Дистанционные предрейсовые осмотры. Законны ли они?

Современные технологии стремительно проникают во все сферы и медицина здесь не исключение. Вот только успевает ли законодательство за технологиями и законно ли использовать современные средства дистанционных медосмотров? Разбираемся в данной статье.
Дата: 26 февраля 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 12 минут

Содержание

Что такое предрейсовый и послерейсовый осмотр?

Медосмотр водителей перед рейсом (или после рейса) - это законом утвержденная медицинская процедура, при которой водителя (или любого иного сотрудника, в рабочие обязанности которого входит управление автомобилем) проверяют на соответствие организма нормальным медицинским показателям.

В предрейсовый осмотр входят следующие процедуры:
  • Измерение температуры тела;
  • Измерение артериального давления;
  • Измерение алкоголя в выдохе;
  • Осмотр кожных покровов;
  • Проверка на утомляемость и прием психотропных веществ;
  • Опрос на общее самочувствие водителя.
Итогом такой проверки становится допуск или не допуск водителя на линию под личную ответственность медицинского работника.

Кому обязательно необходимо проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр

Предрейсовый медосмотр проходят все, у кого в трудовые обязанности входит управление транспортным средством.

Часто руководители компаний, владеющий транспортом, думают, что это требование касается только тех сотрудников, у кого в трудовом договоре прописана должность "Водитель", однако это заблуждение. На самом деле это касается любого сотрудника, управляющего корпоративным транспортным средством. И инженера, и менеджера отдела продаж.

Послерейсовый медосмотр проходят водители, занимающиеся перевозками опасных грузов и пассажиров.

Дистанционный предрейсовый осмотр водителей

Дистанционный медосмотр - это технология, которая разрешает проводить осмотр персонала без непосредственного контакта с медицинским работником.

В помещении для проведения медосмотров стоит специальная станция, водитель садится за неё, идентифицирует себя и начинает проходить медосмотр. Показания снимаются сертифицированными медицинскими инструментами, а процесс медосмотра происходит под наблюдением живого медицинского работника посредством видеокамеры.

После прохождения процедуры медик, на основе снятых показаний, принимает решение - выпускать или не выпускать водителя в рейс. Если принимается положительное решение, то печатается специальная электронная подпись, которая равнозначна живой подписи медработника. Если принимается отрицательное решение, то водителю печатается предупреждение и медработник звонит непосредственному руководителю водителя, для принятия оперативных мер.

За счет автоматизации рутинной работы по измерению показателей здоровья персонала повышается точность и скорость проведения медосмотра. А один медицинский работник может одновременно выпускать на линию в 5-10 раз больше водителей без потери качества. Это дает бОльшую безопасность и скорость на всех этапах.

Видео "проведение дистанционного медосмотра"


На основании каких законодательных документов возможно проведение дистанционных медосмотров?

В Государственной думе на рассмотрении находится Законопроект № 909155-6
О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (об использовании телемедицинских технологий удаленным способом при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств) предлагающий внести изменения в абзац 5 части 7 статьи 23 ФЗ №196.
Пока ни один из нормативных документов не регламентирует как именно должен проводится медосмотр (дистанционно или очно), что создает поле правовой неопределенности. Для того, чтобы лучше его понять далее мы разберем судебную практику.

Положительная судебная практика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2018 г. N 15АП-12799/2018 по делу N А53-12338/2018

ООО «Агро-авто» обратилось в суд с целью признать незаконным постановление от 17.04.2018 по делу N 2841 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановление было выписано в виду того, что во время проверки путевого листа инспектором было выявлено, что медосмотр проводился с использованием телемедицинских технологий. Инспектор счел это незаконным. Однако, суд встал на сторону истца и отменил постановление, а вместе с ним и штраф, тем самым признав, что дистанционный предрейсовый осмотр - это законный способ проведения осмотра.

УГАДН решило оспорить данное решение и подало апелляционную жалобу. Но и апелляционный суд поддержал законность дистанционных медосмотров сославшись на приказ Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 N 344/76 "Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации".

