К чему приводит нарушение режимов труда и отдыха водителей грузовиков и автобусов
Статистика ДТП, резонансные аварии, профилактика рисков

Как часто и по каким причинам происходят аварии при перевозках пассажиров и грузов автомобильным транспортом? Какое место они занимают в общей статистике ДТП? Насколько опасны случаи переутомления водителей? Как избегать трагедий по причине усталости и повышать уровень безопасности дорожного движения в автопарках?
Дата: 30 января 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 15 минут
аварии грузовиков и автобусов

Содержание

Общая ситуация с ДТП в РФ

Ситуация с безопасностью дорожного движения в России остается удручающей. Пусть даже статистика немного улучшается (145 тыс. аварий в 2020 году против 183 тыс. в 2015 году), количество человеческих жертв ежегодно достигает не менее 15 тысяч. Плюс более 150 тысяч людей получают травмы.

Представьте, что на время перестало жить-трудиться (+/-) население Новочеркасска, или Альметьевска, или Рыбинска, или Керчи. Или вдруг оказался мертв или болен каждый десятый житель Новосибирска. Масштаб проблемы станет ощутимее.

Только за 9 месяцев 2021 года на дорогах РФ произошло 96 314 аварий. Каждое 11-е ДТП привело к смертельному исходу. Погибло 10 516 человек, ранены 121 573.
За январь-сентябрь девять из десяти (88,7%) ДТП произошли из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств.

Источник: НЦ БДД МВД РФ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2021 ГОДА

Какое место в статистике занимают грузовики и автобусы

В общей статистике ДТП с января по сентябрь 2021 года по причине нарушений правил дорожного движения виновниками оказываются:

  • 80,4% – водители легковых автомобилей: погибли 7 039 (78%) и 91 456 (82%) человек получили ранения
  • 7,7% – водители грузовых автомобилей: погибли 1 015 (11,3%) и ранены 8 226 (7,4%) человек
  • 6,4% – водители мототранспорта: погибли 613 (6,8%) и ранены 5 769 (5,2%) человек
  • 3% – водители автобусов: погибли 126 (1,4%) и ранены 3 848 (3,5%) человек

При этом число погибших в авариях с грузовиками увеличилось на 3,7% по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года.

Основные причины ДТП

Среди основных видов нарушений правил дорожного движения, ставших причинами ДТП по вине водителей за 9 месяцев 2021 года:

  • несоблюдение очередности проезда перекрестков – 17 028 ДТП (19,9%)
  • несоответствие скорости конкретным условиям движения – 14 755 ДТП (17,3%)
  • неправильный выбор дистанции – 10 043 ДТП (11,8%)
  • выезд на полосу встречного движения – 8 221 ДТП (9,6%)
  • нарушение правил проезда пешеходных переходов – 7 531 ДТП (8,8%)

Наибольшее число смертельных случаев происходит из-за выезда на полосу встречного движения (2 624 погибших, 29,1% от общего числа) и несоответствия скорости конкретным условиям движения (2 162, 24%). По тяжести последствий самыми опасными нарушениями являются: нарушение правил проезда ж/д переездов (33,6), выезд на полосу встречного движения и нарушения правил обгона.
Традиционно в печальной статистике присутствуют аварии, совершенные водителями в состоянии или с признаками опьянения. На них приходится каждое девятое ДТП – это 10 849 случаев (11,3%). В авариях с участием таких водителей погибли 2 305 человек (21,9%, или каждый пятый от общего числа) и 14 545 человек получили ранения различной степени тяжести.

Какую роль в авариях играет усталость водителей

Усталость водителей – это очевидный фактор риска при управлении транспортным средством.

Из-за усталости:

  • нарушаются зрительное восприятие
  • снижается концентрация внимания
  • замедляется скорость реакции

В результате водитель не может объективно оценивать дорожную ситуацию и принимать адекватные ситуации решения, что приводит к тяжелейшим последствиям – особенно если человек засыпает за рулем.

По сути усталый водитель не менее опасен, чем водитель в состоянии алкогольного опьянения.

К слову, пункт 2.7 ПДД РФ гласит: "Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения".

