Кому принадлежит карта водителя, кто ее выдает и оплачивает?

Должен ли водитель вернуть карту работодателю при увольнении? Может ли он в период срока действия карты получить еще одну на свое имя? Надо ли меня карточку водителя при замене водительских прав? Эти и другие вопросы разбираем в нашей статье.
Дата: 15 апреля 2021
Автор: Команда "Геороут"
Время чтения: 6 минут
Кому принадлежит карта водителя

Кому принадлежит карта водителя?

Ответ — водителю. В Пункте 4 Порядка выдачи карт, используемых в тахографах, утвержденного приказом Минтранса РФ от 23 октября 2020 г. N 435 говорится, что заявителем в случае обращения за выдачей документа является физическое лицо, т.е. карточка выдается ему, и именно он ее владелец.
Программа для планирования техобслуживания GR.CARDS
Подходит для любого транспорта
Отправит уведомления о предстоящих работах по SMS и e-mail
Можно работать с телефона и компьютера подключенного к интернету

Кто выдает карту водителя?

Ответ – владелец транспортных средств.

По ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» оснащение транспорта тахографами - обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работа которых связана с эксплуатацией ТС в нашей стране.

Как следует из п.2 Приложения №1 к приказу Минтранса России от 28.10.2020 N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на ТС, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», в состав тахографа входят бортовое устройство и компоненты, к которым относится карта водителя.

Документ обеспечивает идентификацию и аутентификацию сотрудника с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя. Она содержит информацию о его фамилии, имени, дате рождения, номере его водительского удостоверения и наименовании выдавшего его органа, фотографию и прочее.

Может ли работодатель требовать с работника возмещения расходов, понесенных за оформление карты водителя?

С одной стороны, карта принадлежит водителю, с другой - работодатель правомерно считает её своей собственностью. Пока такая правовая коллизия не разрешена ответ — нет. Во-первых, возможность реализации работодателем права требования возмещения работником расходов, понесенных на оформление того или иного официального документа на работника, не зависит от того, у кого именно находится оригинал документа. Во-вторых, мы считаем, что в случае судебного разбирательства такое требование работодателя суд не поддержит (это подтверждается судебной практикой, например, вот одно из таких дел https://www.garant.ru/news/1223111/), поскольку именно на работодателей закон возлагает обязанность по оснащению транспортных средств, на которых работают его сотрудники, тахографами, в состав которых входят карты водителей.

Тем не менее, работник должен понимать, что карта водителя - это его личный документ, который был изготовлен за деньги работодателя, и в случае увольнения работодатель фактически теряет часть вложенных средств. Именно поэтому мы рекомендуем решать вопрос мирно, в досудебном порядке, и советуем при увольнении вернуть работодателю остаточную часть за выпущенную карточку.

Кроме того, в большинстве компаний при найме теперь требуется карта водителя, так что справедливо и разумно "выкупить" ее у предыдущего работодателя и продолжить свою работу на другом предприятии без задержек на перевыпуск.

Должен ли водитель вернуть карту работодателю при увольнении?

Ответ – нет. Ни ТК РФ, ни Приказ №440, не обязывают сотрудника, которому в период действия трудовых отношений с той или иной организацией была оформлена карта водителя, вернуть ее работодателю при увольнении. Кроме того, действия работодателя по удержанию карточки при увольнении работника, на наш взгляд, лишены практического смысла, поскольку после того, как трудовые отношения с работником прекратятся, работодатель не сможет воспользоваться именным документом работника, либо передать этот документ в пользование другим лицам (другим работникам). О чем больше стоит беспокоится работодателю, так это о здоровом повышении эффективности труда, чему может поспособствовать правильная эксплуатация тахографов и программного обеспечения для тахографов.

Можно ли выпустить карту водителя при наличии действующей?

Такой вопрос часто возникает, когда работодатель настаивает на изъятии карточки при увольнении, аргументируя тем, что водитель может выпустить себе новую.

Ответ – нет. Расторжение трудового договора с организацией, которая на момент выдачи карты состояла в трудовых отношениях с водителем не является причиной для замены документа.

Замена действующей карты водителя производится только в случае:

  • когда срок действия истекает;
  • наличия дефекта карточки, делающего ее использование невозможным или при работе со сбоями;
  • утери или кражи.
А при выпуске новой карты водителя, изготовитель проверяет наличие действующей у заявителя. При обнаружении этого факта, изготовитель откажет в изготовлении новой.

