Часто задаваемые вопросы по тахографам

Почему надо использовать тахографы? Кто обязан и не обязан это делать? Какие требования предъявляются к установке и эксплуатации тахографа? Что и сколько стоит? Как правильно обслуживать оборудование? Кто в автопарке несет ответственность за тахографы и отвечает перед законом? Как эффективно следить за работой тахографов и не получать штрафы? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете в нашей статье.

Также советуем почитать материал про часто задаваемые вопросы по картам водителя.
Дата: 22 ноября 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 20-60 сек. на ответ
Тахограф: ответы на часто задаваемые вопросы

Содержание

Для чего нужен тахограф

Тахограф – это контрольное устройство для регистрации режима труда и отдыха водителей, скорости и других параметров работы автомобиля. Тахографы устанавливаются на грузовиках и автобусах с целью пресечения ДТП по причине переутомления водителей.

С помощью тахографов владельцы транспорта могут:

  • контролировать, как водители соблюдают режим труда и отдыха
  • избегать аварийных ситуаций с участием своих автомобилей
  • планировать графики работы водителей в соответствии с требованиями закона
  • работать без риска штрафов

На основании данных, зафиксированных тахографом, госорганы (ГИБДД, УГАДН) вправе выносить предупреждения и штрафы за:

  • за несоблюдение режимов труда и отдыха
  • за нарушение требований к использованию тахографов

На каких автомобилях нужно устанавливать тахограф

По законам Российской Федерации тахограф должен быть установлен:

  • на грузовиках категорий N2 (масса от 3,5 до 12 тонн) и N3 (масса свыше 12 тонн)
  • на автобусах категорий M2 (более 8 пасс. мест, масса до 5 тонн) и M3 (более 8 пасс. мест, масса свыше 5 тонн)

Использовать тахографы при осуществлении коммерческих и некоммерческих перевозок обязаны все владельцы перечисленного транспорта:

  • юридические лица
  • индивидуальные предприниматели
  • физические лица

На каких автомобилях НЕ нужно устанавливать тахограф

По закону (Приказ Минтранса №440, приложение 2) тахографы российского образца с блоком СКЗИ не требуется устанавливать:

  • на спецтехнике
  • на коммунальной технике
  • на различных типах специального транспорта
  • на автомобилях МВД, Росгвардии, Минобороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи
  • на транспорте, который передвигается в пределах территории предприятия
  • на транспорте сельхозпроизводителей при внутрихозяйственных перевозках
  • на учебных автомобилях
  • на автомобилях старше 50 лет в оригинальном состоянии
  • на транспорте, осуществляющем международные перевозки*
* Присутствие в списке исключений международных перевозчиков вовсе не означает, что они не обязаны использовать тахографы. На их транспорте должен быть установлен тахограф европейского образца ЕСТР – при условии наличия карточки допуска к международным перевозкам (карта МАП). Передвижение транспорта, осуществляющего международные рейсы, по российским дорогам без тахографа незаконно.
Программа для планирования техобслуживания GR.CARDS
Подходит для любого транспорта
Отправит уведомления о предстоящих работах по SMS и e-mail
Можно работать с телефона и компьютера подключенного к интернету

В каких законах сказано о требовании устанавливать тахограф

Обязанность использовать тахографы на грузовиках N2, N3 и автобусах M2, M3 прописана в Статье 20 Закона "О безопасности дорожного движения". Действие закона распространяется на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Требования к тахографам, категории и виды ТС, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов зафиксированы в Приказе Минтранса №440 от 28.11.2020 (до него был приказ №36).

Порядок оснащения транспорта тахографами закреплен в Приказе Минтранса России от 26.10.2020 № 438 (ранее действовал приказ №273).

Для владельцев автобусов прописаны отдельные требования:


Плюс без тахографа невозможно выполнять требованиям к труду и отдыху водителей грузового и пассажирского транспорта:

Какие штрафы за отсутствие тахографа

Отсутствие тахографа приведет к штрафам:

  • на водителей: от 3000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц: от 7000 до 10 000 рублей
  • на ИП: от 15 000 до 25 000 рублей
  • на юрлиц: от 25 000 до 50 000 рублей

Такие же штрафы будут выписаны за нарушение требований к использованию тахографа (в т.ч. за езду без карты водителя) и за неисправный тахограф.

