Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сначала дочитать статью, закройте это всплывающее окно и возвращайтесь к регистрации попозже.

Как получить ДОПОГ "под ключ": требования, условия, этапы

Компании, занимающиеся перевозкой опасных грузов, не могут действовать легально без соблюдения положений ДОПОГ. Но множество требований этого документа часто вводят в ступор владельцев спецтранспорта. Вплоть до желания вовсе с этим не связываться и просто купить поддельные свидетельства. И все же, несмотря на большие финансовые и временные издержки, вложения в ДОПОГ перебивают риск высоких штрафов и простоев. В этом материале вы узнаете, как предусмотреть все аспекты получения разрешений и работать без проблем.
Дата: 23 марта 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 9 минут

Содержание

ДОПОГ: основные документы

В Российской Федерации перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ ЕЭК ООН).

На законодательном уровне это закреплено в "Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом", утвержденных Постановлением Правительства РФ №2200 от 21 декабря 2020 года. Выполнение отдельных требований ДОПОГ регулируется различными федеральными законами, приказами Минтранса, решениями комиссии Таможенного союза, стандартами ГОСТ и иными документами. Ответственность за несоблюдение правил транспортировки опасных грузов установлена в статье 12.21.2 КоАП РФ. В зависимости от степени нарушения штрафы варьируются в таком диапазоне:

  • для водителя – от 1000 до 2500 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев;
  • для должностного лица – от 5000 до 20 000 рублей;
  • для юридического лица – штраф от 150 000 до 500 000 рублей.

Само соглашение ДОПОГ состоит из двух томов по 700 страниц каждый. Их актуальные версии доступны на сайте ФБУ Росавтотранс. Разобраться во всех нюансах документа, выполнять все требования и следовать строго закону невозможно без профессиональной подготовки. Поэтому Минтрансом утверждены программы обучения водителей спецтранспорта и консультантов автопарков по вопросам ДОПОГ.

Водитель: обучение и получение свидетельства ДОПОГ

В соответствии с требованиями главы 8.2 ДОПОГ, водители транспортных средств, осуществляющие перевозки опасных грузов, должны пройти подготовку и иметь свидетельство установленного образца.

Перечень образовательных учреждений, которые обладают правом подготавливать водителей ТС, перевозящих опасные грузы, можно посмотреть на сайте Росавтотранснадзора.

К обучению допускаются водители с российскими правами и стажем работы на транспорте своей категории не менее трех лет. Программа обучения состоит из двух курсов: базового и специализированного.

Базовый курс, который длится 28 часов, проходят все претенденты. По факту его прохождения и сдачи соответствующего экзамена водитель получит свидетельство о праве перевозки грузов в упаковках, за исключение взрывчатых и радиоактивных веществ.

Для аттестации, дающей право на перевозку опасных грузов в цистернах, необходимо пройти основной специализированный курс (16 часов) и дополнительные специализированные курсы по отдельным классам и подклассам опасных грузов (по 12 часов).

После успешной сдачи экзаменов в учебном центре водители получают лишь свидетельство о прохождении курсов. Оно еще не дает право работать на спецтранспорте. Для этого нужно сдать экзамены в территориальной комиссии на базе местного управления государственного автодорожного надзора. Только после успешной сдачи экзамена в УГАДН водитель получит свидетельство ДОПОГ международного образца.

В этом свидетельстве указываются классы, к перевозке которых водитель допущен по итогам профессионального обучения.

Срок действия ДОПОГ о подготовке водителя составляет 5 лет. Для получения нового свидетельства нужно пройти повторное обучение, которое по времени длится в два раза меньше первичных курсов.

Консультант: обучение и получение свидетельства ДОПОГ

В штате автопарков, которые осуществляют перевозки опасных грузов, обязательно должны работать консультанты ДОПОГ. Правильное название этой должности: «Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов». Сотрудник, претендующий на такую роль, приобретает нужную квалификацию в аккредитованном учебном центре.

К обучению на консультанта ДОПОГ допускаются люди с водительским стажем не менее 3 лет (категории «С», «СЕ»). Продолжительность курса составляет 78 часов. В течение этого времени будущий консультант изучает положения европейского соглашения и российского законодательства, включая:

  • виды и классификацию опасных грузов;
  • требования к ТС и экипажам;
  • меры предосторожности и действия при нештатных ситуациях;
  • делопроизводство при транспортировке;
  • составление инструкций, формирование отчетности и т.д.