Правда, обнаружить и доказать связь усталости с конкретной аварией гораздо сложнее. И точной статистики ДТП по причине переутомления, кроме очевидных случаев засыпания за рулем, нет. Но навряд ли кто-то поспорит с тем, что переутомление является если не прямой, то косвенной причиной аварий.

Для убедительности приведем результаты некоторых исследований.
    Федерация автомобильных клубов Северной Америки AAA провела в 2017 году исследование с участием 3500 водителей. За время исследования эти водители 700 раз попадали в аварии.

    В 9,5% случаев усталость была сопутствующим фактором. То есть уставшие водители ответственны за каждую десятую аварию на дороге. Треть опрошенных водителей признали, что зачастую водят в состоянии крайней усталости.

    Также исследователи приходят к выводу, что 1-2 часа недосыпа увеличивает риск ДТП в 4 раза. И в целом невыспавшийся водитель мало чем отличается от водителя, принявшего алкоголь. Источник: "За рулем".
    В исследовании 2021 года, проведенном экспертами немецкой страховой компании BG ETEM, утверждается, что усталость водителей – причина 40% дорожно-транспортных происшествий в Германии.

    В 24% случаев водитель заснул перед аварией. В 17% случаев водители пребывали в утомленном состоянии. Каждый третий инцидент закончился гибелью как минимум одного человека.

    Почти в половине случаев сонливость возникала у тех, кто работал более 8 часов. Каждый десятый водитель управлял автомобилем после ночной смены.

    Эксперты также выяснили, что зачастую уставшие водители чересчур полагаются на современные технологии безопасности (экстренное торможение, круиз-контроль и т.п.). Эти технологии созданы скорее для подстраховки, и полагаться целиком на них нельзя. Единственный очевидный вывод: любой водитель должен отдохнуть, прежде чем сесть за руль. Источник: Gazeta.ru.
    Еще интереснее – рамках нашей темы – посмотреть на результаты исследования Всемирной организации автомобильного транспорта IRU под названием "Причины дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых автомобилей в Европе" (2016 г.).

    Эксперты организации исследовали 624 дорожно-транспортных происшествия. Причинами ДТП являлись:

    • человеческий фактор – 85,2%
    • техническая неисправность транспорта – 5,3%
    • дорожная инфраструктура – 5,1%
    • погодные условия – 4,4%

    В 6% случаев – из 624 исследуемых – основной причиной ДТП была усталость водителя. 37% таких аварий привели к человеческим жертвам.

    • 68% аварий по причине усталости происходили с участием других автомобилей
    • 29% – без других участников дорожного движения (только один грузовик)
    • около 3% – с участием грузовика и как минимум одного пешехода

    Большинство ДТП случались между 2:00 и 2:59 часами ночи, а также в период между 15.00 и 15.59.

    90% аварий происходили на автотрассах или на междугородних маршрутах. В городах ДТП по причине усталости происходят намного реже.

    Ссылка на исследование в PDF
    В случае с водителями грузовиков и автобусов проблема усталости за рулем особенно стоит особенно остро. Они проводят намного больше времени в пути, а последствия ДТП с их участием могут быть гораздо тяжелее, чем при авариях легковых автомобилей.

    В том же пункте 2.7 ПДД РФ сказано: "Водителю запрещается управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок – международными договорами Российской Федерации".

    Этот пункт как раз имеет отношение к водителям грузового и пассажирского транспорта. Подробнее о режимах труда и отдыха мы расскажем далее после обзора примеров ДТП.

    Примеры ДТП по причине усталости водителей грузовиков и автобусов

    2 ЯНВАРЯ 2022 ГОДА, 05:45

    СМЕРТЕЛЬНОЕ ДТП ВОЗЛЕ СЕЛА ВОСЛЕБОВО СКОПИНСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
    Водитель рейсового автобуса Москва–Астрахань, перевозившего 49 пассажиров, не справился с управлением и врезался в опору железнодорожного моста.

    В результате ДТП погибли 5 человек, в том числе, водитель. 22 человека пострадали, из них трое направлены в реанимацию.

