Как соблюдать режим труда и отдыха по тахографу? Разбираем приказ минтранса №15 от 20.08.2004 г.

Разобраться в приказе минтранса №15 от 20.08.2004 г., регулирующем режим труда и отдыха, не так то просто. В этой статье мы поможем выделить существенную информацию из этого документа и дадим вам рекомендации по их соблюдению.
Что важно: нормы приказа касаются только водителей, работающих по трудовому договору, и индивидуальных предпринимателей.

Дата: 10 ноября 2020
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 10 минут

Содержание

Что входит в рабочее время водителя?

В приказе №15 часто используется два схожих термина. «рабочий день (смена)» и «рабочее время». С ходу может показаться, что это одно и тоже. Однако, в юридических документах каждое слово имеет значение. Разница состоит в том, что не вся деятельность в течение рабочей смены засчитывается в его рабочее время по тахографу.

Что входит в рабочее время водителя (и индивидуального предпринимателя):
  • предрейсовый медицинский осмотр по соотношению 1:1, то есть 30 минут потраченных на прохождение медосмотра равняется 30 минутам рабочего времени по тахографу.
  • Работа вторым водителем, в составе экипажа транспортного средства по соотношению 2:1, то есть 1 час такой работы, равняется 0,5 часам рабочего времени. (Возможно с 1-го января 2021 года такая работа вообще перестанет учитываться как рабочее время)
  • Работа по охране груза по соотношению 10:3, то есть от 1 часа такой работы не менее 18-ти минут засчитывается в рабочее время (возможно с 1-го января 2021 года это также исключат);
  • ремонт в пути, заправка, мойка автомобиля, погрузочные/разгрузочные работы, получение документов и пр. по соотношению 1:1, то есть 1 час такой работы равен 1 часу рабочего времени.
  • Специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем по отношению 1:1, то есть 15-ти минутный отдых полностью засчитывается как 15 минут рабочего времени. Однако, перерыв, который длится от 30 минут до 2-х часов в рабочее время не входит вообще. При этом обратите внимание, закон предписывает что во время смены такой отдых может занимать не более 2-х часов.

Что не входит в рабочее время водителя?

Из рабочего времени и рабочей смены можно исключить следующее:

  • Водителям регулярных городских и пригородных маршрутов общественного транспорта разрешается делить смену на две части перерывом, который должен длиться не более 3-х часов. Это время не входит ни в рабочее время, ни в смену.
  • Водителям междугородних перевозок ежедневное время на отдых можно разделить так, что только часть отдыха будет считаться рабочей сменой и разделит ее на две части. Этот перерыв также не включается ни в рабочее время ни в смену ( работает только при суммированном учете рабочего времени).

Управление автомобилем в течение дня

Давайте отдельно разберем п. 19 приказа №15 минтранса РФ:

«Не позже чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа».

Первое, на что стоит обратить внимание, это фраза "не позже чем через 4 часа", что означает, что водитель может сделать первый перерыв в любое время по своему усмотрению, но не позже чем через 4 часа непрерывного управления.

Второе, это фраза "в дальнейшем перерывы … не более чем через каждые 2 часа", что означает, что водитель после перерыва для питания и отдыха должен останавливаться на специальный 15-ти минутный перерыв не реже, чем через 2 часа непрерывного вождения. Ниже мы привели выдержку из письма министерства транспорта, которая проясняет данную трактовку:
При этом, обратите внимание, что специальный перерыв засчитывается только в случае установки на тахографе режима "отдых". Вот письмо, разъясняющее данное правило:

Неделя и календарная неделя

Еще одной особенностью трактовки приказа №15 является различие между "неделей" и "календарной неделей". Так как в части текста приказа есть уточнение "календарная неделя", то в остальных частях текста, где обращение происходит к обычной "неделе", необходимо читать как 7 суток.

Возьмем для примера два положения действующего документа.

1. В п. 25, сказано: «отдых может быть сокращен до 9 часов не более 3 раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему [работнику] предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха». Что означает именно семи-суточный интервал (обычную "неделю).

.2. А в п. 17, четко обозначено, что неделя — это интервал с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья (календарная неделя).

Нормы труда и отдыха в таблице

5-дневная рабочая неделя
6-дневная рабочая неделя
Суммированный учет
Продолжительность смены
до 8 часов (п. 7 приказа)
до 7 часов (п. 7 приказа)
до 10 часов (п. 9 приказа)
Продолжительность смены для междугородних перевозок (чтобы доехать до места отдыха)
до 12 часов (п. 10 приказа)
до 12 часов (п. 10 приказа)
до 12 часов (п. 10 приказа)
Продолжительность смены на регулярных городских и пригородных маршрутах
---
---
до 12 часов (п. 11 приказа) (по согласованию с представительным органом работников)
Продолжительность смены для особых видов деятельности (если время управления за смену не превышает 9 часов)
до 12 часов (п. 12 приказа)
до 12 часов (п. 12 приказа)
до 12 часов (п. 12 приказа)
Время управления
до 9 часов (п. 16 приказа)
до 9 часов (п. 16 приказа)
до 9 часов (п. 16 приказа)
Время управления (в условиях горной местности при перевозке пассажиров и при перевозке тяжеловесных, крупногабаритных и длинномерных грузов)
до 8 часов (п. 16 приказа)
до 8 часов (п. 16 приказа)
до 8 часов (п. 16 приказа)
Время управления (не чаще 2 раз в календарную неделю)
---
---
до 10 часов (п. 17 приказа)
Перерыв на обед.
1. Отсутствие перерыва не является нарушением
2. Для смены больше 8 часов возможны два перерыва
3. перерыв следует делать не позднее чем через 4 часа после начала работы (п 5.4 СП 4616-88 «Санитарные Правила по гигиене труда водителей автомобилей»)
минимум — 30 минут, максимум — 2 часа (п. 24 приказа)

