Как получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов "под ключ"

Требования, условия, этапы

Компании, занимающиеся перевозкой опасных грузов, не могут действовать легально без соблюдения положений ДОПОГ. Но множество требований этого документа часто вводят в ступор владельцев спецтранспорта. Вплоть до желания вовсе с этим не связываться и просто купить поддельные свидетельства. И все же, несмотря на большие финансовые и временные издержки, вложения в ДОПОГ перебивают риск высоких штрафов и простоев. В этом материале вы узнаете, как учесть все тонкости получения разрешений и работать без проблем.
Дата: 23 марта 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 9 минут

Содержание

ДОПОГ: основные документы

В Российской Федерации перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ ЕЭК ООН).

На законодательном уровне это закреплено в "Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом", утвержденных Постановлением Правительства РФ №2200 от 21 декабря 2020 года. Выполнение отдельных требований ДОПОГ регулируется федеральными законами, приказами Минтранса, решениями комиссии Таможенного союза, стандартами ГОСТ и иными документами. Ответственность за несоблюдение правил транспортировки опасных грузов установлена в статье 12.21.2 КоАП РФ. Размер штрафов зависит от степени нарушения и составляет:

  • для водителя – от 1000 до 2500 рублей или лишение прав на срок 4-6 месяцев;
  • для должностного лица – от 5000 до 20 000 рублей;
  • для юридического лица – штраф от 150 000 до 500 000 рублей.

Само соглашение ДОПОГ состоит из двух томов по 700 страниц каждый. Их актуальные версии доступны на сайте ФБУ Росавтотранс. Разобраться во всех деталях документа, выполнять все требования и следовать строго закону невозможно без профессиональной подготовки. Поэтому Минтрансом утверждены программы обучения водителей спецтранспорта и консультантов автопарков по вопросам ДОПОГ.

Водитель: как обучить и получить свидетельство ДОПОГ

В соответствии с требованиями главы 8.2 ДОПОГ, водители ТС, осуществляющие перевозки опасных грузов, должны пройти подготовку и иметь свидетельство установленного образца.

Перечень образовательных учреждений, имеющих разрешение подготавливать водителей ТС, перевозящих опасные грузы, можно посмотреть на сайте Росавтотранснадзора.

К обучению допускаются водители с российскими правами и стажем работы на транспорте своей категории не менее трех лет. Программа обучения состоит из двух курсов: базового и специализированного.

Базовый курс, который длится 28 часов, проходят все претенденты. По факту его прохождения и сдачи экзамена водитель получит свидетельство о праве перевозки грузов в упаковках, за исключение взрывчатых и радиоактивных веществ.
Программа для планирования техобслуживания GR.CARDS
Подходит для любого транспорта
Отправит уведомления о предстоящих работах по SMS и e-mail
Можно работать с телефона и компьютера подключенного к интернету
Для аттестации, дающей право на перевозку опасных грузов в цистернах, необходимо пройти основной специализированный курс (16 часов) и дополнительные специализированные курсы по отдельным классам и подклассам опасных грузов (по 12 часов).

После успешной сдачи экзаменов в учебном центре водители получают лишь свидетельство о прохождении курсов. Оно еще не дает право работать на спецтранспорте. Для этого нужно сдать экзамены в территориальной комиссии на базе местного управления государственного автодорожного надзора. Только после успешной сдачи экзамена в УГАДН водитель получит свидетельство ДОПОГ международного образца.

В этом свидетельстве указываются классы, к перевозке которых водитель допущен по итогам профессионального обучения.

Срок действия ДОПОГ о подготовке водителя составляет 5 лет. Чтобы получить новое свидетельство на перевозку нужно пройти повторное обучение, которое длится в два раза меньше первичных курсов.

Консультант: обучение и получение свидетельства ДОПОГ

В штате компаний, занимающихся перевозкой опасных грузов, должны работать консультанты ДОПОГ. Правильное название этой должности: «Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов». Сотрудник, претендующий на такую роль, получает нужную квалификацию в аккредитованном учебном центре.