    "По предварительным данным, водитель автобуса мог находиться за рулем в утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность пассажиров и дорожного движения. На месте происшествия работают сотрудники полиции, которые устанавливают все обстоятельства произошедшего", - говорится в сообщении Госавтоинспекции.

    Источник: https://tass.ru/proisshestviya/13344995
    Фото: РЗН.инфо

    Чуть более года назад, 25.12.2020, на этой же трассе произошло похожее смертельное ДТП. Водитель рейсового автобуса Москва – Волгоград, 32-летний житель Волгоградской области, не справился с управлением, и автобус съехал в кювет, где опрокинулся набок. В этот момент в нем находились 26 человек. Погибли четыре человека и еще 11 пострадали. По предварительной версии, водитель автобуса уснул за рулем.

    Видерегистратор автобуса зафиксировал, как машина сначала начинает плавно съезжать на встречную полосу, затем на обочину и падает в кювет.
    Последствия той аварии видны на фото СУ СК РФ по Рязанской области.

    27 ОКТЯБРЯ 2021 ГОДА, РАННЕЕ УТРО

    СМЕРТЕЛЬНАЯ АВАРИЯ НА 3 КИЛОМЕТРЕ АВТОДОРОГИ СЕРОВ – СЕВЕРОУРАЛЬСК – ИВДЕЛЬ
    29-летний водитель грузовика Hyundai выехал на встречку и столкнулся с Toyota и Chevrolet Niva.

    Как сообщили в Госавтоинспекции, в результате аварии 64-летний водитель Chevrolet Niva скончался до приезда скорой помощи. 58-летний водитель Toyota не пострадал. Сам водитель фургона доставлен в больницу.

    "Водитель грузовика пояснил, что в два часа ночи выехал из Нижнего Тагила, где загрузился молочной продукцией. В Серове он частично оставил товар и поехал в Краснотурьинск, но уснул за рулем. Его водительский стаж составляет 11 лет".

    В своем сообщении ГИБДД напоминает водителям об обязательном соблюдении скоростного режима, отказе от опасных выездов на встречную полосу и от управления в утомленном и сонном состоянии.

    Источник: https://www.e1.ru/text/incidents/2021/10/27/702197...
    Фото: управление ГИБДД по Свердловской области

    19 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА, 22:00

    Смертельное ДТП на 246-м километре федеральной автодороги Пермь – Екатеринбург
    Водитель грузовика КАМАЗ с полуприцепом "Тонар" выехал на полосу встречного движения и столкнулся с седельным тягачом Scania.

    В результате 50-летний водитель КАМАЗ с травмами различной степени тяжести был госпитализирован в реанимационное отделение Бисертской горбольницы. 54-летний мужчина, который управлял Scania, погиб на месте ДТП до приезда скорой. 30-летний мужчина-пассажир, находившийся в спальном отделении Scania, получил травмы различной степени тяжести и был госпитализирован.

    Вероятно, водитель КАМАЗа уснул за рулём.

    Источник: https://www.oblgazeta.ru/society/incident/127791/
    Фото: УГИБДД ГУ МВД РОссии по Свердловской области

    7 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА, 08:30

    Смертельное ДТП на 97 километре трассы Р-228 «Сызрань - Волгоград»
    Водитель бензовоза «Скания» с пустой бочкой допустил выезд на полосу встречного движения, где произошло столкновение с микроавтобусом «Ниссан», в котором ехали мужчина, женщина, их дочь и маленький внук. Несовместимые с жизнью травмы в результате ДТП получили обе женщины.

    По одной из версий, водитель грузовика уснул за рулем.

    Источник: https://sarnovosti.ru/news/mat-i-doch-pogibli-pod-...

    30 МАЯ 2021 ГОДА, 11:40

    Смертельное ДТП с участием трех большегрузов на трассе М5-Урал, недалеко от поселка Тимирязевский
    По предварительным данным, водитель Scania с полуприцепом уснул за рулем. Фура, сломав дорожное ограждение, выехала на полосу встречного движения, где столкнулась с грузовиками МAN и Volvo. В результате аварии водитель МAN погиб, еще один водитель получил травмы, ему назначено амбулаторное лечение.

    Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4836625
    Фото: Vk.com

    3 МАЯ 2021 ГОДА, 13:50

    ДТП с двумя пострадавшими на 122-м километре федеральной трассы М-10 «Россия» в Конаковском районе Тверской области
    25-летний водитель грузового автомобиля «Купава» врезался в ВАЗ-21213 («Нива»), 49-летний водитель которого остановился на обочине из-за поломки. После этого оба автомобиля налетели на металлическое барьерное ограждение.

    В результате ДТП пострадали две пассажирки ВАЗа: 16 летняя девочка, не пристёгнутая ремнём безопасности, и 46-летняя женщина. Обеих с травмами доставили в больницу.

    Как оказалось, водитель грузовика уснул за рулём, что и стало причиной столкновения.

    Госавтоинспекция Тверской области обращает внимание на то, что пункт 2.7 Правил дорожного движения запрещает водителю управлять транспортным средством не только в состоянии опьянения, но и в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

    Источник: https://toptver.ru/lenta/voditel-gruzovika-ustroiv..

    1 МАЯ 2021 ГОДА, 13:50

    Смертельное ДТП на трассе Лидога - Ванино, ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
    Автобус, в салоне которого в момент аварии находились 32 пассажира и два водителя, не вошел в поворот, выехал на полосу встречного движения, допустил съезд в левый кювет и опрокидывание. В результате происшествия погибли 17-летняя и 21-летняя девушки, а также женщина 1973 года рождения.

    Как рассказал директор компании-перевозчика Юрий Васильев, водитель автобуса, следовавшего по маршруту Хабаровск - Советская Гавань, уснул за рулем. "Он проработал у нас около пяти лет. С ним был сменщик, они поужинали и ночью, через два часа, он заснул", - сообщил руководитель.

    Источник: https://rg.ru/2021/05/05/reg-dfo/v-habarovskom-kra...
    Фото: социальные сети
    Как стало известно из сообщений СМИ, аварии хабаровских междугородних автобусов, принадлежащих одному и тому же перевозчику, случались ранее и повторялись позже – в том числе, по вине водителей, уснувших за рулем.
    Например, очередное ДТП произошло 3 октября в 3:20. Автобус с 32 пассажирами резко занесло, и он оказался на боку в кювете.

    Пострадали 10 пассажиров, включая 5-летнюю девочку – она получила черепно-мозговую травму.

    Следователи считают, что шофера отправили в длительную поездку без сменщика. В итоге 52-летний мужчина уснул за рулем.

    Источник: https://www.hab.kp.ru/daily/28339/4484724/
    Всего через несколько дней, 14 октября в 22:00, пассажирский автобус того же автопарка слетел с трассы и врезался в дерево на 108 км трассы "Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре".

    В салоне находилось 25 пассажиров. При ДТП люди не пострадали.

    По предварительным данным, водитель уснул за рулем, в результате чего автобус потерял управление, съехал в кювет и врезался в дерево.

    Источник: https://hab.aif.ru/incidents/passazhirskiy_avtobus...
    Что касается резонансной смертельной аварии, произошедшей 1 мая на трассе Хабаровск - Лидога - Ванино, то судьба виновников складывается так:

    • Водитель, уснувший за рулем, уже осужден по статье 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, гибель двух и более лиц»). Он получил 3 года лишения свободы в колонии-поселении и запрет на управление транспортом через два года после освобождения.

    • Директор автобусной компании, который не обеспечил должный режим труда и отдыха водителя, был привлечен к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ, часть 3 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц»). Ему грозят либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 10 лет.

    • В отношении сотрудника Ространснадзора, проверявшего ранее автопарк, тоже возбудили уголовное дело. По версии следствия он ненадлежаще исполнил свои обязанности при проведении плановой документарной проверки в отношении организации-перевозчика. В частности, без изучения выгрузки данных из памяти карт водителей и тахографов о режиме труда и отдыха утвердил акт об отсутствии на предприятии каких-либо нарушений. Действия инспектора квалифицируются по части 3 статьи 293 УК РФ, «Халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц». Максимальное наказание по ней – 7 лет лишения свободы.

