, что тест пройден нормально. В распечатанном отчете нужно проверить чтобы каждый из пунктов поля статус НКМ и состояние НКМ был отмечен “+”.

Также обратите внимание на дату замены НКМ. Эксплуатация тахографа с просроченной датой НКМ запрещена
6) Проверку блока памяти. При успешной проверке выводится сообщение “тест памяти ОК”

Дополнительно можно провести тест GSM модуля, если таковой установлен

Как правильно пользоваться тахографом рассказываем в статье.

Как контролировать исправность тахографов с помощью GR.Cards

Для оперативного отслеживания неисправности тахографа рекомендуем использовать сервис GR.Cards и отчет “Проблемы тахографов”.

В отчете указываются ошибки тахографа, которые могут говорить о его неисправности
Отчет проблемы тахографов
Используя GR.Cards вы можете контролировать исправность тахографов и соблюдать требования законодательства. 

Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы бесплатно проверить возможности GR.Cards!
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях
Другие материалы нашего блога
    Примеры работы автопарков с программой GR.Cards