Для бесплатного использования тахографического онлайн-сервиса GR.Cards нужно пройти легкую регистрацию, нажав на кнопку ниже.

Если вы хотите сначала дочитать статью, закройте это всплывающее окно и возвращайтесь к регистрации попозже.

Законны ли дистанционные предрейсовые и послерейсовые осмотры?

Современные технологии стремительно проникают во все сферы и медицина здесь не исключение. Вот только успевает ли законодательство за технологиями и законно ли использовать современные средства дистанционных медосмотров? Разбираемся в данной статье.
Дата: 26 февраля 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 12 минут

Содержание

Что такое предрейсовый и послерейсовый осмотр?

Медосмотр водителей перед рейсом (или после рейса) - это законом утвержденная медицинская процедура, в ходе которой водителя (или любого иного сотрудника, в рабочие обязанности которого входит управление транспортным средством) проверяют на соответствие организма нормальным медицинским показателям.

В предрейсовый осмотр входят следующие процедуры:
  • Измерение температуры тела;
  • Измерение артериального давления;
  • Измерение алкоголя в выдохе;
  • Осмотр кожных покровов;
  • Проверка на утомляемость и прием психотропных веществ;
  • Опрос на общее самочувствие водителя.
Итогом такой проверки становится допуск или не допуск водителя на линию под личную ответственность медицинского работника.

Кому обязательно необходимо проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр

Предрейсвоый медосмотр должны проходить все, у кого в трудовые обязанности входит управление транспортным средством. Очень часто сотрудники компании, владеющий транспортом, думают, что это требование касается только тех сотрудников. у кого в трудовом договоре явно прописана должность "Водитель", однако это заблуждение. На самом деле это касается любого сотрудника, управляющего корпоративным транспортным средством. И инженера, и менеджера отдела продаж.

Послерейсовый медосмотр должны проходить водители, занимающиеся перевозками опасных грузов и пассажиров.

Что такое дистанционный предрейсовый и послерейсовый медосмотр

Дистанционный медосмотр - это современная технология, которая позволяет проводить осмотр персонала без непосредственного контакта с медицинским работником. То есть в помещении для проведения медосмотров стоит специальная станция, водитель садится за неё, идентифицирует себя и начинает проходить медосмотр. Все показания снимаются сертифицированными медицинскими инструментами, а весь процесс медосмотра происходит под наблюдением живого медицинского работника посредством видеокамеры. После прохождения процедуры данный медик, на основе снятых показаний, принимает решение - выпускать или не выпускать водителя в рейс. Если принимается положительное решение, то печатается специальная электронная подпись, которая равнозначна живой подписи медработника. Если принимается отрицательное решение. то водителю печатается предупреждение и медработник звонит непосредственному руководителю водителя, для принятия оперативных мер.

За счет автоматизации рутинной работы по измерению всех параметров персонала существенно повышается точность и скорость проведения медосмотра. А один медицинский работник может одновременно выпускать на линию в 5-10 раз больше водителей без потери качества. Это дает бОльшую безопасность и скорость на всех этапах.

Видео "проведение дистанционного медосмотра"

На основании каких законодательных документов возможно проведение дистанционных медосмотров?

ст.23 ч.7 Закон №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
7. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).

Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
п. 10 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  1. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;
(п. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

10) применением телемедицинских технологий.
(п. 10 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 242-ФЗ)
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н " Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"
Правда этот документ больше посвящен лечению, нежели профилактическому осмотру, однако в ч.II п.5 перечислены требования, которые необходимо выполнить для применения телемедицинских технологий.

Для осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой или дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями медицинская организация, медицинский работник которой осуществляет оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (далее - консультирующая медицинская организация), обеспечивает необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей). В случае осуществления консультаций с применением телемедицинских технологий в мобильных условиях, консультирующая медицинская организация обеспечивает мобильные средства связи и оборудование для проведения консультаций.
п.15 приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н допускает использование усиленной квалифицированной электронной подписи
Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесённые в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью
Ни один из перечисленных документов не регламентирует как именно должен проводится медосмотр (дистанционно или очно), что создает поле правовой неопределенности. Для того, чтобы лучше его понять далее мы разберем судебную практику.

Положительная судебная практика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2018 г. N 15АП-12799/2018 по делу N А53-12338/2018

ООО "Агро-авто" обратилось в суд с целью признать незаконным постановление от 17.04.2018 по делу N 2841 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Постановление было выписано в виду того, что во время проверки путевого листа инспектором было выявлено, что медосмотр проводился с использованием телемедицинских технологий. Инспектор счел это незаконным. Однако, суд встал на сторону истца и отменил постановление, а вместе с ним и штраф, тем самым признав, что дистанционный предрейсовый осмотр - это законный способ проведения осмотра.