минимум — 30 минут, максимум — 2 часа (п. 24 приказа)
минимум — 30 минут, максимум — 2 часа (п. 24 приказа)
Ежедневный (междусменный) отдых
не меньше следующего значения:

«продолжительность рабочего времени в предшествующий отдыху рабочий день (смену) умножить на 2 и из произведения вычесть время перерыва для отдыха и питания» (п. 25 приказа)
не меньше следующего значения:

«продолжительность рабочего времени в предшествующий отдыху рабочий день (смену) умножить на 2 и из произведения вычесть время перерыва для отдыха и питания» (п. 25 приказа)
не меньше 12 часов (п. 25 приказа)
Ежедневный (междусменный) отдых для регулярных городских и пригородных перевозок
---
---
можно сократить до 9 часов, если следующий междусменный отдых будет не менее 48 часов (п. 25 приказа)
Ежедневный (междусменный) отдых для междугородных перевозок
---
---
не менее 11 часов (п. 25 приказа):

1. можно сократить до 9 часов, но не чаще 3 раз в течение 7 суток при условии компенсации сокращенного времени в течение следующих 7 суток (п. 25 приказа)

2. можно делить на два или три периода в течение 24 часов при условии, что один из периодов составляет не менее 8 часов, а общая продолжительность отдыха увеличена минимум до 12 часов (п. 25 приказа)

3. В экипаже каждые 30 часов общего времени управления автомобилем у каждого водителя должен быть отдых не менее 8 часов подряд (п. 25 приказа)
Еженедельный отдых
42 часа + ежедневный отдых (п. 26 приказа)

42 часа + ежедневный отдых (п. 26 приказа)
42 часа + ежедневный отдых (п. 26 приказа). Помимо этого, количество выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. (п. 27 приказа)
Помимо перечисленного в таблице следуюет обртать внимание на следующее. Для всех типов смен На городских и пригородных автобусных перевозках рабочий день можно разделить на две части (п. 13 приказа).
  1. Перерыв должен быть не позже первых 5 часов смены.
  2. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня не должна превышать 2 часов, время на обед в перерыв не входит.
  3. Продолжительность перерыва может быть увеличена до 3 часов (на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локального нормативного акта работодателя и с согласия водителя).
  4. Перерыв между двумя частями рабочего дня не считается рабочим временем и в рабочее время не включается.

Какие штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха?

Вид нарушения /штраф
Водитель
Должностное лицо
Юрлицо
ИП
Ст. 11.23 КоАП, ч. 3
Несоблюдение норм времени управления ТС, нарушение режимов труда и отдыха водителей
от 1,5 до 2 тыс. руб.
от 7 до 10 тыс. руб.
от 20 до 50 тыс. руб.
от 15 до 25 тыс. руб.

Как автоматизировать работу по контролю соблюдения режима труда и отдыха

Контролировать выполнение режима труда и отдыха - очень затратное занятие. Для автопарка из 15-20 ТС такой контроль может легко занять до 100% времени специалиста по охране труда или инженера БДД.

А отсутствие контроля неизбежно будет приводить к штрафам за несоблюдение закона. Причем, как мы выяснили ранее, штрафам не малым.Чтобы решить получить необходимый контроль и не платить штрафы мы предлагаем автоматизировать эту работу при помощи специальной программы GR.CARDS.

Эта программа создана специально для работы с тахографами сотрудникам транспортного отдела предприятия. Она легко проверит все данные с тахографов и выведет все найденные нарушения в виде удобного отчета по каждому транспортному средству и водителю.

Все возможности данного программного обеспечения вы можете изучить по этим ссылкам:


Для каждого нового пользователя существует бесплатный 14-ти дневный тестовый период, в рамках которого вы с легкостью сможете проверить данные с любого количества тахографов и получить полный отчёт.
Учитывайте время работы ваших экпипажей и не подставляйтесь под штрафы. С уважением, команда "Геороут".
Поделиться статьёй в социальных сетях:
На любые вопросы о правилах работы с тахографами и картами водителя, о требованиях закона, об актуальных штрафах и о функциях сервиса GR.Cards мы всегда ответим вам в комментариях. Задавайте, уточняйте!

comments powered by HyperComments
Другие материалы нашего блога