Все эти штраф закреплены в Статье 23 КоАП РФ.

Какие тахографы можно и нельзя использовать

Однозначно нельзя эксплуатировать аналоговые тахографы. С 2016 года разрешено использовать исключительно цифровые тахографы.

На транспорте, работающем в пределах РФ, необходимо устанавливать цифровые тахографы с блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Среди них:

• АТОЛ Drive 5
• АТОЛ Drive Smart
• Штрих Taxo Rus
• VDO DTCO 3283
• Меркурий ТА-001
• ТЦА-02НК
• КАСБИ SMART
• МИКАС

На транспорте, допущенном к международным перевозкам, используются цифровые тахографы ЕСТР. Например:

• VDO DTCO 1381
• Stoneridge SE5000
• EFKON EFAS-4

Официальный перечень разрешенных тахографов можно посмотреть на сайте ФБУ "Росавтотранс": модели СКЗИ, модели ЕСТР.

Какая средняя цена тахографа

Стоимость оборудования составляет в среднем:

  • тахографы СКЗИ – от 32 000 рублей
  • тахографы ЕСТР – от 36 000 рублей

Дополнительные расходы потребуются на установку тахографа (5-10 т.р.), на оформление карт водителя для тахографа (около 3 т.р.), на покупку считывателя для выгрузки данных с карт водителя (1 т.р.), на термобумагу для распечаток ленты тахографа (около 400 р. за три рулона).

В процессе эксплуатации нужно предусматривать затраты на перевыпуск карт водителя (раз в 3 года), на замену блока СКЗИ (раз в 3 года), на повторную калибровку.

Подробный обзор затрат на тахограф вы можете прочесть в этой статье.

Где можно устанавливать тахографы

Самостоятельная установка тахографа запрещена.

Работой по установке и техническому обслуживанию тахографов могут заниматься только организации, аккредитованные в ФБУ "Росавтотранс" – они должны иметь клеймо мастерской.

Проверить, является ли мастерская официальной, можно на сайте Агентства автомобильного транспорта. Также советуем опираться на наш выбор проверенных мастерских.

При работе с тахографами СКЗИ мастерская должна также иметь лицензию ФСБ, которая дает право работать со средствами криптографической защиты информации.

Монтаж тахографов должен производиться на специально оснащенной базе мастерской строго по регламенту, утвержденному в Приказе №438 Минтранса (Приложение N 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства).

Советуем всегда проверять мастерские на предмет наличия допусков и лицензий. Не поленитесь узнать отзывы других о перевозчиков о качестве работы мастерской. Убедитесь, что в договоре четко прописаны гарантийные обязательства. Тем самым вы сможете уберечь себя от непрофессиональной установки тахографа и напрасной траты денег.

Сколько стоит установка тахографа

В среднем базовые затраты на установку тахографа составляют 5000-7000 р.

Они включают такие работы, как: монтаж тахографа, первичная настройка и поверка, активация блока СКЗИ, опломбирование оборудования, разъемов и датчиков, установка калибровочной таблички в кабине, оформление документации, инструктирование водителей и должностных лиц.

Для отдельных моделей автомобилей могут потребоваться дополнительные расходы на уровне 2000-5000 р. Например, если требуется установить датчик скорости вместо штатного и электронный спидометр вместо механического, проложить кабели к датчикам, установить короб для тахографа, подключить оборудование к CAN-шине автомобиля.

В итоге общие затраты на покупку и монтаж тахографа обходятся владельцам в сумму не менее 40 000 рублей.

Почему и когда нужно менять блок СКЗИ

Срок работы блока СКЗИ (НКМ), который должен быть во всех тахографах российского образца, составляет ровно три года. За это время ресурсы хранения данных в памяти блока исчерпываются. Так что раз в 3 года блок СКЗИ обязательно нужно переустанавливать.

Также замена блока СКЗИ потребуется, если:

  • внесены изменения в регистрационных данных ТС
  • сменился владелец автомобиля
  • изменились государственные номера
  • тахограф переустановлен с одного автомобиля на другой

После демонтажа блока владелец должен обеспечить его хранение в течение года и затем отдать мастерской на утилизацию.