Отрицательная судебная практика

Постановление арбитражного суда г. Южно-Сахалинска Сахалинской области от 01 августа 2018 года по делу № А59-3632/2018

Истец ГУП «Макаровское ДРСУ» обратился в суд с целью признания недействительным предписания от 16.05.2018 г. выписанного Отделением ГИБДД Отделения МВД России по Макаровскому. Основанием выписанного постановления стало использование дистанционных медосмотров водителей на предприятии, что, со слов инспектора, не допускается текущим законодательством.

Суд не удовлетворил требования истца и встал на сторону ответчика, то есть отделения ГИБДД отделения МВД России по Макаровскому городскому округу. Однако, стоит прочитать обоснование данного отказа. Цитируем:

В ходе проверочных мероприятий, результаты которых зафиксированы в акте проверки от 16.03.2018 № 1, административным органом установлено, помимо прочего, что водители ГУП «Макаровское ДРСУ» с 03 марта 2018 года по настоящее время проходят предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр с применением телемедицинских технологий, а именно с использованием аппаратно-программного комплекса для регистрации, сохранения и передачи физиологических параметров человека «Телемедик» в отсутствие какого-либо медицинского работника. Отсутствует журнал на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации. Представленный для просмотра журнал на электронном носителе не заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исходя из текста постановления суда, можно понять, что:

  1. Истец не смог (или не стал) доказать, что в выпуске водителей на линию участвует живой медицинский персонал
  2. Истец не вел журнал предрейсовых медосмотров ни в бумажном, ни в электронном виде, скорее всего по причине отсутствия такого функционала в используемом программном обеспечении.

Исходя из данной судебной практики видно, что если бы были выполнены п.1 и п.2, то никаких оснований для препятствования проведению дистанционных медосмотров суд бы не нашел.

Мнение эксперта

Мы попросили сотрудника компании ООО "Телеосмотр" поделиться своим профессиональным мнением касательно текущего использования систем дистанционных медосмотров.
Дистанционные медосмотры водителей - это не будущее, а настоящее. Многие компании с собственным медицинским персоналом уже переключились на данную технологию и выиграли от этого. Однако, для малых предприятий, имеется проблема с гармонизацией законодательной базы. В законе нет ни явного запрета, ни явного одобрения на использование дистанционного оборудования при проведении медосмотра привлеченными медицинскими работниками по договору с медицинской организацией. И это единственное, что на данный момент сдерживает повсеместное внедрение, но и то, здесь юристы каждой компании сами принимают решение - использовать или нет, изучая судебную практику.

При этом, если мы осознаем, что нам показал 2020 год в виде пандемии, и посмотрим в будущее, то тут и к гадалке ходить не надо, чтобы понять, что всё будут стараться делать дистанционно.
Пащук Андрей
Специалист по внедрению систем дистанционных медосмотров ООО "Телеосмотр"

Итоги

Изучив факторы и тенденции, можно сделать вывод, что у дистанционных медосмотров, на сегодняшний день, больше плюсов чем минусов. Давайте разберем это подробнее.

Плюсы дистанционных медосмотров:


  • Жестко регламентированный медосмотр, отклонение от правил невозможно, что повышает качество диагностики.
  • Нет человеческого фактора, вследствие которого на рейс может выехать человек с алкоголем в крови.
  • Быстрая процедура проведения осмотра водителей, за счет пропорционального количества мест проведения осмотров.
  • Низкая цена в пересчете на 1 медосмотр по сравнению с классическим кабинетом и собственным медицинским персоналом.

Минусы дистанционных медосмотров:

  • Периодические изматывающие доказательства своей правоты в суде для предприятий, у которых нет собственного медицинского персонала и заключен договор с медицинским центром.
  • Проблемы при проведении медосмотров в отсутствие интернета.

Мы верим, что будущее за правильной автоматизацией всех рабочих процессов в компании. А вы уже сейчас можете автоматизировать не только процесс медосмотра водителей, но и процесс соблюдения тахографического режима, а также исключить штрафы за неправильную эксплуатацию тахографов. Для этого вы можете воспользоваться программным обеспечением GR.CARDS.
Все возможности данного программного обеспечения вы можете изучить по этим ссылкам:


Для каждого нового пользователя существует бесплатный 7-дневный тестовый период, в рамках которого вы с легкостью сможете проверить данные с любого количества тахографов и получить полный отчёт.

Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы лично узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!
Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

Другие материалы нашего блога

Примеры работы автопарков с программой GR.Cards