    Как автопаркам избегать аварий по причине усталости водителей

    Владельцы грузового и пассажирского транспорта формально имеют все необходимые рычаги влияния, чтобы предотвращать ДТП по причине усталости водителей. Более того, они обязаны это делать по закону. А именно:


    За игнорирование перечисленных требований должностным лицам и компаниям, наряду с водителями, грозят штрафы по статье 11.23 КоАП.

    В случае со смертельными авариями, причиной которых стало несоблюдение режимов труда и отдыха водителей, неминуемо придется понести уголовную ответственность: должностным лицам автопарков, их руководителям, сотрудникам надзорных органов (если они при проверках не обращали внимание на проблемы компании и не предпринимали никаких мер).
    Но просто установить на транспорт тахографы и составлять графики сменности водителей с оглядкой на требования к труду и отдыху недостаточно, чтобы реально предотвращать ДТП по причине усталости.

    Для эффективной профилактики аварий необходимо:

    • следить за тем, как водители на самом деле соблюдают режимы труда/отдыха в пути
    • выявлять и анализировать причины нарушений
    • проводить среди водителей разъяснительную работу

    Делать это вручную, например, по распечаткам ленты тахографа, практически невозможно – это займет основную часть рабочего времени должностного лица. Поэтому следует использовать инструменты для автоматизации контроля.

    Как автоматизировать контроль за соблюдением режимов труда и отдыха

    Источник объективной информации о деталях и причинах нарушений режимов труда и отдыха – это тахограф.

    Анализировать данные, зафиксированные тахографом, можно с помощью программ для считывания и расшифровки ddd файлов с карт водителей.

    Считывание (или выгрузка) данных с карт водителей – это обязанность всех владельцев транспорта с тахографами. Законы РФ обязывают считывать карты раз в 28 дней. Если этого не делать, то можно получить штраф за нарушение правил использования тахографов.

    Покажем, как это происходит, на примере сервиса для считывания карт водителей GR.Cards.
    На базе считанных и расшифрованных ddd файлов программа формирует общую статистику нарушений.

    Визуально понятная информация (диаграммы и графики) позволяет сразу выяснить, какие нарушения происходят чаще всего и кто из водителей их допускает.
    Далее можно переходить к детальному разбору нарушений в специальных отчетах.

    В отчете "Нарушения" сервиса GR.Cards отображается детальная информация с описанием событий. Здесь указано, что должно быть по правилам (Норма) и что происходило в действительности (Факт). Все нарушения можно отфильтровать по типам: нарушения режима труда и отдыха и нарушения порядка эксплуатации тахографа.
    Разобрать работу водителя детально поможет отчет "Смены". Желтая шкала на графике – это управление. Зеленая шкала – отдых. Под графиком представлена вся активность водителя по минутам. В дополнительных вкладках доступен анализ смены и анализ режимов труда/отдыха.
    Таким образом должностные лица автопарков получают возможность:

    • оперативно выявлять нарушения режимов труда/отдыха
    • проводить профилактические беседы с водителями для пресечения ДТП
    • минимизировать риск аварий по причине усталости водителей
    • защищать себя и компанию от штрафов и уголовной ответственности

    Ссылка на сервис для контроля за водителями грузовиков и автобусов

    Для контроля за соблюдением режимов труда и отдыха в автопарке достаточно скачать программу-считыватель и отправить выгруженные данные в GR.Cards – сервис по cчитыванию, расшифровке и анализу данных с карт водителей.

    Для работы в сервисе нужно пройти быструю регистрацию, нажав на кнопку ниже.

    При регистрации вы получаете 7 дней полного доступа ко всем возможностям сервиса. Далее сами решите, пользоваться бесплатно базовыми опциями или за небольшие деньги расширенным функционалом.
    Вместе с контролем режимов труда и отдыха, GR.Cards позволяет должностным лицам автопарков решать много других задач. Все функции сервиса можно изучить по этим ссылкам:

      Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

      Другие материалы нашего блога

      Примеры работы автопарков с программой GR.Cards