Также как и в случае с водителями, по итогам прохождения курсов итоговую аттестацию консультанта проводит территориальная комиссия УГАДН. После успешной сдачи экзаменов консультант получает свидетельство на бланке Ространснадзора.

Свидетельство консультанта ДОПОГ действует 5 лет. Для его продления следует проходить переаттестацию за год до истечения пятилетнего срока.

Требования к автотранспорту

По правилам ДОПОГ транспортные средства EX/II, EX/III, MEMU, FL, OX и АТ должны отвечать ряду конструктивных и отдельных требований (вспомогательное оборудование, спецсигналы, маркировка, средства защиты). Главные условия, позволяющие получить свидетельство ДОПОГ на автомобиль, можно разделить на несколько категорий:
1. Электропроводка

Она должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы провода были хорошо защищены от термических и механических повреждений. В дополнение к этому в кабине водителя должно быть установлено устройство отключения АКБ (выключатель массы). Кожух устройства должен быть исполнен со степенью защиты IP65.

2. Тормозное оборудование

Автомобиль должен быть оснащен антиблокировочной системой торможения ABS (АБС).

3. Защита топливного бака

Бак должен располагаться так, чтобы в случае стекания топлива оно попадало на землю, минуя нагретые части транспортного средства и груз. Горловина бака должна быть усилена надежной и герметичной крышкой.

4. Система выхлопных газов

Она должна быть реализована таким образом, чтобы груз был защищен от перегрева или воспламенения. Например, части выхлопной системы, расположенные под топливным баком, должны быть удалены от него минимум на 100 см или отделены теплозащитным экраном

5. Устройство ограничения скорости

Все транспортные средства категории ЕX (II или III), FL, AT и ОХ массой свыше 3,5 тонн должны передвигаться со скоростью не более 90 км/ч. Поэтому такие автомобили требуется оснащать устройством ограничения скорости. Если его нет в заводской комплектации, то оно должно быть установлено дополнительно (зачастую на заводской УОС нет требуемой документации, поэтому его ставят отдельно).

6. Спецсигналы и маркировка

На автомобилях, перевозящих опасные грузы, должны быть нанесены хорошо различимые информационные таблички.

7. Проблесковый маяк

Требования закона предусматривают, что транспортное средство, задействованное в перевозке опасных грузов, должно быть оснащено проблесковым маяком.

8. Экипировка экипажа транспортного средства

Экипаж транспортного средства должен иметь в своем распоряжении огнетушители, противовоткатные башмаки, аварийные жилеты, осветительные приборы, средства индивидуальной защиты (аптечка, перчатки, раствор для промывания глаз) и другие компоненты так называемого набора ADR, включая письменные инструкции.

9. Цифровой тахограф

В Правилах ДОПОГ вы не встретите упоминание тахографа. Однако, согласно российским законам (ранее Приказ Минтранса №273, сейчас Приказ Минтранса №438) это оборудование должно быть установлено на всех автомобилях массой свыше 3,5 тонн, в частности, на ТС для перевозки опасных грузов.

10. Аппаратура спутниковой навигации (АСН ГЛОНАСС)

В соответствии с нашими законами транспорт категорий N, используемый для перевозки опасных грузов, должен быть оснащен аппаратурой спутниковой навигации для постоянной передачи данных о передвижении транспорта в Ространснадзор через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Ранее это требование было закреплено в Постановлении Правительства №153 от 13.02.2018. Сроки его выполнение не раз переносились. С 2021 года на смену ПП №153, которое утратило силу, пришло Постановление Правительства №2216 от 22.12.2020. В нем указано, что транспорт для перевозки опасных грузов должен быть оснащен аппаратурой ГЛОНАСС к 1 сентября 2021 года.

Где и как оснастить транспорт под требования ДОПОГ

Совершенно очевидно, что спецтранспорт в заводской комплектации не может полностью отвечать требованиям ДОПОГ. Дооснащение в любом случае потребуется.