УГАДН решило оспорить данное решение и подало апелляционную жалобу. Но и апелляционный суд поддержал законность дистанционных медосмотров сославшись на приказ Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 N 344/76 "Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации".

Отрицательная судебная практика

Постановление арбитражного суда г. Южно-Сахалинска Сахалинской области от 01 августа 2018 года по делу № А59-3632/2018

Истец ГУП «Макаровское ДРСУ» обратился в суд с целью признания недействительным предписания от 16.05.2018 г. выписанного Отделением ГИБДД Отделения МВД России по Макаровскому. Основанием выписанного постановления стало использование дистанционных медосмотров водителей на предприятии, что, со слов инспектора, не допускается текущим законодательством.

Суд не удовлетворил требования истца и встал на сторону ответчика, то есть отделения ГИБДД отделения МВД России по Макаровскому городскому округу. Однако, стоит прочитать обоснование данного отказа. Цитируем:

В ходе проверочных мероприятий, результаты которых зафиксированы в акте проверки от 16.03.2018 № 1, административным органом установлено, помимо прочего, что водители ГУП «Макаровское ДРСУ» с 03 марта 2018 года по настоящее время проходят предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр с применением телемедицинских технологий, а именно с использованием аппаратно-программного комплекса для регистрации, сохранения и передачи физиологических параметров человека «Телемедик» в отсутствие какого-либо медицинского работника. Отсутствует журнал на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации. Представленный для просмотра журнал на электронном носителе не заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исходя из текста постановления суда, можно понять, что:

  1. Истец не смог (или не стал) доказать, что в выпуске водителей на линию участвует живой медицинский персонал
  2. Истец не вел журнал предрейсовых медосмотров ни в бумажном, ни в электронном виде, скорее всего по причине отсутствия такого функционала в используемом программном обеспечении.

Исходя из данной судебной практики видно, что если бы были выполнены п.1 и п.2, то никаких оснований для препятствования проведению дистанционных медосмотров суд бы не нашел.

Мнение эксперта

Мы попросили сотрудника компании ООО "Телеосмотр" поделиться своим профессиональным мнением касательно текущего использования систем дистанционных медосмотров.
Дистанционные медосмотры водителей - это не будущее, а настоящее. Многие компании с собственным медицинским персоналом уже переключились на данную технологию и выиграли от этого. Однако, для малых предприятий, имеется проблема с гармонизацией законодательной базы. В законе нет ни явного запрета, ни явного одобрения на использование дистанционного оборудования при проведении медосмотра привлеченными медицинскими работниками по договору с медицинской организацией. И это единственное, что на данный момент сдерживает повсеместное внедрение, но и то, здесь юристы каждой компании сами принимают решение - использовать или нет, изучая судебную практику.

При этом, если мы осознаем, что нам показал 2020 год в виде пандемии, и посмотрим в будущее, то тут и к гадалке ходить не надо, чтобы понять, что всё будут стараться делать дистанционно.
Пащук Андрей
Специалист по внедрению систем дистанционных медосмотров ООО "Телеосмотр"

Итоги

Изучив все факторы и тенденции, можно сделать вывод, что у дистанционных медосмотров, на сегодняшний день, больше плюсов чем минусов. Давайте разберем это подробнее.

Плюсы дистанционных медосмотров:

  • Жестко регламентированный медосмотр, отклонится от правил невозможно, что повышает качество диагностики.
  • Нет человеческого фактора, вследствие которого на рейс может выехать человек с алкоголем в крови.
  • Более быстрая процедура проведения осмотра водителей, за счет пропорционального количества мест проведения осмотров.
  • Более низкая цена в пересчете на 1 медосмотр по сравнению с классическим кабинетом и собственным медицинским персоналом.

Минусы дистанционных медосмотров:

  • Периодические изматывающие доказательства своей правоты в суде для предприятий, у которых нет собственного медицинского персонала и заключен договор с медицинским центром.
  • Проблемы при проведении медосмотров в отсутствие интернета.

Мы верим, что будущее за правильной автоматизацией всех рабочих процессов в компании. А вы уже сейчас можете автоматизировтаь не только процесс медосмотра водителей, но и процесс соблюдения тахографического режима, а также исключить штрафы за неправильную эксплуатацию тахографов. Для этого вы можете воспользоваться программным обеспечением GR.CARDS. Все возможности данного программного обеспечения вы можете изучить по этим ссылкам:


Для каждого нового пользователя существует бесплатный 7-дневный тестовый период, в рамках которого вы с легкостью сможете проверить данные с любого количества тахографов и получить полный отчёт.

Регистрируйтесь прямо сейчас, чтобы лично узнать о всех преимуществах использования сервиса GR.Cards!
Другие материалы нашего блога