Следовательно, работодатель, удерживая у себя документ при увольнении работника, лишит последнего возможности трудиться в дальнейшем в другой организации по должности водителя, поскольку оформление другой карточки на него будет невозможно до окончания срока действия удержанной карты (или до ее утраты или кражи).

Может ли работодатель требовать оставлять карту водителя на работе в нерабочее время (выходные или отпуск)?

Ответ – нет. С точки зрения закона Российской Федерации сотрудник не обязан оставлять свою карту у работодателя, так как он является ее владельцем (см. Приказ №435 Минтранса РФ). Следовательно, любые "карательные" меры со стороны работодателя за то, что именная карта водителя для тахографа не была оставлена на работе, противоречат закону РФ. Если вы столкнулись с такой ситуацией и вас каким-либо образом "наказали", то вы в праве оспорить это и защитись свои права через суд.

Работодателя можно понять - он видит риск "нецелевого" использования карточки в нерабочее время, что может привести к штрафам на юрлицо. Однако законодатель четко урегулировал этот момент в КоАП 11.23. Теперь должностное лицо и владелец ТС понесет наказание только если будет доказано, что водителю было выдано задание на движение, которое противоречит нормам труда и отдыха. В выходные дни и дни отпуска таких заданий быть не может по определению, следовательно и рисков получить штраф работодатель не несет.

Законно ли требовать уничтожения карты водителя, оплаченной работодателем?

Ответ – нет. Согласно Приказу Минтранса 435, владельцем карты являетесь вы, даже если за нее платила ваша организация. Поэтому возникает правовая коллизия, когда плательщиком была организация, а владельцем карточки является сотрудник.

В данном случае мы рекомендуем спокойно объяснить свои права и договориться с работодателем. Возможно, справедливым решением будет возмещение работодателю расходов за оставшийся период использования карты после увольнения и до истечения её срока годности.

Надо ли менять карту водителя при замене водительских прав?

Ответ – нет. В соответсвии с законом, допускается управление транспортом с картой водителя до истечения её срока годности, даже если после ее получения сотрудник получил новое водительское удостоверение. Это прописано в Приказе Минтранса РФ N 435, п. 22: "В случае замены водительского удостоверения в течение срока действия карты замена ее не производится."

Можно ли управлять ТС с тахографом в период оформления карты водителя?

Ответ – нет. Карта водителя является обязательной составной частью тахографа. Если она водителя отсутствует, то это нарушение засчитывается за отсутствие (или за неисправность) тахографа и инспектор, при проверке, может выписать штраф водителю, должностному лицу и юридическому лицу (или ИП) в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ.

Если речь идет про замену карточки, то, как сказано в Приказе Минтранса РФ N 435, п.24, "владелец карты в праве продолжать управлять транспортным средством без карты водителя в течение не более 15 календарных дней, а также в течение более продолжительного периода - в случае необходимости возвращения транспортного средства на предприятие."

Однако, если такая необходимость есть, мы рекомендуем возить с собой документы, которые могли бы подтвердить, что карточка заказана и находится в процессе изготовления. Кроме того, в обязательном порядке делать распечатки с тахографа и подтверждать их личной подписью, в качестве подтверждения соблюдения режима труда и отдыха. Но, повторимся, отсутствие карты является нарушением, кроме случая, когда она находится на перевыпуске.

Можно ли водителю самостоятельно скачивать данные с карты, помимо прохождения такой процедуры на предприятии?

Ответ – да. Работник может скачивать данные с карты водителя любое количество раз в любое время. Для этого отлично подойдет бесплатная версия программы GR.CARDS. Более того, если речь идёт о карточке для тахографа с блоком СКЗИ, то самостоятельное скачивание данных обезопасит от штрафа по ст. 12.23 КоАП РФ, который может быть наложен на водителя, если данные будут считаны реже чем 1 раз в 28 дней. Об этом прямо говорится в приказе Минтранса РФ №440.

Если карта тахографа заблокировалась, может ли водитель или предприятие самостоятельно ее разблокировать?

Ответ – да. Законом допускается самостоятельная разблокировка карты водителя для тахографа. Для этого вам понадобиться считыватель карт, бесплатное программное обеспечение и конверт от заблокированной карточки с PUK-кодом. Далее вам нужно пройти все шаге вот по этой инструкции, и вы сможете разблокировать ее самостоятельно.

Автоматизировать работу по считыванию и анализу данных с карт водителей и контролировать правильность их эксплуатации вам поможет сервис GR.Cards. Основные функции доступны бесплатно, расширенные возможности предоставляются по абонентской и весьма скромной плате.

Другие материалы нашего блога

    Примеры работы автопарков с программой GR.Cards