К обучению на консультанта ДОПОГ допускаются люди с водительским стажем не менее 3 лет (категории «С», «СЕ»). Продолжительность курса составляет 78 часов. В течение этого времени будущий консультант изучает положения европейского соглашения и российского законодательства, включая:

  • виды и классификацию опасных грузов;
  • требования к ТС и экипажам;
  • меры предосторожности и действия при нештатных ситуациях;
  • делопроизводство при транспортировке;
  • составление инструкций, составление отчетности и т.д.

По аналогии с водителями, по итогам прохождения курсов итоговую аттестацию консультанта проводит территориальная комиссия УГАДН. После успешной сдачи экзаменов консультант получает свидетельство на бланке Ространснадзора.

Свидетельство консультанта ДОПОГ действует 5 лет. Для его продления нужно пройти переаттестацию за год до истечения пятилетнего срока.

Требования к автотранспорту

По правилам ДОПОГ транспортные средства EX/II, EX/III, MEMU, FL, OX и АТ должны отвечать ряду конструктивных и отдельных требований (вспомогательное оборудование, спецсигналы, маркировка, средства защиты). Главные условия, позволяющие получить свидетельство ДОПОГ на автомобиль, можно разделить на несколько категорий:
1. Электропроводка

Она должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы провода были хорошо защищены от термических и механических повреждений. В дополнение к этому в кабине водителя должно быть установлено устройство отключения АКБ (выключатель массы). Кожух устройства должен быть исполнен со степенью защиты IP65.

2. Тормозное оборудование

Автомобиль должен быть оснащен антиблокировочной системой торможения ABS (АБС).

3. Защита топливного бака

Бак должен располагаться так, чтобы в случае стекания топлива оно попадало на землю, минуя нагретые части транспорта и груз. Горловина бака должна быть усилена надежной и герметичной крышкой.

4. Система выхлопных газов

Она должна располагаться так, чтобы груз был защищен от перегрева или воспламенения. Например, части выхлопной системы, расположенные под топливным баком, должны быть удалены от него минимум на 100 см или отделены теплозащитным экраном.

5. Устройство ограничения скорости

Все ТС категории ЕX (II или III), FL, AT и ОХ массой свыше 3,5 тонн должны передвигаться со скоростью не более 90 км/ч. Поэтому такие автомобили требуется оснащать устройством ограничения скорости. Если его нет в заводской комплектации, то оно должно быть установлено дополнительно (зачастую на заводской УОС нет требуемой документации, поэтому его ставят отдельно).

6. Спецсигналы и маркировка

На автомобилях, перевозящих опасные грузы, должны быть нанесены хорошо различимые информационные таблички.

7. Проблесковый маяк

Требования закона предусматривают, что ТС, перевозящее опасные грузы, должно быть оснащено проблесковым маяком.

8. Экипировка экипажа транспорта

Экипаж транспортного средства должен иметь в своем распоряжении огнетушители, противовоткатные башмаки, аварийные жилеты, осветительные приборы, средства индивидуальной защиты (аптечка, перчатки, раствор для промывания глаз) и другие компоненты так называемого набора ADR, включая письменные инструкции.

9. Цифровой тахограф

В Правилах ДОПОГ вы не встретите упоминание тахографа. Однако по российским законам (ранее Приказ Минтранса №273, сейчас Приказ Минтранса №438) это оборудование должно быть установлено на всех автомобилях массой свыше 3,5 тонн, в частности, на ТС для перевозки опасных грузов.

10. Аппаратура спутниковой навигации (АСН ГЛОНАСС)

По нашим законам транспорт категорий N, перевозящий опасные грузы, должен быть оснащен аппаратурой спутниковой навигации для постоянной передачи данных о передвижении транспорта в Ространснадзор через ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Ранее это требование было закреплено в Постановлении Правительства №153 от 13.02.2018. Сроки его выполнение не раз переносились. С 2021 года на смену ПП №153, которое утратило силу, пришло Постановление Правительства №2216 от 22.12.2020. В нем указано, что транспорт для перевозки опасных грузов должен быть оснащен аппаратурой ГЛОНАСС к 1 сентября 2021 года.

Где и как оснастить транспорт под требования ДОПОГ

Совершенно очевидно, что спецтранспорт в заводской комплектации не может полностью отвечать требованиям ДОПОГ. Дооснащение в любом случае потребуется.

