Переход на онлайн-тахографы с сентября 2022

В сентябре 2022 года в России официально начинается переход на онлайн-тахографы. В этой статье расскажем о принципах работы онлайн-тахографов, какие у них преимущества перед обычными тахографами и ответим на главный вопрос, нужно ли менять тахографы на онлайн-тахографы уже осенью.
Дата: 29 июня 2022
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 7,5 минут
Онлайн тахографы

Содержание

Законопроект о переходе на онлайн-тахографы

1 сентября 2022 вступает в силу приказ Минтранса о внесении изменений в приказ от 28.10.2020 N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». Большая часть документа посвящена внедрению онлайн-тахографов.

Давайте разберемся, что такое онлайн-тахографы и чем они будут полезны для российских компаний транспортной отрасли и для рядовых водителей грузовиков и автобусов.

Что такое онлайн-тахограф?

Онлайн-тахограф - устройство контроля режима труда и отдыха, а также скоростного режима, способное передавать данные в режиме реального времени на телематический сервер. Он оснащен модулем автоматической передачи информации о зафиксированных нарушениях по мобильной связи в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль»

Онлайн-тахографы похожи на западные смарт-тахографы, цель которых защитить водителей от переработок и снизить аварийность на дороге. Но в отличие от зарубежной разработки информация с онлайн-тахографа юридически значима.

Это обеспечивается электронной подписью, используемой блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации) тахографа. Эта функция в дальнейшем позволит оформлять штрафы в онлайн режиме и на водителей и на собственников транспорта.

Даже когда нет связи с сервером тахограф продолжает записывать данные и передает их как только появится устойчивый сигнал. 

Результаты тестирования онлайн тахографов

С июля 2021 года запущен пилотный проект по оснащению онлайн-тахографами пассажирского транспорта в 20 крупнейших агломерациях. Новые устройства установили на городские автобусы в Белгородской, Воронежской, Екатеринбургской, Ивановской, Казанской, Кемеровской, Липецкой, Нижегородской, Омской, Самарской и Череповецкой областях. 
После тестирования онлайн-тахографами будут оснащены автобусы во всех областях страны. 

Пока о результатах пилотного проекта и возможной дате его завершения ничего не известно. По планам национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запуск системы удаленной передачи данных о режиме труда и отдыха водителей планируется на начало 2025 года.

Нужно ли устанавливать онлайн-тахографы с сентября 2022? Когда будут приходить автоматические штрафы?

Стоит ли уже сейчас менять старые тахографы на новые онлайн-тахографы? 
В пояснительной записке к проекту приказа указано, что переход на новый вид тахографов будет добровольным. Владельцы грузовых автомобилей и автобусов могут пользоваться уже установленными тахографами до истечения срока их службы (до 10 лет). Законопроект предполагает оборудование онлайн-тахографами только новых машин.

Минтранс успокоил водителей и собственников транспорта, что пока идет переход на новые устройства, автоматические штрафы выписываться не будут. 
Прежде чем ввести обязанность устанавливать онлайн-тахографы и включить соответствующие штрафные санкции, необходимо на реальных перевозках протестировать работоспособность информационной системы и ее взаимодействие с тахографами и устранить все выявленные в ходе пилотного проекта недоработки, подчеркнул генеральный директор Агентства автомобильного транспорта Алексей Двойных.

Мнения об онлайн-тахографах

Новость о скором введении онлайн-тахографов вызвала появление полярных мнений на их счет.

Экономия на численности надзорного состава и формирование законопослушного поведения водителей

На сегодняшний день численность инспектирующего состава надзорных органов не позволяет проверять даже треть от всех автомобилей, подлежащих оснащению тахографом. Кроме того, онлайн-тахографы обеспечат гарантированный контроль режима труда и отдыха водителя, скорости и маршрута движения транспортных средств, поспособствуют формированию законопослушного поведения водителей и повышению культуры вождения.
Алексей Двойных, Гендиректор Росавтотранса
Преимущества онлайн-тахографа заключается в автоматической передаче данных в режиме реального времени, гарантированном контроле скорости и маршрута движения, снижение нагрузки на органы надзора и повышение эффективности контроля за счет внедрения дистанционных и автоматизированных методов контроля. Также онлайн-тахограф выступает гарантом трудовых прав водителей, не позволяя работодателю заставлять водителя перерабатывать, работая на износ.
Николай Виблый, заместитель генерального директора ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» Министерства транспорта РФ

Лишение конкурентных преимуществ транспортных компаний которые работают честно

Глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин считает, что новая система будет неэффективна, поскольку затронет только новый транспорт и только тех перевозчиков, которые работают честно. 

Не самые законопослушные перевозчики, как правило, игнорируют законодательные требования, это, уверен глава «Грузавтотранса», делает их куда более конкурентоспособными, чем легальные фирмы. 