Подробнее о правилах, процедуре и стоимости замены СКЗИ читайте в нашей статье.

В каких случаях нужна повторная калибровка тахографа

Повторную калибровку, то есть настройку* тахографа требуется производить каждые три года, либо:

  • при замене блока СКЗИ
  • при изменении идентификационного номера (VIN) и/или гос.номера (VRN) автомобиля
  • при нарушении опломбировки
  • после ремонта тахографа и любых действий, влияющих на его настройки (замена датчика скорости или спидометра, замена кабельных соединений, переустановка на другой автомобиль и т.д.).

* В приказах Минтранса термин "калибровка" давно заменил термин "настройка". Но в обиходе слово калибровка сохраняется. Так что настройка и калибровка тахографа – это одно и то же.

Подробнее о калибровке читайте в статье "Калибровка тахографа. Правила, сроки, штрафы, рекомендации".

Можно ли использовать тахограф БУ

Можно, но с крайней осторожностью.

Тахограф должен быть в работоспособном состоянии, поверен, откалиброван и установлен по всем правилам в аккредитованной мастерской.

Убедиться, что оборудование занесено в гос.реестры и допущено к использоваться на транспорте, можно:


С точки зрения экономии покупка б/у тахографа СКЗИ не сильно себя оправдывает, так как все равно придется приобретать и устанавливать новый блок СКЗИ – это не менее 20 т.р. В случае с тахографами ЕСТР никакие блоки менять не надо – выгода будет более ощутимой.

В любом случае советуем покупать бывшие в употреблении тахографы в компаниях, которые при этом занимаются их установкой и могут обеспечить гарантийные обязательства.

Можно ли переставить тахограф на другой автомобиль

Да, это можно делать. Но только в мастерской, аккредитованной Минтрансом, с соблюдением всех требований и регламентов по оснащению транспорта тахографами.

При переустановке тахографа российского образца с одного автомобиля на другой необходимо заменить блок СКЗИ на новый.

Как правильно пользоваться тахографом

Ответ на этот вопрос не уместится в пару предложений. Но важно знать несколько "золотых" правил:

  • Всегда вставлять карту в начале смены и извлекать ее в конце смены
  • Не давать карте "ночевать" в тахографе
  • Устанавливать режим "отдых", когда водитель уходит на перерыв

Для лучшего понимания и обучения рекомендуем вам наш детальный обзор, где вы найдете:

  • правила использования тахографов для водителей и должностных лиц
  • инструкции для всех популярных моделей тахографов
  • дополнительные практические материалы

Также вам помогут разобраться статьи:


Плюс советуем пользоваться шаблоном инструктажа для водителей по правилам использования цифрового тахографа. Скачать инструктаж.

Можно ли ездить с тахографом без карты водителя

Однозначно нельзя. Согласно требования приказа №440, перед началом движения водители обязаны:

  • вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя)

Передвижение с тахографом без карты водителя является грубым нарушением правил использования тахографа и карается штрафами по статье 11.23 КоАП.

Как соблюдать режим труда и отдыха по тахографу

В России водители, работающие на юрлиц и ИП, должны соблюдать требования Приказа №424 Минтранса "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей". В числе основных правил:

  • Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.
  • Когда водитель работает 5 дней в неделю или 6 дней в неделю, то продолжительность ежедневной работы (смены) определяется путем деления рабочих часов за всю неделю на количество рабочих дней.
  • Если стандартная ежедневная или еженедельная продолжительность не может соблюдаться (например, не хватает 8 часов в день или график работы 2/2), то для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени.
  • При суммированном учете время работы водителя не ограничивается 40 часами в неделю. За основу берется другой период (допустим, месяц) и контролируется количество часов за это время.

В Приказе №424 достаточно много тонкостей. Разобраться в них вам помогут наши статьи и таблица-памятка:


Для международных перевозчиков действуют отдельные нормы ЕСТР. О них вы прочтете в этих материалах:


Для российских физлиц, которые не работают на какую-либо организацию, нормы времени управления ТС и отдыха зафиксированы в Статье 26 Правил дорожного движения.