Сейчас есть немало компаний, которые предлагают услуги по по подготовке автомобилей под требования ДОПОГ. Безусловно, лучше выбирать сервисные центры, которые предлагают весь комплекс устройств и услуг по их установке. Главное помнить, что:

  • Переоборудование транспортных средств под требования ДОПОГ могут выполнять только организации, обладающие сертификатом ДС АТ (Добровольная сертификация на автомобильном транспорте). Без такого документа не получится официально внести изменения в конструкцию ТС.

Но просто установить оборудование под ДОПОГ и спокойно передвигаться по трассам не получится. Процесс согласования изменений состоит из нескольких этапов, которые установлены в ГОСТ 33995-2016 ("Порядок оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, выпущенного в обращение"). Для получения разрешения на работу транспорта, переоснащенного по правилам ЕЭК ООН, потребуется:

  • получить заключение технической экспертизы о возможности переоборудования под ДОПОГ;
  • получить разрешение на внесение изменений в Госавтоинспекции;
  • по факту выполнения работ по оснащению получить от исполнителя заявление-декларацию;
  • получить "Протокол технической экспертизы безопасности конструкции ТС с внесенными в конструкцию изменениями" в лаборатории, имеющей государственную аккредитацию;
  • пройти технический осмотр и получить диагностическую карту;
  • предоставить автомобиль на проверку ГИБДД вместе со всеми документами для получения свидетельства СКТС (о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности);
  • получить нужные отметки в паспорте автомобиля (ПТС) и новое свидетельство о его регистрации (СТС).

И уже только после прохождения всех этих процедур можно рассчитывать на свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Выдачей свидетельства тоже занимается ГИБДД.

Срок действия свидетельства на транспорт ДОПОГ составляет 6 месяцев – это равняется сроку действия техосмотра, установленного для автомобилей, которые перевозят опасные грузы. Следовательно, каждые полгода нужно подтверждать исправность спецоборудования и соответствие ТС всем требованиям ДОПОГ (в т.ч. наличие средств оповещения, комплектов индивидуальной защиты, инструкций в кабине водителя и т.д.).

Рекомендации

Организация ДОПОГ в автопарке – это крайне ответственный и трудоемкий процесс. Цена ошибок и упущений на каждом этапе очень высокая. Большие финансовые затраты могут никогда не окупиться, если сделать что-то не по правилам, некачественно или просто попытаться сэкономить. Для того чтобы предусмотреть все юридические, технические и организационные моменты, требуется централизованный подход.

Лучше всего прибегать к услугам специализированных компаний, которые берут на себя весь комплекс работ в рамках одного из направлений. Например, занимаются полным оснащением ТС всем дополнительным оборудованием или же сопровождают получение свидетельств от А до Я (документация, экспертизы, взаимодействие с госорганами и т.д.).

При этом обязательно проверяйте поставщиков услуг. Всегда стоит убедиться в наличии сертификатов, лицензий, аккредитаций. Никогда не будет лишним узнать мнение других клиентов.

И, безусловно, необходимо прописывать в договоре все оказываемые услуги, ответственность за их невыполнение и гарантию на установленное оборудование.

Что можно автоматизировать в работе автопарка?

Как мы уже писали ранее, помимо прочего, транспортные средства перевозящие опасные грузы должны быть оборудованы тахографом. Но это только начало соблюдения закона о тахографии в России. Далее вам, как собственнику транспортного средства необходимо:

  • Обучить персонал правильной работе с тахографом;
  • Рассчитать маршруты так, чтобы никто не превышал норм труда и отдыха, установленных законом;
  • Проверять исправность тахографа каждый раз перед выпуском ТС в рейс;
  • Считывать данные с карт водителей не реже 1 раза в 28 дней;
  • Вовремя делять калибровки тахографа, менять блоки СКЗИ и карты водителей по истечению их срока годности;
  • Следить за правильной эксплуатацией тахографов;
  • И так далее.

Все эти процессы поможет автоматизировать программное обеспечение GR.CARDS. Основные функции программы доступны бесплатно. Другие возможности предоставляются по абонентской плате. Подробная информация о работе модулей сервиса GR.Cards представлена по этим ссылкам:


Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы лично узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!
Другие материалы нашего блога