Возможность же соблюдать режим труда и отдыха и вовсе зачастую зависит не от водителя и даже не от его работодателя, а от заказчика. Если ему необходимо, чтобы груз был доставлен в кратчайшие сроки, – он будет настаивать на выполнении своих требований, какими нарушениями это ни было бы чревато. Чтобы не потерять клиента перевозчики идут на нарушения. 

Бремя штрафов с онлайн-тахографов будет ложится на водителей?

Что же думают водители по поводу оборудования транспорта онлайн-тахографами водители - именно та, категория интересы которых должны защитить умные устройства от переработок. 

Водители, комментирующие новость об онлайн-тахографах настроены скептически и думают, что автоматические штрафы будут полностью ложиться на водителей. 

Какая в этом логика? 
Перед выходом в рейс водитель проходит инструктаж, на котором  ему разъясняют, что обязательно нужно отдыхать, соблюдать режим труда и отдыха и ПДД. О проведении инструктажа ставится отметка в журнале. 
С этого момента ответственность за нарушения режима труда и отдыха (РТиО), скоростного режима полностью лежит на водителе. 

В теории это правильно. Но на практике в России нет условий для 100% соблюдения РТиО:
  1. Не всегда можно быстро найти место для отдыха
  2. Пробки в крупных городах
  3. Медленная загрузка в логистических центрах
Основная проблема по мнению водителей в том, что водителю платят за пройденные километры. А требования РТиО - по времени. 
Так и возникают переработки за которые при установке онлайн-тахографов штрафы будут приходить в автоматическом режиме. 
Комментарии водителей подтверждаются данными опроса проведенного на сайте mag.auto.ru
опрос: боитесь ли автоматических штрафов?
Более 82% опрошенных высказались негативно про автоматические штрафы.

Как отмечают водители, решить проблему с переработками можно, если как в Европе установить почасовую оплату за труд водителей. Или при штрафах не только на водителя и компанию перевозчика, а и на грузоотправителя

Смогут ли тахографы заменить инспекторов полностью?

Видимо прислушавшись к мнению водителей, перевозчиков и экспертов, в Минтрансе уточнили что решение о назначении штрафа не будет полностью автоматическим.  К должностному лицу будут попадать только сведения, однозначно свидетельствующие о нарушении, но решение о назначении наказания будет принимать должностное лицо, а не система.

Преимущества онлайн тахографов перед обычными устройствами

Несмотря на существующие пока недоработки в законопроекте, введение онлайн-тахографов - это большой шаг в сторону прогресса и автоматизации. 

По сравнению с обычными устройствами онлайн-тахографы 
имеют ряд преимуществ: 
  1. Непредвзятый контроль. Штрафы будут выписываться только там, где был факт нарушения
  2. Автотранспортные предприятия смогут в режиме онлайн получать информацию о местонахождении транспорта, что исключит “левые рейсы”
  3.  Владельцы грузовых автомобилей и автобусов сами, без обращения в специализированную мастерскую, смогут менять блок СКЗИ и корректировать идентификационные данные с помощью карты предприятия.
  4. Расширится база для аналитики и учета в транспортных компаниях, в режиме реального времени.

Как подготовиться к повсеместному введению онлайн-тахографов?

Для того, чтобы введение онлайн-тахографов не стало накладным, можно уже сейчас начать контролировать соблюдение режима труда и отдыха в вашей компании. 
Для этого рекомендуем использовать сервис по расшифровке и анализу данных с карт водителей GR.CARDS

В отчете «Нарушения» собираются данные о нарушениях водителей по режиму труда и отдыха и по эксплуатации тахографов.
Отчет нарушения режима труда и отдыха
Хотите знать, какие конкретно нарушения совершает водитель, кликните на столбец нарушений, в строке нужного водителя.
нарушения режима труда и отдыха конкретного водителя
Чтобы узнать, умеет ли водитель пользоваться тахографов и знает ли правила по РТиО, перейдите в отчет «Выработка нормы»
Выработка нормы водителя
Водители у которых меньше желтого на диаграмме - умеют переключать режимы на тахографе. 

Пользуясь сервисом GR.CARDS, вы уже сейчас сможете анализировать данные с тахографов и контролировать нарушения водителей, перестроить графики работы водителей, соответственно законодательству. И когда онлайн-тахографы введут повсеместно, ваши водители будут получать меньше штрафов. 
Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы бесплатно проверить возможности GR.Cards!

РЕГИСТРАЦИЯ В GR.CARDS

Регистрация необходима, чтобы доступ к персональным данным был исключительно у вас.
Данные о работе водителей не будут переданы третьим лицам и госорганам (только при судебном запросе).
Ваша электронная почта
Ваш номер телефона

РЕГИСТРАЦИЯ В GR.CARDS

Регистрация необходима, чтобы доступ к персональным данным был исключительно у вас.
Данные о работе водителей не будут переданы третьим лицам и госорганам (только при судебном запросе).
Ваша электронная почта
Ваш номер телефона
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях
Другие материалы нашего блога
Примеры работы автопарков с программой GR.Cards