Сейчас есть немало компаний, занимающихся подготовкой автомобилей под требования ДОПОГ. Безусловно, лучше выбирать сервисные центры, которые предлагают весь комплекс устройств и услуг по их установке. Главное помнить, что:

  • Переоборудование транспорта под требования ДОПОГ могут выполнять только организации, сертифицированные ДС АТ (Добровольная сертификация на автомобильном транспорте). Без такого документа не получится официально внести изменения в конструкцию ТС.

Но просто установить оборудование под ДОПОГ и спокойно передвигаться по трассам не получится. Процесс согласования изменений состоит из нескольких этапов, которые установлены в ГОСТ 33995-2016 ("Порядок оценки соответствия при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, выпущенного в обращение"). Для получения разрешения на работу транспорта, переоснащенного по правилам ЕЭК ООН, потребуется:

  • получить заключение технической экспертизы о возможности переоборудования под ДОПОГ;
  • получить разрешение на внесение изменений в Госавтоинспекции;
  • по факту выполнения работ по оснащению получить от исполнителя заявление-декларацию;
  • получить "Протокол технической экспертизы безопасности конструкции ТС с внесенными в конструкцию изменениями" в лаборатории, имеющей государственную аккредитацию;
  • пройти технический осмотр и получить диагностическую карту;
  • предоставить автомобиль на проверку ГИБДД вместе со всеми документами для получения свидетельства СКТС (о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности);
  • получить нужные отметки в паспорте автомобиля (ПТС) и новое свидетельство о его регистрации (СТС).

И уже только после прохождения всех этих процедур можно рассчитывать на свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Выдачей свидетельства тоже занимается ГИБДД.

Срок действия свидетельства на транспорт ДОПОГ составляет 6 месяцев – это равняется сроку действия техосмотра, установленного для автомобилей, которые перевозят опасные грузы. Следовательно, каждые полгода нужно подтверждать исправность спецоборудования и соответствие ТС всем требованиям ДОПОГ (в т.ч. наличие средств оповещения, комплектов индивидуальной защиты, инструкций в кабине водителя и т.д.).

Рекомендации

Организация ДОПОГ в автопарке – это ответственный и трудоемкий процесс. Цена ошибок и упущений на каждом этапе очень высокая. Большие затраты могут никогда не окупиться, если сделать что-то не по правилам, некачественно или просто попытаться сэкономить. Чтобы предусмотреть все юридические, технические и организационные моменты, требуется централизованный подход.

Лучше обращаться в специализированные компании, которые берут на себя весь комплекс работ в рамках одного из направлений. Например, занимаются полным оснащением ТС всем дополнительным оборудованием или же сопровождают получение свидетельств от А до Я (документация, экспертизы, взаимодействие с госорганами и т.д.).

При этом обязательно проверяйте поставщиков услуг. Стоит убедиться в наличии сертификатов, лицензий, аккредитаций. Также не помешает узнать мнение других клиентов.

И, безусловно, необходимо прописывать в договоре все мероприятия, ответственность за их невыполнение и гарантию на установленное оборудование.

Что можно автоматизировать в работе автопарка?

Кроме получения ДОПОГа для перевозки опасных грузов, транспорт должен быть оборудован тахографом. Но это только начало соблюдения закона о тахографии в России. Далее вам, как собственнику ТС необходимо:

  • Обучить персонал правильной работе с тахографом;
  • Рассчитать маршруты так, чтобы не было переработок и не получать штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей;
  • Проверять исправность тахографа каждый раз перед выпуском ТС в рейс;
  • Считывать данные с карт водителей не реже 1 раза в 28 дней;
  • Вовремя делать калибровки тахографа, менять блоки СКЗИ и карты водителей по истечении их срока годности;
  • Следить за правильной эксплуатацией тахографов;
  • И так далее.

Все эти процессы поможет автоматизировать программное обеспечение GR.CARDS. Основные функции программы доступны бесплатно. Другие возможности предоставляются по абонентской плате. Подробная информация о работе модулей сервиса GR.Cards представлена по этим ссылкам:


Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы лично узнать обо всех возможностях сервиса GR.Cards!
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

    Примеры работы автопарков с программой GR.Cards