Нужно ли скачивать данные из тахографа

Тахографы СКЗИ

В российских законах нет требования скачивать данные напрямую из тахографа в процессе эксплуатации. Это остается на усмотрение владельца транспорта. Но перед утилизацией тахографа все данные необходимо выгрузить и хранить их в течение года (пункт 13.9 приказа №440).

Зато есть неукоснительное требование скачивать данные с карт водителей каждые 28 дней и хранить их в течение года. Если этого не делать, то должностные лица и компания могут получить штрафы при проверках предприятия Ространснадзором.

О том, как скачивать данные и с ними работать, вы можете прочесть в наших статьях:


Тахографы ЕСТР

При использовании европейских тахографов скачивать данные из памяти устройства необходимо раз в 90 дней и обеспечивать их хранение в течение 24 месяцев.

Информацию с карт водителя нужно выгружать раз в 28 дней и хранить 1 год.

Проверяют ли тахограф при техосмотре

Да.

Наличие работоспособного тахографа является одним из условий прохождения технического осмотра грузовиков и автобусов. Об этом сказано в пункте 82 раздела "Прочие элементы конструкции" Правил технического осмотра (ПП №1434). Подробнее о том, как подготовить транспорт с тахографами к техосмотру читайте в статьях:

Нужно ли проверять работу тахографа при предрейсовом контроле

Да.

С 2021 года тахограф внесен в перечень исправностей, которые проверяются во время предрейсового и предсменного контроля. Это указано в пункте 7 приказа Минтранса №9 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств".

Делая в путевом листе отметку "Контроль технического состояния транспортного средства пройден", механик берет на себя ответственность, что с тахографом все в порядке. Если при проверках ГИБДД обнаружится, что транспорт передвигался с изначально неисправным тахографом, то должностному лицу и компании неминуемо будет выписан штраф.

Также, согласно ПДД РФ, при неисправном тахографе запрещается эксплуатация транспортных средств (Пункт 7.4, "Прочие элементы конструкции").

    Кто и какую ответственность несет за работу с тахографами в автопарке

    В любой компании, эксплуатирующей грузовики и автобусы, должны быть сотрудники, ответственные за работу с тахографами и за соблюдение режимов труда и отдыха водителями.

    Как правило, это механики и инженеры по безопасности дорожного движения. В перечень их обязанностей входят:

    • инструктажи водителей по обращению с тахографами
    • контроль за их правильным использованием
    • контроль технического состояния
    • своевременное считывание данных с карт водителей (раз в 28 дней) и хранение в течение года
    • замена блока СКЗИ в российских тахографах раз в 3 года

    Полный перечень обязанностей из приказа №440 приведен в раскрывающемся списке.
      В случае выявления ГИБДД или УГАДН нарушений, допущенных должностными лицами, им и компании-работодателю грозят штрафы по статье 11.23 КоАП.

      Более того, если нарушение правил использования тахографов допустил только водитель исключительно по своей вине (например, ехал без карты), то это все равно приведет к возбуждению административного дела в отношении должностных лиц и компании. Так как они не смогли правильно его проинструктировать.

      На эту тему читайте статью "Штраф за тахограф для должностных лиц. Как это происходит".

        Как должностным лицам эффективно контролировать использование тахографов и избегать штрафов

        Для экономии времени и повышения эффективности советуем автоматизировать контроль за тахографами в автопарке.

        Это можно сделать с помощью сервиса по считыванию и анализу данных с карт водителей GR.Cards.
        1. Скачайте программу.
        2. Считайте карты водителей.
        3. Зарегистрируйтесь в сервисе и загрузите данные считанных карт в GR.Cards.
        На основе информации, считанной с карт, GR.Cards предоставляет отчеты:
        • о нарушениях правил использования тахографов (езда без карты)
        • о соблюдении режимов труда и отдыха
        • о сроках считывания и замены карт водителей
        • о сроках замены блоков СКЗИ
        • о возможных проблемах с тахографами

        Примеры отчетов:
        Поделиться статьей в мессенджерах и социальных сетях

        Другие материалы нашего блога

          Примеры работы автопарков с программой GR.Cards